Очищено от ржавчины времен,
Вновь воссияло зеркало, а снег
Цветами вишен кровлю убелил.
Мацуо Басё
Начавшиеся в 1853 году в Японии преобразования растянулись на четверть века. Накал борьбы отражался в многочисленных восстаниях и войнах, которые сотрясали страну. Но спецификой японской гражданской войны было почти полное отсутствие собственно консервативной стороны, в смертельном бою сошлись сторонники реформ, отличавшиеся лишь взглядами на темпы и форму преобразований. В остальном элита Японии оказалась единой, что позволило обойтись без глубоких репрессий к побежденным и успешно интегрировать их в новое общество, которое изменилось кардинально. Образ Японии как сверхдержавы объединил страну, избавив как от сепаратизма, так и от узкосословных комплексов. Тем не менее долгое время судьба страны находилась на грани.
Разрешенное сёгунатом после визита коммодора Перри приобретение паровых судов европейского типа для феодальных княжеств, привело к созданию у самых сильных даймё вполне приличных флотов. Одним из доменов, которые могли себе это позволить, был домен Сага (или домен Хидзэн) на острове Кюсю. Домен активно торговал с западными странами, там популярен был его фарфор. Сегунат возложил на Сага ответственность за оборону порта Нагасаки и соблюдение морских ограничений. К концу периода Токугава Сага встал на сторону мятежной группы Тоса, Сацума и Тесю против сегуната.
Построенная в Лондоне в январе 1867 года канонерская лодка «Эжени» (Eugenie) была приобретена доменом Сага в январе-феврале 1868 года за 88 500 рё и переименована в « Мошун Мару ». Официальное название в японском флоте - «Мэнчункан ». «Мэн» означает «начало» на языке куньоми, а «мэнчунь» это начало весны, то есть Новый год (январь) по лунному календарю .
«Мошун Мару» Moshun ( или Maushi Yun).孟春丸 ( Весеннее равноденствие). До 1868 года «Эжени» (Eugenie). Лондон, Англия. Заложен 1867 г. Спущен на воду январь 1867 г. Приобретен февраль 1868 г. Введен в эксплуатацию военным министерством 9 июля 1871 г. Списан 8 октября 1887 г. Передан министерству связи. Списан июль 1896 г.
Водоизмещение 305/357 длинных тонн (363 т). Длина 41,09/43,18/44,5 м. Ширина 6,42/6,6/6,91 м. Осадка 2,2-2,31/2,42-2,5 м. Глубина 3,12 м
Двигатели- две 2-цилиндровые машины прямого действия, 2 коробчатых котла, 191/120/100 л.с. . Скорость 7/8/12 /14,2/14,1 узлов. 3 -мачтовая шхуна. Запас угля 98 000 катти (катти-около 600 грамм). Экипаж 87 человек, 1872-65, 1873-275, 1874-73 или 45, 1883-88 человек
Вооружение- 4 орудия: 2 × 70-фунтовые дульнозарядные поворотные пушки Армстронг, 2 × 6-фунтовые пушки или одна 70-фунтовая пушка Армстронга, одна 40-фунтовая пушка, две 20-фунтовые пушки или 1 70-фунтовая пушка Армстронга (носовая), 1 40-фунтовая пушка (корма), 1 20-фунтовая пушка (бортовой залп), всего 3 орудия или две 12 -см пушки или две 20-см пушки Круппа.
Материал корабля: стальной каркас, дерево
Трехмачтовая канонерская лодка типа шхуны со стальным каркасом. Данные по размерениям корабля противоречивы. Длина и ширина по разным источникам- 40,91 м и чуть более 6,36; 40,23 м и 6,71 м; 39,93 м и 6,71 м; 39,70 м и 6,67; 44,5 м и 6,6; 39,9 и 6,6. Котлы были заменены в 1878 году. Вооружение менялось в зависимости от ситуации и обстановки.
В январе 1868 года противоречия между сёгунатом Токугава и группой южных княжеств, сделавших ставку на императора дошли до военного противостояния, известного как война Босин. Княжество Сага присоединилось к союзу южан-Сацума, Тоса, Тёсю, действующему на стороне императора. Корабли княжества были переданы в состав объединенного флота.
В начале войны Босин корабль вышел из Миэцу 18 февраля 1868 года а авангарде флота Канто ( «Мошун Мару» от домена Сага, «Хозуи Мару» от Сацума ) и « Юхи Мару » ( от домена Куруме). Их задачей была доставка войск южан из Осаки в Йокогаму. Потом корабль участвовал в преследовании мятежного флота Эномото, уходящего на север.
Отряд кораблей императорского флота, в том числе «Мошун Мару», во время стоянки в заливе Мияко, подвергся дерзкой атаке мятежных самураев, попытавшихся взять на абордаж флагманский броненосец южан. С трудом, но нападение удалось отбить.
Кораблю довелось участвовать и в финальном морском сражении в бухте Хакодате в мае 1869 года. Вскоре после поражения, республика Эдзо капитулировала.
В 1869 году цунами выбросило «Мошун Мару» на берег у Кувагасаки , провинция Муцу (ныне Кувагасаки, город Мияко, префектура Иватэ ). В 1870 году удалось корпус снять с камней и вернуть на воду. К ноябрю его удалось перевести в Шинкай.
17 апреля 1871 года клан Сага предложил корабль императорскому правительству. 15 мая предложение было принято. В военном министерстве название корабля было изменено на « Мэнчунь». 15 ноября он был классифицирован как корабль шестого класса.По состоянию на 18 мая 1872 года он входил в состав Среднего флота. В сентябре его передали на ремонт в Исикавадзиме, ремонт был завершен в декабре 1873 года.
В начале 1874 года « Мэнчунь» присоединился к «Ниссин » и «Унъё» для участия в Тайваньской карательной экспедиции 1874 года. После нее он посетил порты Цинского Китая и устье Янцзы. «Мэнчунь» вернулся в Нагасаки 10 ноября.
После столкновения на острове Канхва в сентябре 1875 года контр-адмирал Кураносукэ Накамута приказал « Мэнчунь» и « № 2 » принять участие в блокаде корейских портов. 28 октября Средний флот был расформирован, а Япония разделена на Западный и Восточный регионы. Кураносукэ Накамута стал командующим восточной частью, а контр - адмирал Сукэмаро Ито западной (Асама , № 2, Мэнчунь, Тиёдагата , Хабинмару и Кайфумару).
15 декабря «Нисшин», «Мэнчун» и «Такаомару» получили приказ сопровождать премьер-министра Киётаку Курода в Пусан для переговоров по подписанию договора с Кореей. Курода отправился на борту «Генбумару», а его сопровождала внушительная боевая эскадра.
В марте 1876 года корабль встал на ремонт машин и котлов. 28 октября «Мэнчун» срочно отправили подавлять восстание Хаги
К 6 ноября при значительной помощи «Мэнчун» восстание было подавлено.
24 января 1877 года по случаю императорского визита, флотилия из четырех кораблей ( « Адзума », «Хосё», «Мэнчун» и «Чиода-гата») сопровождала микадо в залив Канеда.
В феврале 1877 года началось крупнейшее восстание самураев в бывшем княжестве Сацума, известное как Сейнанская война. Самураи Сацума были недовольны антисамурайскими реформами и постепенным лишением "особого положения" после той роли, какую Сацума сыграло в войне Босин. «Мочун» участвовал во взятии Хинагу, когда 9 марта дерзкой атакой на 3 кораблях (Касуга , Хосё и «Мэнчун» во главе с контр-адмиралом Сукемаро Ито) . 2-я бригада (около 4000 человек, 4 пехотных батальона и 1200 полицейских) высадилась в Кагосиме, заключила губернатора Сацумы под стражу, и захватила сацумские военные склады, включая более четырёх тысяч бочек с порохом.
8 февраля 1878 года из-за начавшихся беспорядков на юго-западе «Мэнчун» и «Хосё» отправили в Кобе, а затем в Симоносеки.
Весной 1878 года корабль прошел замену котла в на верфи Йокосука, где провел около полугода.
В 1879-1882 годах «Мэнчунь» занимался геодезическими исследованиями побережья. В 1882 году канонерку отправили блокировать корейское побережье из-за антияпонского восстания корейской армии в Хансоне (Сеул) в июле 1882 года. В Японию корабль вернулся только в декабре.
После ремонта в Йокосуке с 16 февраля по 26 марта 1883 года, в марте он вновь был отправлен к корейским берегам, которые патрулировал до середины октября. В 1884-1886 годах канонерская лодка занималась патрулированием корейского побережья.
8 октября 1887 года корабль был исключен из списков военного флота и был передан Министерству путей сообщения в качестве учебного корабля при Училище торгового флота. В июле 1896 года корабль был сдан на слом и передан Управлению порта префектуры Канагава , где ему присвоили карантинный название «Мэнчун-го».
Скромная канонерка не только прослужила около 30 лет, но и приняла участие практически во всех войнах и битвах Японии в этот период. Иногда ее участие было решающим.
систематизированный каталог статей канала-по ссылкам:
Флоты мира 1860-1945. Справочник.
Флот 21-го века.
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам