Обзор немецких медиа
🗞(+)WirtschaftsWoche в статье «Почему канцлер Шольц объявляет Японию образцом для подражания для Германии» рассказывает, что Олаф Шольц и половина его кабинета хотят выяснить в Токио, как уменьшить зависимость от Китая в области энергетики и сырья. Одним из бенефициаров перемен, вероятно, станет сама Япония. Уровень упоротости: умеренный 🟡
Автор: Мартин Фриц. Перевёл: «Мекленбургский Петербуржец».
Подпишись на канал «Мекленбургский Петербуржец» в Telegram — и первым читай переводы самых интересных публикаций немецких СМИ и комментариев немецких читателей.
В минувшие выходные посетители торгового центра Grand Front в западном японском мегаполисе Осака смогли полюбоваться на полноразмерную футуристическую модель воздушного такси из Германии. Volocity начинающей компании Volocopter из Брухзаля в Бадене должен летать через два года во время Всемирной выставки Expo 2025 в Осаке. Подготовка к этому событию идёт полным ходом: недавно немецкий электрический летательный аппарат получил одобрение для Японии. Торговый дом Sumitomo принял участие в последнем раунде финансирования и станет партнёром по коммерческим операциям. Японские авиалинии и страховые компании Mitsui Sumitomo и MS&AD уже присоединились к проекту. «Только в Японии разработана стратегия будущего для воздушных такси», - так молодая компания оправдывает свои активные действия в Японии.
Volocopter - не единичный случай: немецкие менеджеры и политики в целом снова всё больше ориентируются на Японию. После своего визита в Токио год назад канцлер Олаф Шольц высоко оценил Японию как образец для подражания в областях политики, которые стали чрезвычайно важными для Германии: Япония была первой страной в мире, которая использовала водород в качестве энергоносителя для защиты климата. Япония также быстро искала пути снижения своей зависимости от Китая в области энергетики, технологий и сырья. Здесь Германия может «учиться у Японии», объяснил Шольц на последней Азиатско-Тихоокеанской конференции в Сингапуре.
Поэтому не случайно, что первые германо-японские правительственные консультации в эти выходные полностью посвящены политике экономической защиты. Шольц прибыл в Токио в субботу вместе с шестью членами своего кабинета - Робертом Хабеком, Кристианом Линднером, Борисом Писториусом, Нэнси Фезер, Фолькером Виссингом и Анналеной Бэрбок. Они обменяются мнениями с главой правительства Японии Фумио Кисидой и его министрами по вопросам диверсификации цепочек поставок и защиты критически важной инфраструктуры и технологий.
Бизнес-делегации, каждая из которых состоит из одиннадцати членов, являются высококлассными: с немецкой стороны среди участников топ-менеджеры компаний Siemens Energy, Heraeus, Beiersdorf, Boehringer Ingelheim, Mahle и Bankhaus Metzler. Со стороны Японии в конференции принимают участие топ-представители Toyota, Mitsubishi Electric, Hitachi, NEC и торговых компаний Itochu и Mitsubishi.
Обе страны реагируют на проблемы с цепочками поставок после пандемии и потрясения в мировой экономике, вызванные тем, что Китай и Россия смыкают ряды против Запада. Берлин и Токио стремятся к большей экономической безопасности без ограничения свободной торговли. Комплексная стратегия Японии может послужить здесь примером: закон, принятый в мае 2022 года, будет лучше защищать национальные цепочки поставок, инфраструктуру и технологии. Кисида специально назначил для этой цели министра экономической безопасности. Теперь государству предстоит организовать стабильные поставки стратегически важных товаров, заняться разработкой новых технологий и изучить возможность использования капитала и технологий из-за рубежа.
Например, теперь правительству разрешено требовать от компаний предоставления информации об обновлении программного обеспечения и проверять закупки технологий и оборудования в 14 отраслях - включая энергетику, водоснабжение, информационные технологии, финансы и транспорт. В декабре полупроводники, батареи и девять других товаров были классифицированы как стратегические критические материалы. Япония активно ищет альтернативные источники поставок ключевых ресурсов и продуктов, таких как микросхемы, фармацевтические препараты и медицинские технологии.
Многие японские компании уже отреагировали на экономическую вражду между Китаем и США. Некоторые переносят производство из Китая в Юго-Восточную Азию, чтобы избежать повышения тарифов США на товары из Китая, другие вообще уходят из Поднебесной. Компания Kyocera, производящая электронику, назвала Китай «больше не жизнеспособным» местом из-за ограничений на производство полупроводников в США и после почти 20-летнего перерыва снова строит новый завод в Японии. Компания Hitachi Metals разрабатывает электродвигатели, в которых используется меньше редкоземельных металлов из Китая. В октябре 2020 года Mitsubishi Electric стала первой компанией в Японии, создавшей отдельный департамент экономической безопасности под непосредственным руководством генерального директора для изучения возможных зависимостей и уязвимостей в новом бизнесе и приобретениях в США и Китае.
Перед консультациями в Токио канцлер Шольц подчеркнул в интервью финансовой газете Nikkei, что Германия не хочет разрывать связи с Китаем, и описал свой образ мышления народной мудростью «не клади все яйца в одну корзину». Германия не должна зависеть от отдельных стран, сказал Шольц, особенно в вопросах поставок сырья. «Это приведет к постепенному росту затрат, если вы не будете всегда брать только самого дешёвого поставщика, а будете работать с несколькими поставщиками в разных странах», - признал канцлер. «Но это обеспечивает собственную независимость».
Тенденция к «friendshoring», т.е. поиску поставщиков и производству в дружественных странах, может также принести пользу «ценностному партнёру» Германии - Японии. Согласно опросу 113 японских дочерних компаний, проведённому Немецкой палатой внешней торговли (AHK) в Токио, более чем каждая третья штаб-квартира корпорации в Германии проявляет растущий интерес к Японии и рассматривает возможность расширения своего бизнеса.
Bosch уже вкладывает свои деньги: осенью компания из Штутгарта ввела в эксплуатацию новую производственную линию по выпуску усилителей руля и тормозных усилителей в Сайтаме и Точиги соответственно, а в Йокогаме в настоящее время строится новая штаб-квартира компании. Немецкие компании также больше покупают в Японии, согласно опросу AHK. «Мы ожидаем, что правительственные консультации дадут дальнейший мощный импульс экономическим отношениям», - говорит управляющий директор Маркус Шюрманн.
Мартин Шульц, главный экономист компании Fujitsu и член Совета экономических экспертов при правительстве Японии, видит наибольший потенциал для немецких компаний в Японии в областях с общими интересами и в развитии новых рынков, также в прямой конкуренции с США и Китаем. «К ним, безусловно, относятся возобновляемые источники энергии, надёжные цепочки поставок и цифровые платформы в Азии, а также сотрудничество в азиатских третьих странах, где немецкие и японские компании, сильно зависящие от экспорта, всё чаще встречаются с прямыми конкурентами из Китая», - говорит Шульц.
В любом случае, в немецких залах заседаний совета директоров Япония воспринимается заметно более позитивно. «С прошлого года многие клиенты также спрашивают нас о возможностях в Японии; раньше такого не было», - сообщает Бьорн Айхштедт, управляющий директор PR-агентства Storymaker и специальный консультант немецко-японского делового круга DJW. Компании, имевшие японский филиал с 1970-х и 1980-х годов, сейчас снова становятся более активными. Токио в качестве места расположения штаб-квартиры в Восточной Азии также рассматривается гораздо чаще.
В то же время всё больше молодых компаний, которые хотят сделать свои первые шаги в Азии, рассматривают возможность экспансии в Японию, сообщает Эйхштедт. Вливания японского капитала в немецкие стартапы со стороны Softbank Group, например, сделали Японию более заметной. Однако эксперт по Японии советует всем новичкам набраться терпения. «Многие хотели бы очень быстро заменить некоторые аспекты Китая Японией», - говорит Айхштедт. «Конечно, это не сработает».
@Mecklenburger_Petersburger
P. S. от «Мекленбургского Петербуржца»: вообще демонстративное баханье в дёсны Германии с Японией навевает какие-то нехорошие ассоциации. Впрочем, бояться не стоит: ведь теперь эти страны — любимые жёны Дяди Сэма.
Мекленбургский Петербуржец в: