- хотелось бы громко сказать. Но, наверное, это просто мы не тот формат выбрали вчера, 19 марта.
Я очень часто ходила в театр в светлые студенческие годы. Со своим будущим мужем, с подругами, с мамой. В том городе, где я училась, было несколько театров. И вот один из них я просто обожала. С появлением старшего сына походы в театр стали намного реже. После рождения ещё одного сына -- ещё реже. Ходили, в основном, на какие-то концерты.
Сейчас, когда дети без проблем могут побыть некоторое время без нас (не одни!), выбираться куда-то стало проще. Вот и решили с мужем посмотреть спектакль. Выбор пал на комедию "Сеанс гипноза для семейной пары". Играют всего три актёра -- Олеся Железняк, Андрей Ильин и Даниил Спиваковский. Состав по-настоящему звёздный! Железняк люблю со времен фильма "Ландыш серебристый". И в этом спектакле разочароваться в её мастерстве не пришлось. Удивительная актриса. Не слишком красивая по современным меркам, но совершенно прекрасная. Такие женщины мне кажутся более естественными, живыми.
Фабула постановки проста, но интересна: чтобы найти спрятанные по пьяной лавочке мужем деньги, жена зовёт домой гипнотизера (герой Спиваковского). Вообще-то он доцент, психиатр. Но вот так подрабатывает.
Введя мужа (героя Ильина) в транс, гипнотизер узнает про местонахождение заначки. А также много чего ещё. По просьбе жены. И эти сведения оказываются совсем не тем же самым, что знает о своём супруге героиня Олеси Железняк. Например, что он не служил в президентском полку, платье ей купил не за 5 тысяч, а за 199 рублей. А разницу вообще в наперстки проиграл.
По закону жанра должно было произойти разоблачение и второй стороны, жены. И оно произошло. В гипнотическом сне она поведала многое из того, о чем молчала 25 лет семейной жизни. И лучше бы не рассказывала никогда. Ведь 21 кавалер до замужества -- не очень принимаемое обществом преимущество.
Финал достаточно светлый: гипнотизер даёт установку обоим супругам забыть этот день и жить в мире, любя друг друга.
Комедия на то и комедия, чтобы было весело. За счёт потрясающей игры Железняк цель была достигнута на все сто процентов. Но вот средства достижения меня удивили. В спектакле хватает сниженной лексики, двойных смыслов из категории "ниже пояса". Для меня это пошлость. Мужу показалось так же. Мы, конечно, не неженки. Но привыкли к тому, что цель театрального действа -- катарсис. А не недоумение.
Да, герои -- люди из низов. Токарь и санитарка. Неправдоподобно было бы, если бы они слушали Моцарта и читали друг другу вслух Толстого. Однако демонстрируемая эстетика показалась мне чрезмерно сниженной. Чего стоит лишь одно проходящее через всю канву спектакля напоминание-упрёк жены о том, что муж все стены в туалете опИсал.
И вот вопрос: это личное предпочтение режиссёра или предложение, сформулированное народным спросом? Это нас призывают посмеяться над глупостями или мы сами рады смеяться именно над этим? Хочется думать, что первый вариант. Хотя то, как часто раздавались звонки телефонов, как часто то тут, то там светились экраны устройств, говорит о том, что и публика "не та".
В общем, вышли мы с мужем оттуда с одинаковой мыслью: зато на Железняк посмотрели)
Знаете, я очень люблю классические постановки. Чтобы с минимальным отхождением от текста и замысла автора. Возможно, это старомодное предпочтение. Но мне всегда жаль тексты великих писателей, которые пытаются представить зрителю в "авторском прочтении".
Вчерашний спектакль -- не постановка классического произведения. Это современная работа. И, наверное, она такой и должна быть: отражающей все несовершенства времени и человека этого времени. Но мне оказалась не близка.