Дорогие читатели и гости данного блога!
Часто приходится слышать о том, во что превращают христианские церкви в бездуховной Европе, мол, там, где еще вчера проходила служба, сегодня рекой льется алкоголь, звучит бранная речь и творится невесть что. Действительно, проблема закрытия и переоборудования церквей существует в ряде стран Северной и Западной Европы, что связано в первую очередь со снижением числа прихожан. Сегодня в Скандинавии, Прибалтике, Бельгии и Нидерландах количество людей, регулярно посещающих церковь, стабильно ниже 10%. При этом в России аналогичный показатель составляет по разным оценкам от 7% до 14%, вот только у них церкви переоборудуют, а у нас нет. Но давайте не будем забывать и про советский период и то, что в течение двух десятилетий после революции огромное количество церквей в нашей стране были национализированы и затем отданы под склады, зернохранилища, заводские цеха, клубы, общежития и другие хозяйственные и административные учреждения. При этом многие из них до сих пор не возвращены верующим.
Что до критики «европейского пути», то такой подход мне и вовсе кажется тупиковым. Сложно представить, чтобы в Европе, принимая решение о судьбе той или иной церкви, ориентировались на российский опыт, а вот у нас почему-то любят вместо решения собственных проблем бросать камни в чужой огород. И в то же время никто лишний раз не говорит о том, что в Европе по-настоящему заброшенных церквей единицы, тогда как у нас достаточно поездить по Центральной России, чтобы убедиться в том, что их количество огромно. Десятки и сотни бывших православных храмов по всей стране сегодня пребывают в (полу)разрушенном состоянии. И причина зачастую та же, что и в Европе – отсутствие прихожан: опустела деревня, закрылся приход, а здание храма так и осталось стоять, медленно разрушаясь. Ну, а что лучше, оставленный и забытый храм или храм, переоборудованный в гостиницу или библиотеку, даже бар или ресторан, вопрос открытый. А еще, как оказалось на поверку, затем, чтобы увидеть примеры переоборудованных церквей, необязательно ехать в Европу. Достаточно просто совершить прогулку по Москве, чем мы сегодня и займемся, выделив 10 примеров подобной «реновации».
Начнем мы нашу сегодняшнюю прогулку с Таганского парка в центре Москвы, где расположена бывшая церковь Покрова Пресвятой Богородицы Каринкинской старообрядческой общины. Впрочем, свое сакральное предназначение данное здание утратило еще в 30-х годах прошлого века, перейдя сначала в собственность Народного комиссариата земледелия, а спустя еще не сколько десятилетий Министерства электротехнической промышленности СССР.
Сегодня здание занимает Московский детский Сказочный театр, на сайте которого приведено следующее описание сооружения: «замок нежно розового цвета». И при этом не содержится ни единого упоминания бывшей церкви. Нетрудно догадаться, что здешняя «замковая башня» – отнюдь не место заточения сказочной принцессы, а бывшая церковная колокольня. Сегодня колокольный портал служит черновым входом в здание и скрыт от посторонних глаз за металлическими воротами. P.S. И, кстати, в России есть еще по крайней мере один детский театр в бывшем здании церкви, а именно Калининградский областной театр кукол, обустроенный в Кирхе памяти королевы Луизы 1901 года. Тоже, конечно, вызывает вопросы, но там хотя бы сама церковь, строго говоря, строилась другим народом, принадлежала другой конфессии и едва ли была востребована новым населением города, чего не скажешь о московской церкви.
Совсем недалеко от нынешнего детского театра, на Малой Андроньевской улице, расположена еще одна бывшая церковь Николая Чудотворца Никольско-Рогожской, также некогда принадлежавшая старообрядческой общине. Архитектором здания выступил Илья Бондаренко, ведущий архитектор старообрядческого храмостроения начала XX века, уже не раз упоминавшийся на страницах этого блога и являющийся автором, например, удивительной старообрядческой церкви в Токмаковом переулке. Авторский почерк мастера заметен невооруженным глазом и в архитектуре церкви Николая Чудотворца: на фасаде здания словно нарисованы очертания еще одного храма, но меньшего размера. Даже удивительно, что данная архитектурная деталь пережила многочисленные перестройки и перепланировки, дойдя до наших дней.
Церковь была построена в 1917 году, но уже спустя 12 лет была отобрана у верующих и закрыта. С тех пор в здании располагались различные административные учреждения, фабричный клуб и учебные заведения. Зданию несколько лет назад был присвоен статус памятника архитектуры, что, впрочем, никоим образом не отразилось на его судьбе. Состояние бывшей церкви в целом удовлетворительные, ну, а на такие детали, как пластиковые окна и коробки кондиционеров, кажется, нет даже смысла обращать внимание в нынешних реалиях.
Но, пожалуй, самые разительные изменения во внешнем облике здания и его целевого предназначения произошли с бывшим храмом Успения Пресвятой Богородицы на Апухтинке, что в Новоселенском переулке (все эти три здания расположены в шаговой доступности друг от друга). Построенный в 1908 году стал вторым по величине среди старообрядческих церквей Москвы. К слову, совпадения, касающиеся того, что все три бывших старообрядческих храма примерно одного возраста и расположены так близко друг от друга, отнюдь не носят случайный характер. Во-первых, начало XX века ознаменовалось окончанием гонений на старообрядцев и появлением десятков новых сакральных зданий, а, во-вторых, совсем близко от Таганки находится Рогожская слобода, исторический центр московского старообрядчества. Другой вопрос, почему все три церкви по сей день столь далеки от оригинального вида, а вопрос их возвращения прихожанам можно назвать решенным, и не в пользу прихожан.
Храм на Апухтинке согласно первоначальному замыслу должен был стать новым символом старообрядческой веры. Построенный в 1909 году храм на протяжении еще восьми лет украшался и оформлялся и был открыт лишь в мае 1917 года... Чтобы окончательно закрыться спустя несколько месяцев. Поначалу здание храма служило в качестве склада для свозимого сюда имущества других закрытых храмов, но в 1935 году было превращено в общежитие завода «Станколит». Что ж, едва ли в Москве тех лет было еще хотя бы одно столь же прекрасное общежитие. Жилым здание остается и по сей день.
На протяжении советской эпохи здание бывшего храма было изрядно перестроено и надстроено, так что сегодня с ходу его можно принять разве что за раннюю сталинку. По сути единственные сохранившиеся в облике здания «храмовые» черты это полукруглая алтарная часть с одной стороны и два входа, в верхний и нижний храмы, с другой. Несколько лет тому назад здание окончательно пришло в упадок, а под обвалившейся штукатуркой обнажилась изначальная кирпичная кладка, но затем бывший храм все же был основательно отреставрирован, пусть и без намека на возврат его прежнего вида.
Далее мы перемещаемся на станцию метро «Бауманская», где в одном из дворов Лефортовского переулка притаилась еще одна бывшая церковь – Никольский собор старообрядцев Белокриницкого согласия, построенный в 1911 году. Объем здания, кирпичная кладка и отдельные детали декора выдают в этом почти незаметном с улицы здании его первоначальное функциональное значение, однако, если не приглядываться и не заходить во двор, догадаться почти невозможно.
Согласно информации в интернете, в здании время от времени даже проводятся службы, хотя в действительности ничего, кроме иконы Николая Чудотворца на заднем фасаде, не указывает на его сакральное предназначение. Внутренние помещения в наше время так и вовсе занимают различные офисы и типография.
Здесь же, на Бауманской (в другую сторону от метро), можно увидеть надвратную колокольню храма Святой Екатерины Николо-Рогожской старообрядческой общины. Колокольня была построена в 1915 году при церкви во имя святой великомученицы Екатерины, которая в свою очередь существовала в доме купца Карасева. Увы, но в 70-е годы прошлого века дом был снесен, а колокольня фактически превратилась в ворота, ведущие во двор жилых и административных зданий, постепенно теряя свой прежний парадный облик и разрушаясь. На всех фотографиях последних лет колокольня выглядела так, что казалось, вот-вот рухнет, но благо, совсем недавно наконец-то была начата долгожданная реставрация.
Далее наш путь лежит в район станции метро «Новослободская», где расположен бывший храм святителя Николая в Новой Слободе, в советское время ставший более известным в качестве главного помещения студии «Союзмультфильм». Первоначально церковь на этом месте появилась еще в XVI веке, а затем неоднократно перестраивалась. Так, в 1905 году здесь были построены сохранившиеся до нашего времени шатровая колокольня и трапезная. В 1934 году храм был закрыт, а спустя еще три года передан под Центральный антирелигиозный музей и «дополнен» пятиэтажным фасадом в стиле сталинской архитектуры, обретя свой современный вид.
Сам факт основания музея атеизма в здании бывшего храма в каком-то смысле уберег его от сноса, однако внутренние помещение были полностью перепланированы. Открытию музея помешала начавшаяся война, а уже после ее окончания помещения было решено передать мультипликационной студии. Тогда же, как принято считать, произошел ее, студии, расцвет. Ну, а в бывшем храме полным ходом шло производство рисованных картин, тогда как кукольные мультфильмы создавались в храме Спаса Преображения на Песках близ Арбата, запечатленным Василием Поленовым на картине «Московский дворик».
Вот только если храм на Песках был возвращен Русской православной церкви еще в 1991 году, то храм в Новой Слободе даже охранный статус обрел лишь в середине 2000-х, когда состояние его уже было весьма неутешительным.
«Союзмультфильм» выехал из бывших колокольни и трапезной в 2017 году, после чего здания были таки возвращены Русской православной церкви. По состоянию на сегодняшний день запланирована основательная реставрация, которой, к слову, не было на протяжении всей советской эпохи. Впрочем, запланирована она уже более пяти лет, но по каким-то причинам все еще не начата.
Если честно, сам я каждый раз, когда слышу о строительстве новых типовых московских храмов, архитектурно почти не отличимых друг от друга, в первую очередь думаю о таких вот церквях, полузабытых и полузаброшенных. Москва в данном случае, конечно, не показательна. Здесь за большинством исторических церквей следят как следует, но стоит отъехать... Продолжение вы знаете. Так почему же, если есть деньги на строительство десятков и сотен новых храмов, их зачастую не могут найти на реставрацию исторических сооружений?
Неподалеку, по адресу Делегатская улица, дом 20, можно найти еще один бывший храм, а точнее, домовую церковь Рождества Пресвятой Богородицы при богадельне Ремесленного Общества. Сегодня внутри располагается Московский государственный медико-стоматологический университет. Причем со стороны улицы фасад бывшей богадельни выглядит не слишком примечательно, но стоит подойти к зданию с обратной стороны, как сразу становится видна любопытная пристройка, имеющая характерные церковные объемы.
Богадельня была открыта в 1847 году, а спустя четверть века к ней была пристроена деревянная часовня, на смену которой в 1896 году пришла основательная каменная постройка. Закрытие богадельни и церкви состоялось в 1917 году, хотя последнюю еще несколько десятилетий украшали купола с крестами, которые в итоге все же были разрушены. Сегодня внутри бывшей церкви находится конференц-зал Медуниверситета.
В паре километров в сторону области по Новослободской улице расположено еще одно видное строение – краснокирпичный пятиглавый храм Всемилостивого Спаса в русском стиле, единственное сохранившееся строение бывшего женского Скорбященского монастыря. Массивное, величественное здание было построено в 1894 году, но закрылось вскоре после революции. В советские годы были разрушены практически все здания монастыря, уцелеть, пусть и в изрядно перестроенном виде, удалось лишь главному храму, где долгое время располагались учебные и научные учреждения. Сегодня храм возвращен церкви, однако его полное восстановление пока что не планируется.
Одним из самых известных в Москве примеров перестройки и перепланировки церковной архитектуры является храм Рождества Пресвятой Богородицы в Бутырской слободе, расположенный на Бутырской улице (являющейся продолжением Новослободской). Все дело в том, что в советское время храм был фактически разделен надвое путем сноса трапезной и строительства пятиэтажного заводского цеха. В итоге новое здание расположилось аккурат между сохранившимися храмом и колокольней: первый получил новый адрес по Новодмитровской улице, а вторая осталась стоять на Бутырской.
Подобное положение дел сохраняется по сей день, и едва ли что-либо изменится в обозримой перспективе. Слишком уж массивным и основательным является здание 1970 года.
Впрочем, что касается сохранившихся частей здания, то здесь все не так уж плохо. Так, колокольня, а точнее то, что от нее осталось, была возвращена Русской православной церкви в конце 1990-х, а затем отреставрирована, включая воссоздание звонницы.
Что до самого храма, то в нем в советскую эпоху и вплоть до 2000 года размещался прессовый цех завода, вследствие чего бывшая церковь серьезно пострадала. Сказать по правде, я был уверен, что и после этого времени здание продолжало функционировать в качестве цеха, слишком уж неухоженным и даже разрушенным выглядело оно все эти годы. Но нет, оказалось, что уже третье десятилетие внутри проводятся службы.
Но вот полноценная реставрация началась лишь недавно и, похоже, продвигается семимильными шагами. Еще недавно почти руинированное здание постепенно обретает нормальный вид, а на полное восстановление фасада согласно планам потребуется еще около полутора лет.
Да, работы еще непочатый край, но видно, что дело сдвинулось с мертвой точки. Так что, дабы быть объективным, стоит сказать, что в данном случае историческая справедливость постепенно возвращается.
В храм, кстати, можно заглянуть, хотя зрелище внутри пока что еще более неоднозначное, нежели снаружи. Но, надо полагать, что и тут ситуация изменится в лучшую сторону.
Еще об одном бывшем храме я уже рассказывал в статье о малоизвестных достопримечательностях центра Москвы. Речь о католическом храме святых апостолов Петра и Павла, здание которого в наши дни принадлежит проектно-конструкторскому и экспериментальному институту угольного машиностроения «Гипроуглемаш» и разительно отличается от своего первоначального облика.
Построенный в 1849 году храм вплоть до революции являлся центром польской католической общины Москвы, а затем был передан в ведение Польского рабочего клуба. Внутри здания расположились театр и библиотека. Роковым в истории храма стал 1941 год, когда здание сильно пострадало в результате попадания немецкой авиабомбы, но затем было восстановлено и перестроено под нужды проектно-конструкторского института. Как оказалось, от эклектичного здания с элементами готики и романского стиля до почти ничем не примечательного здании НИИ буквально один шаг.
В контексте исследуемой темы стоит упомянуть и храм Великомученика Георгия Победоносца в Грузинах, построенный в 1806 году (перестроенный в 1899 году) и ставший духовным центром грузинской диаспоры в Москве. В советские годы храм также был закрыт, а внутри расположился электромеханический техникум, занимавший бо́льшую часть здания вплоть до 2000 года. С тех пор изрядно перестроенное здание ожидает реставрации и по-прежнему открыто для прихожан лишь частично.
И все это Москва, столица, город, к которому во все времена приковано повышенное внимание, в том числе и со стороны церкви. Что уж говорить об остальной России, где до сих пор можно найти десятки, даже сотни переоборудованных, заброшенных и разрушенных, подчас уже даже превратившихся в руины церквей, доживающих свой безрадостный век. В Тверской, Рязанской, Тульской и многих других областях можно увидеть огромное количество сакральных сооружений, чьи лучшие годы остались далеко позади.
Мне и самому не так давно довелось побывать в одном древнем российском городе, где сразу несколько церквей по сей день остаются переделанными под различные хозяйственные нужды. Одна из них – на фото ниже. Впрочем, это станет темой для отдельной статьи. А закончить статью сегодняшнюю мне хотелось бы тем же, с чего я ее начал, а именно призывом почаще обращать внимание на самих себя, решать свои собственные проблемы без оглядки на чье-либо мнение и, если уж приводить в пример зарубежный опыт, то исключительно положительный, на который не стыдно будет равняться. Пусть другие смотрят на нас и приводят в пример. К этому следует стремиться.
И на этом о перестроенных московских церквях на сегодня все. Спасибо, что дочитали! Надеюсь, было интересно.
Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи о самых интересных местах в Москве, России и за рубежом.