Найти в Дзене
Полярная крачка

Лесные новости: серебрятся ивы, появляются проталины, снег как сыр, а я на лыжах по насту

Давно не было лесных новостей из нашей деревни. До поездки в Сочи мы успели сходить в небольшие лыжные походы в окрестных лесах, после которых я уже и не питала надежд снова встать на лыжи в этом сезоне, ведь до нашего леса мы могли добраться только к середине марта.

Но, несмотря на то что погода стоит весенняя, а дневные температуры стабильно плюсовые, я смогла ещё несколько раз покататься.

Март прекрасен тем, что утром, после ночных морозов, на открытых участках образуется плотный наст, хотя снега осталось на полях немного, и местами уже выглядывают обширные островки прелой травы. Но по утрам ещё можно катиться по ровному и скользкому замёрзшему покрову, пока он не превратился в послеобеденную растаявшую кашу.

-2

На открытых полянах перед лесом снежный покров теперь похож на морскую гладь, взъерошенную лёгким ветром — снег застыл в небольших волнистых и хрустящих на ощупь изгибах.

А в лесу такого более-менее прочного наста, как на полях, нет, но я всё равно не удержалась и сходила на короткую разведку по нашему привычному маршруту, усердно обходя лужи и стараясь не провалиться в воду, коварно прячущуюся под слоем снега.

Сам покров здесь очень рыхлый и похож на сыр — солнце и капли воды, падающие во время дневных оттепелей с веток деревьев, изрешетили снег. Он обмяк и осел, как несъеденный вовремя сорбет, приправленный в некоторых местах ржавыми хвоинками елей. А под упавшими шишками и пластинками сосновой коры появились ямки-проталины — тёмные пятна на снегу привлекают больше света и тепла.

Не только на полях, но и в лесу местами уже отогрелись и оттаяли островки прошлогодней травы и мха. Кое-где из-под снега выбрались макушки вечнозелёного ароматного багульника, стебли болотного мирта, а вокруг деревьев — маленьких и больших — образовались кольца.

Силуэт леса засеребрился — на фоне синего мартовского неба горят маленькими блестками опушенные ивовые почки на тонких нитевидных ветках. Прищуришься, и эти заросли подлеска на окраине массива превращаются в хоровод сверкающих бликов.

Свежих следов лесных обитателей во время этой прогулки я не нашла, только старые, уже подтаявшие заячьи следы и едва заметные крохотные отпечатки вездесущих белок. Но ни одного лося — даже на той поляне, где мы в прошлый раз обнаружили их лёжки.

Особая красота мартовского леса кроется в потрясающей в это время игре света и тени. Солнце поднимается с каждым днём всё выше и ярко освещает завесу из сосновых стволов и их ажурных крон, а они, вместе с кривыми берёзками, зарослями осин и другой молодой поросли, в свою очередь отбрасывают причудливые тени на шершавый «сырный» снег.

Внутри леса создаются почти осязаемые взвеси тёплого солнечного света, которые выборочно освещают те или иные деревья, вспыхивая неожиданно в разных местах в зависимости от движения облаков.

Придёт густая завеса, загородит солнце, и лес тут же погружается в синий сумрак. Но через несколько минут облака неохотно уйдут в сторону, снова зажгутся прожекторы, заиграют блики и рваные пятна света на снегу.

Стою посреди леса одна, смотрю, задрав голову, на макушки сосен и думаю только об одном — как же хорошо снова оказаться в северном лесу! Природа Причерноморья безусловно прекрасна, но наши бореальные леса мне гораздо привычнее и роднее. Красиво, уютно и очень спокойно сейчас в лесу. Впрочем, как и всегда.

На этом пока всё. Все фенологические (сезонные) заметки из леса можно найти в рубрике «Наблюдая природу».

Леса
8465 интересуются