Как-то я просматривал список самых длинных фильмов и среди них была не самая экспериментальная картина, а чуть более художественный фильм. Но тут я заметил, что события в нём происходят на мартовской неделе, которая знаменательна ещё несколькими историческими потрясениями. Так 15 марта в Риме в сенате, был убит император Гай Юлий Цезарь. 16 марта 1917 года в Петрограде свершилась Февральская революция низложившая самодержавие в России. А 18 марта 1871 года во Франции началась Парижская Коммуна, которая окончательно перевернула политический строй в стране.
Франция вообще славится своими революционными настроениями. И когда в СМИ рассказывают, что там очередной митинг или бунт, не надо думать, что-то из ряда вон выходящее, потому что французы митингуют постоянно, и очень странно, если в течение недели не было никакой забастовки. Это их право данное им Конституцией и они им пользуются. Всякий раз властители восходят на трон с яркими популистскими лозунгами и всякий раз всё кончается развращением власти и поэтому такие забастовки и бунты ставят их на место и подчас "отрезвляют" одурманенные властью головы. И Франция от восстания к восстанию шла к своей свободе.
Это картина Эжена Делакруа написана под впечатлением событий июля 1830 года, жестоко подавленное восстание в Париже, но приведшее к очередной смене политического строя, когда начался золотой век буржуазии. Картина повлияла на культуру и общество. Есть версия, что женщина стала прообразом Статуи Свободы, а мужчина в цилиндре возможно это художник изобразил себя: "Если я не сражался за Родину, то хотя бы буду для неё писать", - сказал он. Ну, а мальчик с пистолетами стал прообразом Гавроша в романе Гюго "Отверженные".
Затем происходит новая революция в результате которой образуется Вторая Французская Республика, президент страны в скором времени узурпирует власть и становится императором Наполеоном III. А дальше Франция втягивается в "маленькую победоносную войну", в которой император попал в плен, а стране происходит революция и образовывается Третья Французская Республика, что просуществует аж до 1940 года. А в Париже снова происходят грандиозные события.
В общем это такая "краткая" предыстория к фильму "Коммуна" 2000 года.
Фильм экспериментальный, сделан как репортах с улиц города, словно современные журналисты оказались в самой гуще событий XIX века. Они берут интервью у людей, солдат, читают новости о захваченных учреждениях или просто репортажи с собраний граждан, где они пытаются решить какой план действий дальше.
Картина длится почти шесть часов и актёры, что снимались в ней не профессионалы, это артисты из любительских театров или просто люди желающие сыграть роль человека прошлого. Декорации условные, спецэффектов почти нет, большая часть актёрской игры импровизация. Я бы сказал это такой сторителлинг, снятый на киноплёнку. Парижане рассказывают как работают на фабриках по двенадцать часов, как получают за это гроши. И не дай бог заболеть, т.к. на твоё место тут же найдётся работник. Как от голода умирают родственники. Как переполняется людская чаша терпения. Периодически изображая собрания и отыгрывая свои роли происходит разрыв времени и пространства, внезапно актёры начинают обсуждать события современности. Что как много хотели сделать их предки - революционеры и как не много получилось даже в веке XXI. Так же есть пропасть между бедными и богатыми, социальное неравенство, а у женщин по прежнему меньше прав. Конечно, многое изменилось за эти сто пятьдесят лет, и для людей позапрошлого проблемы людей современных покажутся смешными, но они остаются и решаются очень и очень медленно.
В добавок фильм был снят в 2000 году, и очень любопытно увидеть как изменился мир и люди эти двадцать три года. Потому что, ещё раз повторю, в картине снимались обычные люди и их рассуждения эмоции и споры схожи с нашими разговорами на кухне, но заметно какие перемены случились. Как некоторые вопросы которые они обсуждают уже решились или наоборот усугубились.
Да, хронометраж в 5 часов 45 минут, сложно осилить одним разом, но мне было интересно увидеть их "революцию", ведь как известно, что история циклична, что события повторяются и что-то на что не решились французы в XIX веке смогли сделать в России XX века, и наоборот. Как раз за разом не получается мирным и бескровным путём решить смену парадигмы государственного строя. Как все благие намерения разбиваются о жадность власть имущих или тех кто использует людей в собственных алчных целях. Интересно увидеть как Франция шаг за шагом двигалась к тому государству которым стала.
А картину Делакруа, после каждой революции, вывозили из поместья где хранилась и украдкой показывали людям. Окончательно картина переселилась в Лувр только в 1874 году, через три года после коммуны, где стала главным символом. свободы Франции.