Найти тему
Аутизм и школа

Аутизм. ОНР. 13 лет. Как устроен Гришин день.

Тут читательница спросила (спасибо) после того удивительного события с "расскажу историю", "А что, получается, Гриша сам себе день планирует? Просыпается и решает, что делать?"

---

Нет))) Что вы. Конечно, нет.

---

Гриша живёт в режиме. И он примерно такой.

7:15 - подъём. Встаёт по будильнику. Сам следит за будильником. Мне больше не верит в этом вопросе.

С будильником вообще интересная история. Я просыпаюсь значительно раньше и работаю в комнате, в которой он спит. И где-то в том году до Гриши вдруг дошло, что я встаю по будильнику и он захотел так же. Так и спрашивал, ты в 4:30, а я во сколько? Ну... А во сколько ты хочешь? Обычно он просыпался сам, часов в 8. А тут почему-то решил просыпаться в 7:15.
А мне не доверяет, потому что я иногда его не бужу... Не скажу, почему. Но не бужу. Он так проснулся несколько раз, понял, что мама какая-то странная, и стал сам следить за своим будильником)))

---

Далее у него зарядка, которую он делает со мной по какому-нибудь видео.

Не случайно теперь по видео. Это я веду его к самостоятельной зарядке. Чтобы, если меня не будет, он знал, что надо встать, включить компьютер, видео зарядки и сделать. Вне зависимости от того, есть мамочка с кнутом или её нет.

---

Завтрак.

Тут примитивный набор действий, которые он делает сам

---

Занятия.

Сюда входит набор из нешкольной деятельности, которую я считаю более важной. Поём, играем, рисуем, читаем, танцуем, речевые упражнения. Это делаем вместе.

---

Прогулка.

Бег он её называет. Ходим около 5-6 км, чтобы быть стройными. Это часть уроков. Сам следит, чтобы пошли. Когда болела, очень сильно настаивал, что надо гулять. Ибо движение - жизнь.

---

Обед.

Тут готовлю я.

---

Школьные предметы.

Делаем их сейчас на учи.ру. Сижу рядом. Помогаю, если не понимает. Стараюсь сделать так, чтобы максимально сократить помощь. Чтобы он не боялся учиться один. Чтобы понимал, что можно сделать всё, что понял. А потом спросить о том, чего не понял. Пока сложно.

---

Английский на duolingo.

Вот это интересный момент. Он делал его сам. И я впервые увидела, как Гриша начал распределять сам деятельности. Он его делал в течении дня. В начале что-то своё (мультики, печать), потом одно упражнение по английскому. Опять что-то своё, опять упражнение по английскому. То есть английский стал его зоной ответственности и он сам отлично её контролировал.

---

Так же два раза в неделю приходит учительница, органично вписываясь в это расписание, при том, что приходит в разное время.

---

Итак, вся эта обязательная активность под присмотром длится часов до 15-16. И далее всё. Гриша предоставлен сам себе полностью.

Это 4-5 часов. Готовится ко сну он в 20:30. В 21:30 лежит в кровати. Засыпает по разному. Но в 23.00 точно уже спит.

Когда меня не бывает дома ночью, а с ним только папа, Гриша следит за режимом сам. Ложится сам, сам встаёт. Это было сюрпризом выше неба))) Когда я уезжала, выдала инструкции мужу, ибо обычно он не в курсе всей этой истории. Но, оказалось, что не нужны никакие инструкции... Гриша сам выдаст кому угодно их. Вот это сюрприз, да...

Про свободное время после 15:00. Я могу заполнить и это время. Но не делаю этого специально. Считаю, что умение самостоятельно распределять своё время, находить занятие по интересам, да в конце концов скучать без выноса мозга людям - это замечательные навыки. Быть привязанным к родителям в устройстве своего дня... или к учителям - это, на мой взгляд, опасная дорога, и, желательно, по возможности с неё сходить.

Да, конечно, если есть возможность. Может не быть возможности это сделать, если ребёнок за тобой ходит хвостом.

---

Выходной - воскресенье. День, когда Гриша полностью предоставлен себе. Цель та же. Самостоятельность.

---

Да, он может теперь сразу включиться и поддержать мою инициативу и после уроков, и в выходной. И пойти на край света, если понял, зачем (имею ввиду, прогулки, походы в магазин, гости, цирк, кино и ещё что). В этом плане уже всё как у людей.

---

Вот такой распорядок у Гриши чаще всего. Из недели в неделю, из месяца в месяц.

---

А теперь возвращаемся к вопросу читательницы, за который я благодарна, потому что сама то я и не заметила.

Утром, когда Гриша предложил записать историю, вообще-то он первый раз в жизни предложил деятельность НА УРОК!!! И отлично понял, что это важная деятельность.

То есть... Да. 15 марта Гриша впервые смог немножечко спланировать свою учебную деятельность))) И последующие три дня он радостно её продолжал, пока не закончил.

Здорово. А я и не заметила, впав в шок))

Итак.
Как, думаю, очевидно из написанного, сверхзадачей всей этой рутинной занятости я считаю вывод Гриши на полную автономность. Даже в уроках, зарядке, режимности.
Да, хочу, чтобы Гриша, если вдруг останется один на день-два, не страдал ерундой, а спокойно делал то же самое, что и обычно. Без шока, где же мамочка. Что делать????
Нет. Целенаправленно, кусочек за кусочком отдаю (немножко навязываю) ему его же занятия.

Конец.

Удачи вам, дорогие мои читатели.

П.С. И да, у нас нет на данный момент письменного расписания. Уходила от него намеренно, чтобы разрушить ритуальность. Помним. Аутист. Ритуал. Расписание стабилизировало Гришу. Отлично. Его убрали весной 2022 года (медленно и аккуратно), чтобы он мог существовать с "виртуальным" расписанием и не выходить из себя.

Теперь, думаю, заведём просто ежедневник лично для Гриши, уже как для обычного взрослого человека, который записывает примерный подвижный план на день И не рыдает над выпадением пунктов или смещением времени события.

П.С. 2. В дополнение. После "мама я расскажу тебе историю" Гриша начал по утрам сам с собой играть в "Эрудит"... Встаёт, берёт коробку с буквами английскими и составляет слова... Это я вообще не в курсе как назвать. Гриша... не играет. Теперь играет. Сам с собой. Сразу после пробуждения.