Будучи начинающим педагогом и молодой мамой, я не думала, что мама - учитель – это «особенная» мама. В университете на практических занятиях я услышала от своих педагогов, что именно учителя – самая тяжелая категория людей, которые подвержены профессиональной деформации, личностным деструкциям, с большим трудом, поддающиеся психологической коррекции, и в семье поведение их часто – «просто невыносимо».
Не каждой маме-учителю, возвращаясь домой с работы, удается «становиться» МАМОЙ. Чаще дома продолжается «работа», только не с учениками, а со своими «домочадцами». И, конечно же, в первую очередь, с детьми. Хотя взрослым членам семьи от «таких» мам тоже достается. Но речь сегодня о детях…
Я сама мама - учитель, и в моей родительской семье был папа – преподаватель колледжа. Сама прошла через требования своего родителя – строгая оценка всему, чего бы, ты не делала: результаты в школе, дела по дому, контроль «с кем ты дружишь», как проводишь свободное время, и главное – все эти требования выражались каким-то строгим, «учительским» тоном.
Мне, ребенку, это все очень не нравилось, но избежать этих «деформаций» с собственным ребенком – не получилось, хотя я очень старалась.
Не зря говорят, что работа учителя – это круглосуточная работа, в плане подготовки к занятиям или проверки тетрадей, а также - внутренней, эмоциональной работы, которая продолжается, независимо от воли человека. Подсознание продолжает «думать», обрабатывать информацию, полученную в течение дня, принимать решения, и, только у «немногих» – получается находить «нужную кнопку», отключать ее и погружаться совсем в другую атмосферу, атмосферу семейных отношений, чтобы близкие чувствовали заботу и любовь, получали внимание и поддержку.
Я 26 лет работала, почти, без выходных. Сказать, что я делала карьеру, это не так. Какая может быть карьера у рядового учителя музыкальной школы? Но амбиции, конечно же, были. Пока ты молодая, и в профессии еще не состоялась, доказываешь всем и себе, что ты чего-то можешь и стоишь. И я полностью согласна с утверждением, что в своей трудовой деятельности, человек сначала работает на свою фамилию, а потом, фамилия работает на тебя. Все так!
Я сегодня успешный педагог, достигла в своей работе хороших результатов, и фамилия, на самом деле, сегодня мне помогает. Но…
Период жизни карьерного роста, совпадает с временным периодом роста и взросления своего ребенка. И вроде бы, наступило время, когда вы состоялись в профессии, и достигли определенных высот, оглянулись – ВАШ РЕБЕНОК ВЫРОС, ОН ВЗРОСЛЫЙ!
Но он, почему-то не помнит, как вы с ним играли, читали ему на ночь книжку, мастерили поделки, шили маскарадные костюмы, как по ночам готовили «вкусняшки»…
В памяти осталось: дома всегда – один, мама всегда на работе, и в выходные – тоже… И ужин готовила не мама, а маму, приходилось кормить, которая приходила всегда поздно.
Да, когда твой родитель учитель, это не самое лёгкое ДЕТСТВО!
Требование профессии – постоянно быть на виду, быть примером, образцом, учить и наставлять, неизменно переходит в повседневную жизнь. Кроме того, потребность оценивания становится бессознательной: «это хорошо, а это плохо», «здесь нужно что-то изменить», «можно сделать лучше», «я недовольна», и под эту призму постоянного анализа попадает собственный ребенок.
А детская ревность? Когда он видит, что мама улыбается, обнимает других детей, проводит с ними много времени, у ребенка не складывается картинка: «Это моя мама, она меня любит…»
Часто ребенок не может смириться с тем, что у мамы в жизни есть еще дети-ученики.
Будучи молодой мамой, я не понимала, что когда давала конфеты ученикам и своему ребенку – поровну, этот поступок ребенок рассматривал как, «мама меня любит также, как всех». А это не правильно...
Я многое чего не замечала, не понимала, недооценивала: переживания ребенка и его желания.
Однажды, мне дочь, рассказала, как в разговоре с одноклассниками: прозвучали слова: «Предки всегда дома, хоть бы уехали куда…»
А когда я ее спросила, что ты им ответила?
« А у меня все наоборот – никогда нет мамы дома»!
И на самом деле: работа в школе на две ставки, дополнительные репетиции к концертам, конкурсам, совместительство в филармонии...
Я старалась быть не учителем, а мамой, однако, взрослый ребенок, вспоминая детские годы, делится, что в памяти осталось, что маму видела редко, и чаще строгой и требовательной, и просто так что-то сказать и поделиться – было очень трудно.
Мне казалось, что моему ребенку нравилось ходить ко мне на концерты, что ее мама артистка-музыкант, успешный учитель… Ключевое слово – КАЗАЛОСЬ!
Ребенку нужна мама, неважно, кто она – учитель, врач, музыкант…
Но ничего не вернуть. И мы, родители, можем только попросить у своих детей прощение…
«Что такое счастье? Проще – не ответить! Счастье есть, у кого есть дети…»
Если у вас появится желание поделиться своим опытом, пишите. Он может быть полезным для других…
Ваша Г. Молькова.