Господь установил тайну Причащения, причащает Телом и Кровью Своей в Церкви, для того, чтобы огнём Своего Божества с корнем даже до седьмого колена искоренить всякое проклятие из нас, изжечь огнём наши грехи, и мы должны войти в сообщество в Его Святость и Правду, в Его Нетление, чтобы унаследовать вечную жизнь, чтобы сделаться подобными по образу с Ним кроткими, смиренными, милосердными, воздержанными от соблазнов мира и у тех, послушливыми, терпеливыми, целомудренными, научиться владеть Законом Любви. Любовь долготерпит, не злится, не раздражается, не ищет зла. И сделать нас достойными райских вечных селений Света Нетленного.
А кто носит в сердце своём недобрые помыслы, злобу и ненависть к ближнему, тот является вор, блудник, чародей. Тот не дерзай приближаться к Чаше Жизни без покаяния с сокрушенным сердцем. А если кто примет Тело и Кровь кроткого, незлобивого Агнца Божия Иисуса Христа нераскаянным, то примет в суд и осуждение. Вот пишите себе грехи, что без Страха Божия и веры приступаем к Чаше. Ревнуйте все о кротости, смирении, незлобии, а особенно любви, которая всё терпит, любовью покрываются все грехи, и причащаясь, покрываете все свои грехи. А это есть противоядие греху, как средство примирения с Отцом Небесным, источником обожения и силы против греха и смерти. И частое наше причащение устанавливает этот союз с Богом.
А кто избегает причащения, даже у кого женские дела, на исповеди должны быть все всегда. И не надо избегать этой исповеди, не надо прятаться. На исповеди должны находиться, на покаянии все, особенно, если женщина находится в таком состоянии, особенно ей надо каяться. А некоторые так: у меня сегодня дела такие, я буду спать. Как это можно спать, когда тебе именно в это время надо больше каяться в грехах, именно в это время, покаянием этим сжигать свои страсти.
Иоанн Златоуст говорит, что наказание за грехи есть епитимия, которую надо выполнять. Епитимия очищает нас от самих грехов, от всех страстей. Если мы за грехи не несём наказания, то есть не выполняем епитимию, то эта наша безнаказанность вредит нам больше, чем сами грехи, наши грехи неотработанные. Поэтому епитимия - это отработка наших грехов с сокрушенным сердцем. Надо возненавидеть свои греховные поступки, и со Страхом Божиим мы должны давать обет, что больше этих грехов совершать не будем. Епитимия ослабляет наши страсти, а Страх Божий уничтожает все наши страсти. Если страсть не ослабевает и не отходит, значит нет Страха Божия у человека, он находится в плену у беса тщеславия, гордости и в восьми страстях своих.
Лукавая светская обходительность приносит немало зла, никогда не открывай свою душу мирским людям, это приносит много зла. Поделился с кем-нибудь, поделился со злом своим. Всё равно кому ты рассказываешь он тебе не поможет, покаяния от тебя не примет, он не наставник тебе. Поделился с ним, вроде полегче стало, ты один грешил, теперь два стало грешника, рассказал ещё кому-нибудь, три стало грешника, ещё кому рассказал, четыре стало грешника. Никогда не рассылайте свои страсти, свои грехи ближним своим.
После исповеди мы даём обет, чтобы оставить и больше не прилепляться к удовольствиям мира развращённого, к грехам своим не прилепляться к мирской суете. Мы должны войти во гроб покаяния и смирения, и Сам Господь сходит с Небес, и входит в наше тело как во гроб, соединяясь с нашими душами, и воскрешает нас, мертвых по грехам, и даёт благодать видеть тайну Воскресения, и даёт познать, что такое Любовь к Богу, и к ближнему. А если этого у нас нет, то не вошёл Господь в наше тело, даже после Причастия по нашему невнимательному отношению к миру, полному удовольствий и наслаждений. И нет Страха Божьего, чтобы от этих грехов отказаться и возненавидеть то, что малоценно, и принадлежит только земному. Значит нет у нас истинного покаяния, нет милостыни духовной и душевной, и нет всякой добродетели у нас, и нет у нас истинного послушания Богу через наставника. Без этого невозможно принять действия Благодати Духа Святаго, силой которого и начинаться должна истинная жизнь христианина по Христу.
Если хочешь распять с Господом ветхого твоего человека, то устрани от себя тех, которые сводят тебя с Креста в развращённый мир, и приготовь сердце благодушно переносить с любовью все скорби кто тебя оскорбляет, кто тебя унижает, и научись смиряться перед всеми, обуздывать свои страсти и пожелания свои, молчать языком и устами не осуждать никого в сердце твоём. Жди скорбей и телесных болезней как дорогих гостей, ибо благодаря им мы очищаемся от грехов и воскрешаемся в жизнь вечную. Особенно во время поста, а их четыре в году, и среды и пятницы их 104 в году. Мы питаем страсти свои разнообразием, многоядением, души ближних своих съедаем завистью, злобой, осуждением и такой пост Богу неприятный. Если кто хочет, чтобы пост твой был угоден Богу, прости долги, отпусти с любовью на свободу, накорми голодных, нищих введи в дом, голого одень, и тогда увидишь свет твой от Бога и исцелишься, и правда твоя пойдёт пред тобою, и Слава Господня будет сопровождать тебя, и тогда ты воззовёшь: "Господи", а Он скажет: "Вот Я", и будет Бог твой всегда с Тобою. Если у нас этого нет, мы должны просить: "Господи, прости, скверный я, только на осуждение и готов, только на удовольствия, наслаждения, только лишь бы плоть свою удовлетворить своими грехами. Научи меня ждать скорбей как дорогих гостей, научи меня любить ближних своих, всех равно одинаково." И Господь поможет.
Иеросхимонах Димитрий.