1967 год. Израиль разгромил коалицию арабских стран и вышел к Суэцкому каналу. Эйфория евреев по всему миру. И тут один из самых авторитетных философов 20-го века Тойнби, заявляет, что Израиль просуществует не более 60-70 лет.
Что это было – эпатаж великого ученого или вывод, сделанный на основании научного анализа?
Тогда казалось – эпатаж. Однако в 2012-м году патриарх американской геополитики Генри Киссинджер заявляет, что, скорее всего, через 10 лет израильское государство перестанет существовать.
Вероятный конец Израиля, как еврейского государства, предсказывал Валлерстайн в «Хронике предсказанного самоубийства». О том, что евреи из Израиля переедут в Россию (и какое это счастье для русских) рассуждал Жириновский.
Отметим, что эти прогнозы, кроме Тойнби, сделаны евреями.
Давайте попробуем разобраться, чтобы это значило. Но должен сразу предупредить - многому из написанного вы не сможете поверить, уважаемые читатели. Три десятилетия промывания наших мозгов израильскими пропагандистами сделали свое дело. Но все, написанное здесь, основано на работах израильских авторов, мужество, честность и принципиальность которых не могут не восхищать.
Сначала, кем, для чего и как создавался Израиль (это важно).
Он создавался британцами как инструмент против объединения арабского мира в условиях поднимавшегося антиколониального движения. Эта была главная – геополитическая причина. На нее накладывались и другие: желание европейцев, с их протестантской этикой, избавиться от успешных бизнес-конкурентов (закамуфлированное в протестантский сионизм), традиционный антисемитизм Европы.
С другой стороны, эта политика отвечала и интересам европейских евреев-ашкеназов, вовлеченных в капиталистические отношения, которым для окончательного оформления в современную нацию не хватало только территории.
Мы уже разбирались с тем, что единый еврейский этнос создается только сейчас ("Еврейский этнос создается сегодня..."), но ашкеназы начали ощущать себя не только иудеями, но и этносом уже в конце 19 века. Если прежде еврей и иудей означало одно и то же, то в конце 19-го века секуляризация общественных отношений привела к некой коллизии – многие ашкеназы перестали быть религиозными иудеями, но к тому времени сформировались язык, культура, литература, ментальность, традиция – всё что делает этнос этносом. «Иудей» ими уже ощущалось, как нечто более широкое, чем вероисповедание.
В среде этих секулярных ашкеназов и возникла идеология сионизма.
«Израиль создавался как государство для переселенцев из Польши, Австро-Венгрии, России и Германии без восточных евреев. Со своей стороны и большинство восточных евреев – мизрахим было против сионистских идей», - считает профессор Нью-Йоркского университета иракская еврейка Элла Шохат.
Немало сефардов активно выступало против «ашкеназского сионизма», что приводило к драматическим для них событиям. В 1924 году террористом «Хаганы» был застрелен яркий противник сионизма Яакова де Хаан.
Однако переселение мизрахим в Палестину все же началось, когда скупившие землю ашкеназы-латифундисты принялись выдавливать арабов. Делать грязную работу желающих не было, и тогда вспомнили про восточных евреев.
Канд. ист. наук А. Кирпиченок в сборнике статей «Народная история Израиля» приводит цитаты из еврейских газет того времени:
«Эти примитивные, естественные рабочие способны делать любую работу, без стыда, без философии, и без поэзии. …Это не моя идея, что йеменские элементы должны остаться в своем нынешнем статусе. Да – в их варварском, диком, настоящем статусе. … Йемениты существуют сегодня на том же отсталом уровне, что и феллахи. …Они могут занять место арабов» - цитирует он газету «Хацви»
После того, как в Израиль завезли 10 тысяч первых рабочих из Йемена, Яаков Теон (не знаю, кто это, прим мое) пишет, что теперь «мы можем иметь женщин и девочек-подростков, которые будут работать в домашнем хозяйстве и заменят арабских женщин, которые берут высокую плату. Теперь прислуга будет в доме почти каждого колониста».
Таким образом, положение восточных евреев в Израиле мало чем отличалось в 20-м века от положения чернокожего населения США. Во всяком случае, так они себя ощущали.
В 1959 году мизрахим вышли на улицы Хайфы под лозунгом «Король Марокко забери нас обратно!». Демонстрация была подавлена военными и полицией. В 70-е годы марокканские евреи создали по примеру чернокожих американцев движение «Черные пантеры», которые в 1971 году закидали «коктейлями молотова» и булыжниками полицейских. 1982 году, после ничем не спровоцированного убийства полицейскими сефарда, опять повторились беспорядки на расовой почве.
Впрочем, это не помешало израильским властям превратить восточных евреев в ярых врагов палестинцев. Какими средствами это было достигнуто отдельная большая тема, к которой, мы возможно, еще вернемся. Пока что отметим, что мизрахим остаются самыми ярыми арабофобами (наряду с русскоязычными израильтянами) и при этом самой обездоленной частью израильского общества, отторгаемой т.н. «белыми».
После того, как в 1983 году марокканский еврей Иона Аврушми бросил гранату демонстрантов «Шалом Ахшав», в результате чего погиб «белый» израильтянин, в газете «Гаарец» вышла статья под заголовком «Нет у меня сестры», в которой говорилось:
«Эта война (между ашкеназами и сефардами) не идет между братьями не потому, что нет войны, а потому что нет братьев. Поскольку я – участник войны, которая навязана мне, я отказываюсь называть другую сторону «братьями». Они не мои братья, они не мои сестры, оставьте меня в покое, у меня нет сестры... Они накидывают вонючее одеяло любви к народу Израиля на мою голову и призывают меня преодолеть культурные различия и чувство дискриминации... . Они сажают меня вместе с истеричным бабуином и говорят: «Окей, теперь вы вместе, начинайте диалог». И у меня нет выбора: бабуин против меня и охрана против меня и пророки любви к Израилю стоят около меня и шепчут мне в ухо: «Будь с ним ласков, брось ему банан. В конце концов, вы – братья».
Эти внутренние проблемы Израиля никуда не делись и сегодня, хотя и в 90-е годы удалось частично интегрировать мизрахим в израильское общество.
Другая проблема Израиля, которую не признает ни один русскоязычный израильтянин – это наплыв русскоязычных переселенцев.
Про их отношение к арабам, можно судить по соцсетям. Так как значительную их часть расселяют в поселениях на оккупированных территориях, то эта ненависть к палестинцам есть ненависть грабителя к ограбленному, помноженная на обманутые собратьями-израильтянами надежды.
По данным Академического центра «Рупин», третья часть русскоязычных израильтян, имеющих степень бакалавра, заняты на «черной» работе, 50% со степенью магистра трудятся на заводах, в сельском хозяйстве и выполняют низкооплачиваемую работу. 25,7 репатриантов с высшим образованием работают в сфере услуг, 12,9 – заняты на стройках и в сельском хозяйстве, 7,9 - неквалифицированные рабочие.
«Естественно, «русские» - закоренелые арабофобы, как и восточные евреи. В израильских газетах и те и другие, как правило, противопоставляются добрым и гуманным коренным израильтянам европейского происхождения.. . К сожалению, глядя на восточных евреев, «русские» видят свое будущее, - пишет автор статьи «Восточные евреи в Израиле», - Если у 60% эмигрировавших в Израиль советских евреев было высшее образование, то, по данным журналиста Михаэля Дорфмана, лишь 30-50% их детей получают сегодня... аттестат зрелости. Единственное, что отличает «русского» подростка в израильских периферийных городах от их «восточных» сверстников, – это обилие ненормативных русских выражений, которые теперь обогащают еврейский и арабский языки… . И та и другая субэтнические группы относятся к нижним стратам израильского общества, стоят на ультраправых позициях и являются объектом успешных манипуляций израильских верхов».
Но не эти проблемы угрожают существованию Израиля.
Главное, судя по всему, не оправдались мечты авторов проекта – европейских евреев о чистенькой ухоженной европейской стране, мечты Бен-Гуриона в одной руке держать плуг, а в другой – газету. Получилась не привычная Европа, а Восток, в котором они – инородное тело, ничего общего с этой землей не имеющее. Они живут не только во враждебном арабском окружении, но и вынуждены мириться с чуждыми им марокканцами, йеменитами, эфиопами, и впридачу, с религиозными ортодоксами.
На это накладывается обычная проблема колонистов в чужой враждебной стране. Успешность колонии во многом зависит от того насколько удалось уничтожить и подавить ее коренное население. Американцы, новозеландцы, австралийцы смогли решить этот вопрос, но тогда была колониальная эпоха.
Методы, которые использовали когда-то белые колонисты, использовали и израильтяне. Но в 20-м веке эти методы имели обратный эффект.
Развязав войну 1947-1949 гг. Израилю, казалось, удалось избавиться от большинства палестинцев. В результате было изгнано более миллиона коренных жителей. Международные гуманитарные организации насчитали 237 968 беженцев в секторе Газа, 567 369 – оказались в Иордании, 126 485 принял Ливан, 105 999 – Сирия.
Но жестокость, с которой происходила колонизация палестинских земель, отшатнула от сионизма многих евреев, которые увидели то, чего не показывали нам. Под их влиянием очень медленно, но началось меняться мировое общественное мнение относительно еврейского государства.
События, последовавшие за победой в первой арабо-израильской войне, описывает израильский историк Бенни Морис в работе «Приграничные войны Израиля, 1949-1956».
После завершения боевых действий многие из беженцев пытались вернуться обратно – кто-то в свои дома, кто-то за пожитками, кто-то обработать свои земельные участки. Этот процесс Бенни Морис переводит с иврита как «инфильтрация».
Но не для того осуществляли этнические чистки сионисты. Автор цитирует записку Ицхака Рабина, который 1949 году был оперативным офицером:
«1. Я бы хотел вернуться к инструкциям, данным в начале операций против инфильтрантов, смысл которых заключается в том, чтобы сократить до минимума количество инфильтрантов, взятых в плен, поскольку у Государства Израиль нет возможности содержать их в заключении.
2. Поэтому следует стрелять на поражение, чтобы убить или отогнать инфильтранта... И если ловят инфильтранта, следует выдворить его за границу в течение 48 часов после проникновения».
О том, как выполнялась инструкция можно судить по официальным израильским данным, которые приводит Бенни Морис. С 1949 по 1956 год израильскими военными было убито около 5000 палестинцев – гражданских лиц – мужчин, стариков, женщин, детей, которые пытались вернуться домой.
При этом огонь велся и по иорданской и египетской стороне.
Активно использовалось минирование. Автор приводит запись из дневника секретаря кибуца Эрез 1950 года:
«8.01.1950. 5 арабов погибли на шрапнельной мине, которую поставил Аароник (член кибуца).
Через три месяца... Удачный удар. Два араба погибли.
10 апреля. Араб и осёл погибли от мины.
11 апреля. На мине подорвался араб.
13 апреля. На мине подорвался араб». И т. д.»
Еще цитата, теперь из доклада офицера израильской военной разведки об обстановке в Западной Галилее:
«Армия задерживает их. Их проверяют. Многие из них ликвидируются согласно военным распоряжениям».
Со ссылкой на тот же источник, Бенни Морис отмечает, что арабов привязывали группами к деревьям и убивали.
Еще одну цитату автор приводит из дневника Бен-Гуриона: «22-й батальон (бригада “Кармиэль”) поймал в Беер-Шеве араба и арабку. Араба убили, а насчёт арабки стали думать (22 человека), что делать: решили и выполнили - её раздели, обрили волосы, изнасиловали и убили». Другая запись в дневнике сообщает, что солдаты из той же части поймали двух девочек арабок и умертвили их после надругательств.
2 ноября 1950 года израильские солдаты хладнокровно, как в тире расстреляли троих палестинских детей – девочек 8 и 10 лет, мальчика 12 лет. Причем дети находились на иорданской стороне от границы. Случай получил огласку и обсуждался британским парламентом. А сколько преступлений осталось неизвестными?
Бенни Морис считает период 1949-1950 гг. чёрными годами для палестинцев. На них шла охота по всей стране, причем не только на мусульман, но и на палестинцев-христиан. «20 и 21 октября 1950 года армия провела крупные облавы в христианских деревнях верхней Галилеи. Во время допросов, арабов-израильских граждан раздевали, связывали и били палками по пяткам «по турецкой системе». Многие из тех, кого пытали таким образом, стали инвалидами». Тех, кто не мог предоставить израильское удостоверение личности либо сразу грузили в грузовики и вывозили за пределы страны, либо отправляли в концлагеря.
Исследователь заявляет, что только после всех этих зверств палестинцы взялись за оружие и начали ответные акции против еврейского государства.
«Если раньше палестинцы шли на израильскую территорию без оружия, то со временем они стали самоорганизовываться в вооруженные группы и отвечать огнём на огонь. Появляются люди, направляющиеся в Израиль мстить за своих близких, не жалея, в свою очередь, ни женщин, ни детей».
Когда израильские спецслужбы устроили взрывы возле иностранных представительств в Египте, с целью вовлечь в конфликт США («Дело Лавона») уже и египтяне начали формировать палестинские отряды для рейдов в Израиль.
Во время тройственной агрессии против Египта 1956 года, израильтяне расстреляли в Секторе Газа всех пленных партизан и египетских солдат палестинского происхождения. Около 500 человек.
Хочу еще и еще раз подчеркнуть – мы бы никогда не узнали обо всех этих злодеяниях, если бы не честная и мужественная позиция таких израильтян, как Бенни Морис.
А теперь давайте посмотрим, смог ли Израиль решить палестинскую проблему? После очередной агрессии 1967 года (войну начал Израиль, атаковав египетские аэродромы) он захватил Западный берег реки Иордан и сектор Газа. Население в этот раз не бежало, и Израиль получил уже несколько миллионов палестинцев без всякого статуса.
А в 1987 году внуки тех, кого сионисты были уверены – запугали на столетия вперед, вышли на первую интифаду. С рогатками против до зубов вооруженного противника.
Израильтяне не могут понять этого упорства. Они убаюкивают себе тем, что палестинцам, якобы, выгодно их сегодняшнее положение, мол, разворовывание международной помощи, коррупция и все прочее.
Наверное, это имеет место. Но здесь израильтяне ничуть не уступают палестинцам – такое же воровство и коррупция. Значит можно предположить, по этой логике, что и израильской верхушке выгодно нынешнее положение? Конечно, в обоих случаях это не так.
Палестинцы продолжают сопротивление с 1950-х годов. Они его не прекратили после предательства арабских стран, после советского предательства. И ничего не предвещает, что они его прекратят.
В свое время автору доводилось общаться с палестинскими студентами. Очень цельные, знающие чего хотят, ребята. Начитанные и любознательные. Говорили мы и об Израиле. Что удивительно, ненависти к евреям ни один не выказывал. Мне даже показалось, что они считают израильтян недалекими. И все уверены в своей победе. Это даже больше, чем уверенность, это какое-то знание, как знать таблицу умножения.
Таким образом, ни одна из задач, что ставились при создании Израиля, не решена и вряд ли может быть решена, несмотря на все бравурные разговоры об успешном государстве.
P.S. Придется разбить публикацию на части. Слишком много фактуры. Здесь мы рассмотрели внутренние проблемы Израиля, которые ставят его будущее под большое сомнение. Внешние предлагаю обсудить в следующей заметке.