Если я начинаю говорить про своё студенчество, думаю, стоит начать с самого начала - с поступления.
Но прежде, чем мы начнём, стоит сказать, что я учусь в Суздальском филиале СПбГИК на первом курсе на специальности "Реставрация и консервация произведений станковой темперной живописи", короче говоря - реставрация икон. Приятного чтения!
Итак, прежде, чем поступать куда-то, стоит узнать об этом месте как можно больше информации. Существует несколько основных источников: сайты, знакомые и, конечно, - дни открытых дверей.
На дне открытых дверей обычно рассказывают про предлагаемые заведением специальности, знакомят с ведущими преподавателями, с историей заведения, статистикой и т.д. и т.п. Когда приезжала на день открытых дверей в это училище, где я обучаюсь сейчас, нас провели по кабинетам, по мастерским для студентов предлагаемых специальностей, а также дали возможность показать свои работы преподавателям для оценки. В том году на выбор предлагались специальности:
- Реставрация текстиля
- Реставрация керамики
- Реставрация книг
- Реставрация архитектурного металла
- Реставрация живописи
В этом году список, разумеется, отличается, с ним можно ознакомиться на сайте училища или, опять-таки, на дне открытых дверей.
После ознакомления и выбора приезжаете, подаёте документы, а потом наступает лето и начинается самое интересное.
Конкретно Суздальский филиал СПбГИК предлагает подготовительные курсы, обычно проходящие в июле. Длятся они две недели, после чего идёт экзаменационная неделя. В большинстве художественных училищ есть вступительные экзамены творческой направленности, состав которых зависит от специальности. На курсах, необязательных, к слову, идёт подготовка к этим самым экзаменам.
Курсы - это не только и не столько подготовка к экзаменам, сколько знакомство с коллективом, преподавательским составом, архитектурой училища и расположением кабинетов и, конечно же, общежитием и его условиями, городом в целом. Именно на курсах человек может понять, как ему будет обучаться в таком месте. Меня на курсах многое не устраивало в преподавательском составе, но к остальному нареканий не было, поэтому я и пошла в итоге учиться. Впрочем, никто из преподававших тогда не стал моим преподавателем ни по одной дисциплине, чему я безмерно рада.
Тем, кто поступает на реставрацию живописи, а также на реставрацию книг, поскольку специальности имеют общие аспекты, нужно в качестве экзаменов сдавать:
- Рисунок
- Живопись
- Станковую композицию
Первую неделю курсов у нас с утра было три часа рисунка, а после обеда - три часа живописи. Преподаватель по рисунку вызвала у меня много вопросов, поскольку она выходила, а потом не приходила по нескольку часов... Но не мне судить её методы. Впрочем, курсы считаю своим "провалом" в области рисунка
Вот, например, лучшее, что у меня тогда получилось. Самая первая работа
А это, наверное, самое страшное, простите, что вам приходится это видеть
Преподаватель по живописи буквально доводила до слёз. Есть что-то, влияющее на живопись и рисунок, что мой "сейчас" преподаватель называет темпераментом. Я не люблю долго сидеть над работой, люблю делать быстро, легко, слегка декоративно, ярко... А преподаватель хотела загнать всех в прокрустово ложе "академической живописи" и внушить что-то невнятное.
Впрочем, взгляните сами:
Позже я нашла что-то вроде компромисса и родилось ЭТО:
В общем, с моими навыками курсы сделали что-то странное. Рисунок показывать смысла не вижу, но живопись без этих "рамок" покажу
Не скрою, приведённая работа сделана уже в училище, но без преподавателя и практически без советов и помощи. Разница, думаю, заметна.
Про композицию на курсах рассказывать не буду, там не было ничего интересного. Она появилась в последние несколько дней и оставила смешанные впечатления.
И, как бы там ни было, курсы прошли - и настали экзамены. Я всё думала, делать мне, как говорили на курсах, или же как мне самой кажется правильным. В итоге выбрала второе - и не особо пожалела.
Первые два дня был экзамен по рисунку. Нас привели в аудиторию, где уже стояли мольберты, случайным образом распределили их между нами - и мы приступили. Я не знаю, как бы нарисовала тогда, если бы не спрашивала совета у своей преподавательницы из художки, спасибо ей за всё, что она для меня делает. Тем не менее, на второй день я вышла с трясущимися руками - но с законченной работой. Сейчас, с высоты некоторого опыта могу сказать, что это не лучшая работа, но тем не менее:
Да, работы мы не подписывали, их оценивали "анонимно", а потом смотрели по номеру. Хотя что-то мне подсказывает, что не все в этой системе чисто, но - не мне судить, опять же.
Далее - экзамен по живописи. Было страшно, но работой горжусь:
Возможно, по композиции это не лучшее решение, но по цвету и свету очень неплохо.
Про экзамен по композиции мне сказать нечего, нарисовала плохо, даже фото не осталось. Экзамен по композиции длился один день, в отличие от остальных, и в субботу уже объявили результаты и выложили на сайте.
Пара слов про систему оценивания. Раньше решалось по принципу "зачёт - не зачёт", а потом по конкурсу аттестатов уже решали, кто будет достоин. С прошлого правила ввели стобалльную систему оценивания для каждой работы и на аттестат смотрят только при одинаковых баллах.
Я имею:
- 80 баллов за рисунок
- 75 баллов за живопись
- 70 баллов за композицию
В целом, это неплохо, но, увы и ах, на бюджет я не попала. Но об этом, если хотите - в следующий раз.
А пока - подписывайтесь, ставьте лайки, пишите комментарии, и - до новых встреч!