Не читайте художественные произведения как изложение фактов или как исследования по социологии и психологии. Следующие правила объясняют, какой подход нужен к чтению художественной литературы.
1 Не пытайтесь найти «основную мысль»
Художественные тексты не являются в первую очередь дидактическими. Ни одно великое произведение нельзя свести к подслащенной морали, как пытаются нас убедить некоторые современные критики.
В художественных книгах следует искать сюжет, а не мораль.
2 Не ищите термины, утверждения и аргументы
Все эти средства относятся к логике, а не к поэзии. Они свойственны употреблению языка, цель которого — передавать знания и мысли, но абсолютно чужеродны в том случае, если язык является средством выражения чего-то непередаваемого, то есть когда он используется творчески.
3 Не оценивайте художественную литературу по стандартам правдивости и последовательности, которые обычно применяются к книгам, несущим знания
Искажение фактов не повредит художественной истории, если рассказчику удастся сделать ее правдоподобной. Читая биографию человека, мы хотим знать правду о его жизни. Читая роман, мы ищем сюжет, правдивый лишь в том смысле, что это могло случиться в мире персонажей и событий, созданном автором.
4 Не читайте все художественные книги одинаково
Художественные книги, как и научные, делятся на жанры — стихи, романы, пьесы, которые, соответственно, нужно читать по-разному.
Правила для чтения великих книг применимы для художественной литературы с некоторыми поправками. Здесь приведем пять вопросов, которые помогут любому читателю составить критическое мнение о художественной литературе.
1. Насколько это произведение целостно?
2. Насколько сложна структура частей и элементов, составляющих целое?
3. Правдоподобна ли эта история, то есть обладает ли она художественной реалистичностью?
4. Поднимает ли вас эта книга от привычного состояния поверхностного созерцания мира к ощущению ясного бодрствования, вызывая эмоции и пробуждая воображение?
5. Создается ли в книге новый мир, который вас притягивает и в котором, как вам кажется, вы видите жизнь во всей ее полноте?