Найти тему
Беспорядочные путешествия

В Европе церкви переделывают в бары и отели. А вот во что их переделывают в Москве

Дорогие читатели и гости данного блога!

Часто приходится слышать о том, во что превращают христианские церкви в бездуховной Европе, мол, там, где еще вчера проходила служба, сегодня рекой льется алкоголь, звучит бранная речь и творится невесть что. Действительно, проблема закрытия и переоборудования церквей существует в ряде стран Северной и Западной Европы, что связано в первую очередь со снижением числа прихожан. Сегодня в Скандинавии, Прибалтике, Бельгии и Нидерландах количество людей, регулярно посещающих церковь, стабильно ниже 10%. При этом в России аналогичный показатель составляет по разным оценкам от 7% до 14%, вот только у них церкви переоборудуют, а у нас нет. Но давайте не будем забывать и про советский период и то, что в течение двух десятилетий после революции огромное количество церквей в нашей стране были национализированы и затем отданы под склады, зернохранилища, заводские цеха, клубы, общежития и другие хозяйственные и административные учреждения. При этом многие из них до сих пор не возвращены верующим.

Что до критики «европейского пути», то такой подход мне и вовсе кажется тупиковым. Сложно представить, чтобы в Европе, принимая решение о судьбе той или иной церкви, ориентировались на российский опыт, а вот у нас почему-то любят вместо решения собственных проблем бросать камни в чужой огород. И в то же время никто лишний раз не говорит о том, что в Европе по-настоящему заброшенных церквей единицы, тогда как у нас достаточно поездить по Центральной России, чтобы убедиться в том, что их количество огромно. Десятки и сотни бывших православных храмов по всей стране сегодня пребывают в (полу)разрушенном состоянии. И причина зачастую та же, что и в Европе – отсутствие прихожан: опустела деревня, закрылся приход, а здание храма так и осталось стоять, медленно разрушаясь. Ну, а что лучше, оставленный и забытый храм или храм, переоборудованный в гостиницу или библиотеку, даже бар или ресторан, вопрос открытый. А еще, как оказалось на поверку, затем, чтобы увидеть примеры переоборудованных церквей, необязательно ехать в Европу. Достаточно просто совершить прогулку по Москве, чем мы сегодня и займемся, выделив 10 примеров подобной «реновации».

Начнем мы нашу сегодняшнюю прогулку с Таганского парка в центре Москвы, где расположена бывшая церковь Покрова Пресвятой Богородицы Каринкинской старообрядческой общины. Впрочем, свое сакральное предназначение данное здание утратило еще в 30-х годах прошлого века, перейдя сначала в собственность Народного комиссариата земледелия, а спустя еще не сколько десятилетий Министерства электротехнической промышленности СССР.

-2

Сегодня здание занимает Московский детский Сказочный театр, на сайте которого приведено следующее описание сооружения: «замок нежно розового цвета». И при этом не содержится ни единого упоминания бывшей церкви. Нетрудно догадаться, что здешняя «замковая башня» – отнюдь не место заточения сказочной принцессы, а бывшая церковная колокольня. Сегодня колокольный портал служит черновым входом в здание и скрыт от посторонних глаз за металлическими воротами. P.S. И, кстати, в России есть еще по крайней мере один детский театр в бывшем здании церкви, а именно Калининградский областной театр кукол, обустроенный в Кирхе памяти королевы Луизы 1901 года. Тоже, конечно, вызывает вопросы, но там хотя бы сама церковь, строго говоря, строилась другим народом, принадлежала другой конфессии и едва ли была востребована новым населением города, чего не скажешь о московской церкви.

-3

Совсем недалеко от нынешнего детского театра, на Малой Андроньевской улице, расположена еще одна бывшая церковь Николая Чудотворца Никольско-Рогожской, также некогда принадлежавшая старообрядческой общине. Архитектором здания выступил Илья Бондаренко, ведущий архитектор старообрядческого храмостроения начала XX века, уже не раз упоминавшийся на страницах этого блога и являющийся автором, например, удивительной старообрядческой церкви в Токмаковом переулке. Авторский почерк мастера заметен невооруженным глазом и в архитектуре церкви Николая Чудотворца: на фасаде здания словно нарисованы очертания еще одного храма, но меньшего размера. Даже удивительно, что данная архитектурная деталь пережила многочисленные перестройки и перепланировки, дойдя до наших дней.

Церковь была построена в 1917 году, но уже спустя 12 лет была отобрана у верующих и закрыта. С тех пор в здании располагались различные административные учреждения, фабричный клуб и учебные заведения. Зданию несколько лет назад был присвоен статус памятника архитектуры, что, впрочем, никоим образом не отразилось на его судьбе. Состояние бывшей церкви в целом удовлетворительные, ну, а на такие детали, как пластиковые окна и коробки кондиционеров, кажется, нет даже смысла обращать внимание в нынешних реалиях.

-5

Но, пожалуй, самые разительные изменения во внешнем облике здания и его целевого предназначения произошли с бывшим храмом Успения Пресвятой Богородицы на Апухтинке, что в Новоселенском переулке (все эти три здания расположены в шаговой доступности друг от друга). Построенный в 1908 году стал вторым по величине среди старообрядческих церквей Москвы. К слову, совпадения, касающиеся того, что все три бывших старообрядческих храма примерно одного возраста и расположены так близко друг от друга, отнюдь не носят случайный характер. Во-первых, начало XX века ознаменовалось окончанием гонений на старообрядцев и появлением десятков новых сакральных зданий, а, во-вторых, совсем близко от Таганки находится Рогожская слобода, исторический центр московского старообрядчества. Другой вопрос, почему все три церкви по сей день столь далеки от оригинального вида, а вопрос их возвращения прихожанам можно назвать решенным, и не в пользу прихожан.

-6

Храм на Апухтинке согласно первоначальному замыслу должен был стать новым символом старообрядческой веры. Построенный в 1909 году храм на протяжении еще восьми лет украшался и оформлялся и был открыт лишь в мае 1917 года... Чтобы окончательно закрыться спустя несколько месяцев. Поначалу здание храма служило в качестве склада для свозимого сюда имущества других закрытых храмов, но в 1935 году было превращено в общежитие завода «Станколит». Что ж, едва ли в Москве тех лет было еще хотя бы одно столь же прекрасное общежитие. Жилым здание остается и по сей день.

-7

На протяжении советской эпохи здание бывшего храма было изрядно перестроено и надстроено, так что сегодня с ходу его можно принять разве что за раннюю сталинку. По сути единственные сохранившиеся в облике здания «храмовые» черты это полукруглая алтарная часть с одной стороны и два входа, в верхний и нижний храмы, с другой. Несколько лет тому назад здание окончательно пришло в упадок, а под обвалившейся штукатуркой обнажилась изначальная кирпичная кладка, но затем бывший храм все же был основательно отреставрирован, пусть и без намека на возврат его прежнего вида.

-8

Далее мы перемещаемся на станцию метро «Бауманская», где в одном из дворов Лефортовского переулка притаилась еще одна бывшая церковь – Никольский собор старообрядцев Белокриницкого согласия, построенный в 1911 году. Объем здания, кирпичная кладка и отдельные детали декора выдают в этом почти незаметном с улицы здании его первоначальное функциональное значение, однако, если не приглядываться и не заходить во двор, догадаться почти невозможно.

-9

Согласно информации в интернете, в здании время от времени даже проводятся службы, хотя в действительности ничего, кроме иконы Николая Чудотворца на заднем фасаде, не указывает на его сакральное предназначение. Внутренние помещения в наше время так и вовсе занимают различные офисы и типография.

-10

Здесь же, на Бауманской (в другую сторону от метро), можно увидеть надвратную колокольню храма Святой Екатерины Николо-Рогожской старообрядческой общины. Колокольня была построена в 1915 году при церкви во имя святой великомученицы Екатерины, которая в свою очередь существовала в доме купца Карасева. Увы, но в 70-е годы прошлого века дом был снесен, а колокольня фактически превратилась в ворота, ведущие во двор жилых и административных зданий, постепенно теряя свой прежний парадный облик и разрушаясь. На всех фотографиях последних лет колокольня выглядела так, что казалось, вот-вот рухнет, но благо, совсем недавно наконец-то была начата долгожданная реставрация.

-11

Далее наш путь лежит в район станции метро «Новослободская», где расположен бывший храм святителя Николая в Новой Слободе, в советское время ставший более известным в качестве главного помещения студии «Союзмультфильм». Первоначально церковь на этом месте появилась еще в XVI веке, а затем неоднократно перестраивалась. Так, в 1905 году здесь были построены сохранившиеся до нашего времени шатровая колокольня и трапезная. В 1934 году храм был закрыт, а спустя еще три года передан под Центральный антирелигиозный музей и «дополнен» пятиэтажным фасадом в стиле сталинской архитектуры, обретя свой современный вид.

-12

Сам факт основания музея атеизма в здании бывшего храма в каком-то смысле уберег его от сноса, однако внутренние помещение были полностью перепланированы. Открытию музея помешала начавшаяся война, а уже после ее окончания помещения было решено передать мультипликационной студии. Тогда же, как принято считать, произошел ее, студии, расцвет. Ну, а в бывшем храме полным ходом шло производство рисованных картин, тогда как кукольные мультфильмы создавались в храме Спаса Преображения на Песках близ Арбата, запечатленным Василием Поленовым на картине «Московский дворик».

-13

Вот только если храм на Песках был возвращен Русской православной церкви еще в 1991 году, то храм в Новой Слободе даже охранный статус обрел лишь в середине 2000-х, когда состояние его уже было весьма неутешительным.

-14

«Союзмультфильм» выехал из бывших колокольни и трапезной в 2017 году, после чего здания были таки возвращены Русской православной церкви. По состоянию на сегодняшний день запланирована основательная реставрация, которой, к слову, не было на протяжении всей советской эпохи. Впрочем, запланирована она уже более пяти лет, но по каким-то причинам все еще не начата.

-15

Если честно, сам я каждый раз, когда слышу о строительстве новых типовых московских храмов, архитектурно почти не отличимых друг от друга, в первую очередь думаю о таких вот церквях, полузабытых и полузаброшенных. Москва в данном случае, конечно, не показательна. Здесь за большинством исторических церквей следят как следует, но стоит отъехать... Продолжение вы знаете. Так почему же, если есть деньги на строительство десятков и сотен новых храмов, их зачастую не могут найти на реставрацию исторических сооружений?

-16

Неподалеку, по адресу Делегатская улица, дом 20, можно найти еще один бывший храм, а точнее, домовую церковь Рождества Пресвятой Богородицы при богадельне Ремесленного Общества. Сегодня внутри располагается Московский государственный медико-стоматологический университет. Причем со стороны улицы фасад бывшей богадельни выглядит не слишком примечательно, но стоит подойти к зданию с обратной стороны, как сразу становится видна любопытная пристройка, имеющая характерные церковные объемы.

-17

Богадельня была открыта в 1847 году, а спустя четверть века к ней была пристроена деревянная часовня, на смену которой в 1896 году пришла основательная каменная постройка. Закрытие богадельни и церкви состоялось в 1917 году, хотя последнюю еще несколько десятилетий украшали купола с крестами, которые в итоге все же были разрушены. Сегодня внутри бывшей церкви находится конференц-зал Медуниверситета.

В паре километров в сторону области по Новослободской улице расположено еще одно видное строение – краснокирпичный пятиглавый храм Всемилостивого Спаса в русском стиле, единственное сохранившееся строение бывшего женского Скорбященского монастыря. Массивное, величественное здание было построено в 1894 году, но закрылось вскоре после революции. В советские годы были разрушены практически все здания монастыря, уцелеть, пусть и в изрядно перестроенном виде, удалось лишь главному храму, где долгое время располагались учебные и научные учреждения. Сегодня храм возвращен церкви, однако его полное восстановление пока что не планируется.

-19

Одним из самых известных в Москве примеров перестройки и перепланировки церковной архитектуры является храм Рождества Пресвятой Богородицы в Бутырской слободе, расположенный на Бутырской улице (являющейся продолжением Новослободской). Все дело в том, что в советское время храм был фактически разделен надвое путем сноса трапезной и строительства пятиэтажного заводского цеха. В итоге новое здание расположилось аккурат между сохранившимися храмом и колокольней: первый получил новый адрес по Новодмитровской улице, а вторая осталась стоять на Бутырской.

-20

Подобное положение дел сохраняется по сей день, и едва ли что-либо изменится в обозримой перспективе. Слишком уж массивным и основательным является здание 1970 года.

-21

Впрочем, что касается сохранившихся частей здания, то здесь все не так уж плохо. Так, колокольня, а точнее то, что от нее осталось, была возвращена Русской православной церкви в конце 1990-х, а затем отреставрирована, включая воссоздание звонницы.

-22

Что до самого храма, то в нем в советскую эпоху и вплоть до 2000 года размещался прессовый цех завода, вследствие чего бывшая церковь серьезно пострадала. Сказать по правде, я был уверен, что и после этого времени здание продолжало функционировать в качестве цеха, слишком уж неухоженным и даже разрушенным выглядело оно все эти годы. Но нет, оказалось, что уже третье десятилетие внутри проводятся службы.

-23

Но вот полноценная реставрация началась лишь недавно и, похоже, продвигается семимильными шагами. Еще недавно почти руинированное здание постепенно обретает нормальный вид, а на полное восстановление фасада согласно планам потребуется еще около полутора лет.

-24

Да, работы еще непочатый край, но видно, что дело сдвинулось с мертвой точки. Так что, дабы быть объективным, стоит сказать, что в данном случае историческая справедливость постепенно возвращается.

В храм, кстати, можно заглянуть, хотя зрелище внутри пока что еще более неоднозначное, нежели снаружи. Но, надо полагать, что и тут ситуация изменится в лучшую сторону.

-26

Еще об одном бывшем храме я уже рассказывал в статье о малоизвестных достопримечательностях центра Москвы. Речь о католическом храме святых апостолов Петра и Павла, здание которого в наши дни принадлежит проектно-конструкторскому и экспериментальному институту угольного машиностроения «Гипроуглемаш» и разительно отличается от своего первоначального облика.

-27

Построенный в 1849 году храм вплоть до революции являлся центром польской католической общины Москвы, а затем был передан в ведение Польского рабочего клуба. Внутри здания расположились театр и библиотека. Роковым в истории храма стал 1941 год, когда здание сильно пострадало в результате попадания немецкой авиабомбы, но затем было восстановлено и перестроено под нужды проектно-конструкторского института. Как оказалось, от эклектичного здания с элементами готики и романского стиля до почти ничем не примечательного здании НИИ буквально один шаг.

-28

В контексте исследуемой темы стоит упомянуть и храм Великомученика Георгия Победоносца в Грузинах, построенный в 1806 году (перестроенный в 1899 году) и ставший духовным центром грузинской диаспоры в Москве. В советские годы храм также был закрыт, а внутри расположился электромеханический техникум, занимавший бо́льшую часть здания вплоть до 2000 года. С тех пор изрядно перестроенное здание ожидает реставрации и по-прежнему открыто для прихожан лишь частично.

-29

И все это Москва, столица, город, к которому во все времена приковано повышенное внимание, в том числе и со стороны церкви. Что уж говорить об остальной России, где до сих пор можно найти десятки, даже сотни переоборудованных, заброшенных и разрушенных, подчас уже даже превратившихся в руины церквей, доживающих свой безрадостный век. В Тверской, Рязанской, Тульской и многих других областях можно увидеть огромное количество сакральных сооружений, чьи лучшие годы остались далеко позади.

Мне и самому не так давно довелось побывать в одном древнем российском городе, где сразу несколько церквей по сей день остаются переделанными под различные хозяйственные нужды. Одна из них – на фото ниже. Впрочем, это станет темой для отдельной статьи. А закончить статью сегодняшнюю мне хотелось бы тем же, с чего я ее начал, а именно призывом почаще обращать внимание на самих себя, решать свои собственные проблемы без оглядки на чье-либо мнение и, если уж приводить в пример зарубежный опыт, то исключительно положительный, на который не стыдно будет равняться. Пусть другие смотрят на нас и приводят в пример. К этому следует стремиться.

-30

И на этом о перестроенных московских церквях на сегодня все. Спасибо, что дочитали! Надеюсь, было интересно.

Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи о самых интересных местах в Москве, России и за рубежом.