Найти тему
Рукописи не горят

«Тайны следствия»: что случилось с Марией Сергеевной? Метаморфозы образа главной героини. Ч.3

Оглавление

Должностное преступление, подлог… Не слишком ли сильно сказано? Попробуем разобраться, имел ли место этот служебный подлог, и был ли состав преступления в поступке Олега Платонова.

А был ли подлог?

Итак, что такое подлог? Толковый словарь Ожегова определяет значение этого слова, как подделку, составление ложного, фальшивого документа или записи. Иными словами подлог – это не что иное, как процесс составления подложного документа и сам документ, хотя очевидно подложными могут быть не только документы, но и другие предметы. Например, фальшивые драгоценности или копии картин известных художников, если их пытаются выдать за подлинники. В истории археологии известны подложные находки, выдаваемые за древние артефакты. Но в данном случае нас интересуют только документы.

Определение подлога из словаря Ожегова, совершенно очевидно, не совсем полное, поскольку не указывает, с какой целью составляется фальшивка. Более точное значение словосочетания «подлог документа» звучит так: подлог документа – это составление ложных документов или подделка подлинных с целью обмана. Поступок Платонова на первый взгляд полностью соответствует определению. Но где тут состав преступления? Когда и при каких условиях составление подложного документа становится делом уголовно наказуемым?

Здесь нам придётся обратиться к уголовному кодексу и перейти на птичий язык юристов.

«Тайны следствия»: что случилось с Марией Сергеевной? Метаморфозы образа главной героини. Ч.1
Рукописи не горят26 ноября 2023

В юриспруденции «подлог документа - это противоправные умышленные действия по изготовлению или использованию поддельных документов, нарушающие информационно-удостоверительную деятельность органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений, организаций»

Как мы видим, об обмане физических лиц в вышеприведенном определении ничего не говорится. Преступления такого рода в отношении физлиц регулируются статьями о мошенничестве, нас же интересует служебный подлог, в совершении которого обвинила Платонова Мария Сергеевна.

Статья 292 УК РФ определяет как преступление, именуемое служебным подлогом, «внесение должностным лицом, а также государственным служащим или служащим органа местного самоуправления, не являющимся должностным лицом, в официальные документы заведомо ложных сведений, а равно внесение в указанные документы исправлений, искажающих их действительное содержание, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности».

ДРУГИЕ СТАТЬИ О «ТАЙНАХ СЛЕДСТВИЯ» В ПОДБОРКЕ «ВСЁ О «ТАЙНАХ СЛЕДСТВИЯ»

Из содержания статьи совершенно очевидно, что в деянии Олега Платонова состав преступления полностью отсутствует, ибо написанный им протокол официальным документом не является. Официальным он стал бы только в случае приобщения его к следственному делу об убийстве предпринимателя Ткачева. Т.е. протокол должен был быть зарегистрирован, внесен во внутреннюю опись документов и подшит в следственное дело, чего никто, кроме Марии Сергеевны Швецовой, сделать не мог, ибо инструкция СК возлагает ведение следственного дела на следователя. Платонов доступа к нему не имел.

В данном случае Олега невозможно обвинить ни по одной статье УК, включая ст. 159 о мошенничестве, поскольку в ней идет речь об обмане с целью завладения чужим имуществом, чего у нашего героя и в мыслях не было.

По выражению Алексея Комашко, в сюжете с фальшивым протоколом Мария Сергеевна, выглядит глуповато. Это слишком мягко сказано. Главная героиня, которую на протяжении 20-ти сезонов превозносили до небес именно как специалиста, в сцене объяснения с Платоновым несёт откровенную правовую ахинею. Спрашиваю сценаристов и всех причастных к этому делу – на кой вы всё это ей навязали? Вы нас, зрителей, идиотами, способными проглотить любую лабуду, считаете?

Вопрос, разумеется, останется без ответа.

Что же всё-таки натворил Платонов?

А ничего особенного. Всё, как всегда. Нарушение служебной субординации и должностных инструкций. Как сказал отвечавший на вопросы зрителей исполнитель роли Платонова Алексей Комашко, его герой действовал не по протоколу.

Протокол в данном случае означает, надо полагать, определенный порядок действий сотрудников, работающих а системе МВД. Платонов должен был обратиться к своему непосредственному начальнику Леониду Николаевичу Кораблеву, Кораблев, в свою очередь, передать его предложения следователю Швецовой. Потом они вдвоем должны были отправиться к Ковину. И только после одобрения начальником СК и внесения соответствующей оперативной разработки в план следственных мероприятий провоцировать Колесникова на признательные показания, убедив его в бессмысленности молчания. Например, распустить в следственном изоляторе слух о том, что вдова убийцы сдала заказчика. Времени, конечно, на такую разработку не было. Напоминаю, что Колесников был не арестован, а всего лишь задержан на 48 часов, и если бы в течение этого времени Швецовой не удалось установить мотив убийства, задержанного пришлось бы отпустить, поскольку предъявить ему было нечего.

Платонова всё это никак не оправдывает. Ничего смертельного в том, что следствие по делу о заказном убийстве затянулось бы, не было. Всё, в чем Колесников признался на допросе, можно было установить путём стандартных следственных мероприятий, досконально изучив его прошлое. Но Платонов есть Платонов. Бывают случаи, когда инструкцию необходимо нарушить, поскольку ни одна из них не может предусмотреть и регламентировать всё, что случается в жизни. Но это не о майоре Платонове. Он работает так, будто этих инструкций не существует вообще. Таким сделал своего героя с одобрения режиссера Егора Баринова актер Алексей Комашко.

Имела ли право Мария Сергеевна злится на Олега? Конечно, да. В конце концов, ей тоже могла надоесть анархия, которую нередко вносил в следственные мероприятия майор Платонов. Было бы вполне естественно, если бы Маша наорала на него. Скажем прямо, писать фальшивый протокол допроса от имени следователя и подделывать его подпись – весьма сомнительный поступок со стороны оперативника. Однако, конфликт этот – не более, чем на одну серию. «Маша, прости. Последний раз в жизни. Больше никогда», – со стороны Платонова, и всё – no problem. Нас же буквально истязали в течение всего 21-го сезона.

Холодная, сухая, злая, закрытая Манька , – ну просто пациентка психушки. Всё это было так неестественно, так нелепо, что диву даёшься – неужели для того, чтобы развести её с Олегом, нельзя было придумать что-нибудь более правдоподобное. Баба может вести себя по отношению к мужику так, как вела себя Манюнька, только в одном случае – если он ей изменил. Вот и разрабатывали бы этот сюжет.

Платонов в разговоре с Кораблевым, пытаясь объяснить резкое охлаждение к нему со стороны М.С., предположил, что она просто боится серьёзных отношений. Но и это объяснение в свою очередь требует объяснения – почему боится, что и когда с ней случилось, как в ней поселился этот страх? В 21-ом сезоне явно не хватало Альбины Крутицкой. Быть может, именно она помогла бы нам понять, что происходит с Марией Сергеевной? Почему она, если решила расстаться с Олегом, не может этого сделать, как взрослая разумная женщина? Почему она ведет себя как пятиклассница?

22-ой сезон не принес никаких позитивных изменения. Более того, Мария Сергеевна превратилась в настоящее чудовище. На этот раз под каток попал Дмитрий Луганский, к которому на его беду вздумала вернуться главная героиня. Всё такая же высокомерная, сухая, холодная, отстраненная, – ну просто вершина стервозности. И внешний вид тому под стать. Чего только одна коса стоит! И жуткая помада морковного цвета.

«За что Вы так с образом Марии Сергеевны?! Разве не заслужила она простого женского счастья?» (Nadezda777 23.07.2023 - 15:29:19)

А не лучше ли было действительно оставить Маню с Кораблёвым?

Помните их диалог из первого сезона?

Кораблев: «Что? А муж у другой бабе уйдет. Та, которая дома ночует. А ребёнка в приют сдадут. А вы… ну, с кем вы останетесь?»
М.С.: «С тобой, Кораблев. Вот с тобой и останусь»

ДРУГИЕ СТАТЬИ О «ТАЙНАХ СЛЕДСТВИЯ» В ПОДБОРКЕ «ВСЁ О «ТАЙНАХ СЛЕДСТВИЯ»