Найти в Дзене
Рукописи не горят

«Тайны следствия»: что случилось с Марией Сергеевной? Метаморфозы образа главной героини. Ч.1

Образ Марии Сергеевны самое большое разочарование сериала «Тайны следствия».

Вначале несколько отзывов с форума Кино-Театр. РУ

«Испохабили женщину. В первых сезонах цельный персонаж. А теперь в 23 нового ухажера вводят, фууу ,просто уже противно смотреть. Ну уже оставили бы или с Луганским (он любит и все понимает – так и жили бы), или с Олегом – на одной волне , живут работой, дома не бывают, вместе бы расследовали. Но нет... Просто страшно, что сотворили с персонажем» (Ирина Неизвестнаяяя, 20.07.2023 - 01:05:14.
«На 100 % с Вами согласна! Маша стала совсем другой. Испортили все впечатления о Швецовой, созданные годами. Говорят, что сценаристы, а, может, и режиссёр, читают отзывы именно здесь. Если это так, то разочаровали они буквально всех... ?» (Nadezda777 23.07.2023 - 15:29:19)

Попробуем разобраться, что же произошло, и почему всё получилось так, как получилось.

Мария Сергеевна Швецова как персонаж перекочевала в сценарий сериала «Тайны следствия» из одноименного цикла повестей Елены Топильской, много лет проработавшей следователем по особо важным делам в питерской прокуратуре. Хотя если быть точным, то перекочевал не персонаж, а только её имя – Мария Сергеевна Швецова, поскольку героиня повестей Топильской и главная героиня сериала «Тайны следствия» – принципиально разные люди. Объединяет их, пожалуй, только одно – увлеченность работой.

Действие в сериале перенесено из 90-х годов в нулевые, но это обстоятельство принципиального значения не имеет. Следствие остается следствием, а Мария Сергеевна исключительно квалифицированный следователь. Кроме того, она интересная женщина. Ей около тридцати лет, она замужем за Андреем Переваловым, инженером по профессии, имеет ребенка, мальчика дошкольного возраста по имени Костик.

Первое, что обращает на себя внимание и покоряет в облике главной героини – это контраст: хрупкая ранимая женщина с полудетской внешностью и жестокий, не прощающий слабостей мир, в котором она живёт, с преступниками, порой высокопоставленными, на службе, и ревнивым мужем-тираном, ни в грош не ставящим её работу, дома:

«Моя жена так много работает, что совершенно забыла, что у её свекрови день рождения… Мама уверена, что у неё куча любовников. …а эти бесконечные ночные отлучки. Почему я должен верить, что они связаны со службой?»

Работа, осмотры места происшествия до рассвета, морги, допросы, грязная промокшая обувь и … больной зуб. Предел мечтаний – хорошая стиральная машина. А пока её нет приходится стирать бабушкиным методом – ручками и в тазике.

Жалко девочку. Умная, красивая и несчастная. Ой, сейчас расплачусь.

ДРУГИЕ СТАТЬИ О «ТАЙНАХ СЛЕДСТВИЯ» В ПОДБОРКЕ «ВСЁ О «ТАЙНАХ СЛЕДСТВИЯ»

Квинтэссенция проблем молодой Марии Сергеевне в её диалоге с Лёней Кораблёвым:

Сезон 1. Фильм 1. «Мягкая лапа смерти»
01.23.13 – 01.23.52
М.С. и Кораблев в машине
Кораблев: «Ну что, и долго вы там будете?»
М.С.: «Как получится»
Кораблёв: «Понятно. Нет чтобы дома с больным ребёнком побыть. Всё тусуетесь, тусуетесь. Всё вас куда-то чёрт несёт»
М.С.: «Кораблёв, я работаю»
Кораблев: «Ребёнку, между прочим, мать нужна, а не следователь. А мужу жена в постели. А вы незаметно состаритесь, это я вам точно говорю. Состаритесь, а уголовных дел от этого меньше не будет»
М.С.: «И что?»
Кораблев: «Что? А муж у другой бабе уйдет. Та, которая дома ночует. А ребёнка в приют сдадут. А вы… ну, с кем вы останетесь?»
М.С.: «С тобой, Кораблев. Вот с тобой и останусь»

Проблемы главной героини создатели фильма решили быстро и радикально. Уже к концу первого сезона они развели Марию Сергеевну с Андреем Переваловым, а во втором нашли ей идеального мужа-отца (именно такой, по мнению Альбины Крутицкой ей и был нужен) в лице Дмитрия Сергеевича Луганского. Интересный мужчина, умный, богатый, образованный, интеллигентный, любящий, заботливый, с безупречным вкусом. И деньги зарабатывает, и суп с мясом варит, и Злате косички заплетает, и по работе жене что-то дельное подсказать может – золото, а не муж. Отныне все семейные и материальные проблемы Марии Сергеевны сводятся к решению вопроса – отправлять Костика учиться в Лондон или оставить в Петербурге, – и выбору платья для великосветской тусовки. Она может наконец-то целиком отдаться любимой работе, а зритель наслаждаться семейной идиллией главной героини и интересными расследованиями. Мария Сергеевна Швецова на его глазах превращается в легенду следствия.

Однако ничто не вечно под луной. После восьмого сезона из проекта уходит Елена Топильская, объяснившая своё решение таким образом:

«Я очень устала и от сериала, и от героини. Особенно тяжело мне дался последний сезон, я буквально помирала, выдавливала из себя, как пасту из тюбика, сюжеты и диалоги. Захотелось уже как-то абстрагироваться от Швецовой. Неделю назад сдала последнюю книжку про Машу в издательство. И восьмой сезон, который только что показали по ТВ, стал для меня последним. «Тайны следствия» будут снимать и дальше, но без моего участия»

И сериал покатился по наклонной плоскости, медленно, но неуклонно. Сразу просела его детективная составляющая, что было, конечно, неизбежно, поскольку всем интересным в первых восьми сезонах по части расследований мы обязаны исключительно Елене Топильской, равноценной замены которой здесь не нашлось.

Но это оказалось не единственной проблемой долгоживущего сериала. От него устал не только сценарист, но и актеры. Одновременно с Еленой Топильской покинули проект Алла Довлатова (Альбина Крутицкая), Эмилия Спивак (Женька), Евгений Чудаков (Иван Иванович Беляев), Галина Мамчистова (Нина Фёдоровна Беляева). До 11-го сезона продержался Сергей Барышев (Винокуров). «Ледовый месяц» (сезон 13, фильм 7) – последнее появление в сериале Олега Алмазова (Антон Старосельцев). Превратились в эпизодические роли Филонова (актёр Игорь Григорьев) и Пети Буевича (актёр Александр Шпилько).

Уходили актеры, а вместе с ними и их герои, оставляя после себя пустоту, которая ничем не заполнялась – не справились с этой задачей создатели сериала.

Но это ещё не всё. Тут же обнажилась проблема не просто положительного, а идеального героя, точнее, героини. Ведь именно такой зачем-то сделали Марию Сергеевну с подачи заказчика сценаристы и режиссеры. Стало понятно – она невыносимо скучна.

Невыразительность образа главной героини не имела значения, когда рядом с ней были огненная Женька или Зоя, самые интересные, на мой взгляд, женские персонажи сериала. Слишком хорошо и слишком правильно – это не есть хорошо, когда речь идет о фильме. Любой фильм – это история, в основе которой лежит какой-то конфликт, а у нашей главной героини всё как-то, несмотря на наличие Филонова в роли антагониста, сыгранного, к тому же, порой излишне карикатурно, слишком идеально – и легенда следствия она, и муж у неё чудесный, и дети – грех желать лучше, и дом – полная чаша. Спрашивается – чего у неё нет? Какие проблемы будет решать Мария Сергеевна Швецова? К чему стремиться? Стандартными детективными сюжетами, а сценаристы после Елены Топильской ничего другого предложить не могли, зрителя не удержишь.

Нельзя сказать, что создатели сериала этого не понимали. Они пытались как-то решить эту проблему. В сериале время от времени появлялись новые герои со своей неплохо задуманной историей. Одной из них была Людмила Колонкова (Ольга Павловец):

«На телеканале «Россия 1» начинается новый, уже 11-й по счету сезон сериала «Тайны следствия». Зрителей ждёт привычный актерский ансамбль, правда, появятся и новые персонажи. Например, в новом сезоне Маша Швецова столкнется с профессиональной конкуренцией, ведь в отдел придет молодая и амбициозная Людмила Колонкова – духовный двойник Марии», – сообщал 4 мая 2012 г. интернет-журнал «Вокруг ТВ». (Вокруг ТВ. «Тайны следствия»: у Швецовой появилась соперница»)

Но лучше, если обо всём расскажет актриса Ольга Павловец:

«По сюжету в отдел приходит работать новый следователь Колонкова. Она жена крупного чиновника из главка, и благодаря этому может получать доступ даже к засекреченной информации. Колонкова сразу становится одним из лучших сотрудников и начинает соперничать со Швецовой не только в профессионализме, но и в борьбе за уважение окружающих.
— Моя героиня — это второе я Марии Швецовой: целеустремленная, образованная, знает себе цену, — рассказывает Ольга Павловец. — Они так похожи характерами, что между ними возникает дух соперничества, но это соперничество очень непростое: оно не порождает вражду. Даже когда я готовилась к роли и придумывала свою героиню, то единственным ориентиром для меня служил именно образ Швецовой.
Интересно, что, выбирая актрису на эту роль, создатели сериала искали девушку, которая действительно была бы внутренне похожа на Анну Ковальчук.
— Когда меня приглашали на роль, сказали, что мы с Аней Ковальчук похожи тем, что у нас у обеих есть внутренней стержень, — продолжает Ольга Павловец. — Мы много общались на площадке и поняли, что, действительно, похожи не только наши героини, но и мы сами. Так, например, мы с ней обе преданы семье. У нас просто культ семьи, и, несмотря на плотный график (я, например, снималась каждый день), мы всегда привязаны к дому и не любим никаких тусовок» (Вокруг ТВ. «Тайны следствия»: у Швецовой появилась соперница»)

Интересный замысел, не правда ли?

Однако из него ничего не получилось: через ряд метаморфоз, в частности, трансформацию Людмилы из жены крупного чиновника в его дочь, новую героиню превратили в очередную дурочку, призванную оттенить своей глупостью исключительный ум и профессиональную интуицию следователя по особо важным делам М.С. Швецовой. Отличный замысел снова уплыл в канализацию.

Самой большой удачей сериала в части появления новых сюжетов и новых героев стала история Бори Шипова, но и она была использована для возвеличивания главной героини – ведь именно Мария Сергеевна помогла Лёне Кораблёву разоблачить следователя-убийцу.

Продолжение следует

ДРУГИЕ СТАТЬИ О «ТАЙНАХ СЛЕДСТВИЯ» В ПОДБОРКЕ «ВСЁ О «ТАЙНАХ СЛЕДСТВИЯ»