Режиссер А. Прошкин, производство ТО «Экран», 1981год.
В ролях: А. Фрейндлих - Лилия Ивановна Родимцева, Ю. Будрайтис - Наркис Михайлович Родимцев, А. Табаков - Дима.
В семье Родимцевых было неспокойно - маму накрыл кризис. В такие периоды мы не очень понимаем чего хотим, зато прекрасно знаем чего не хотим. Прожив половину жизни, причем лучшую половину, людям кажется, что в оставшиеся годы надо жить как-то иначе, более ярко и непременно в отсутствии помех.
Главной помехой и причиной всех жизненных неудач, как правило, считается не подходящий спутник жизни. Действительно, не в себе же искать причину собственных провалов?
У Лилии Ивановны не было четкой программы действий на будущее. Она не мечтала о новом браке, а просто хотела жить по-другому, без мужа, который последнее время ее дико раздражал.
Родимцева физически не воспринимала супруга после двадцати лет совместной жизни. Женщину трясло от факта пребывания Наркиса в одном пространстве с ней.
Справедливости ради следует заметить, что причины для раздражения были. Наркис Михайлович при всем своем сливочном характере забыл о том, что его супруга женщина.
Уникальный специалист отечественной парфюмерии даже выглядел отталкивающе - нестриженые волосы и такая же борода придавали ему неряшливый вид, который завершала видавшая виды зимняя шапка. Если на службе Наркис все это как-то еще приводил в порядок, то дома ходил в разобранном виде.
Оба супруга нормально зарабатывали, но все домашние обязанности были на на более энергичной Лилии. Меланхолично настроенный Наркис вяло сопротивлялся любым переменам.
Когда-то эти люди были счастливы, любили друг друга, вместе растили прекрасного сына Диму. И вот все прошло - один перестал обращать внимания на жену, другая возненавидела его и за это в том числе.
В доме поселился стойкий негатив, в котором я более обвиняю героиню А. Фрейндлих поскольку ее мужа все устраивало и он не собирался разводиться.
При всех недостатках Наркиса сын тянулся к нему, как к более спокойному и рассудительному человеку. И это тоже раздражало Лилию. Решение о разводе приняла именно она, но поговорить с сыном почему-то не удосужилась.
Откровенный разговор не состоялся потому что маме было нечего сказать по существу. Дима не мог понять причину развода родителей. Причина же была в том, что мама устала жить рядом с папой, что у нее начался гормональный сбой и все вместе это привело к изменению характера.
Лилия Ивановна считала что сын молча обязан смириться с изменениями своей жизни. Наркис Михайлович тоже не решился на откровенный разговор с Димой.
Родители не сделали того, что обязаны были сделать - объяснить сыну причину развода и обрисовать ему планы на дальнейшую жизнь. Сказать, что скандалы прекратятся как только они разъедутся, что будут общаться, обмениваться новостями, что она не враги друг другу и ему.
Дима был прав, говоря о том, что Родимцевым повезло с ребенком, который учится на отлично и спортом занимается. Родители создали проблемы на ровном месте и в результате Дима сбежал от них и поступил в мореходное училище. И тут опять им повезло потому что все могло закончиться хуже.
В конце фильма Родимцевы встречаются в метро и, судя по тому, как они реагируют друг на друга, не исключено воссоединение семьи. Но в этой семье уже не будет прежнего Димы, которого они предали.