Найти в Дзене

Ли-ри-чные заметки о Пермогорье от путешественников с собаками

Населенный пункт Пермогорье уже невозможно отыскать на картах Архангельской области. Раньше так назывался целый «куст деревень» в Красноборском районе. В Пермогорье в лучшие годы жило более 4 000 человек, сейчас около 400. Оценили?

-2

Центр Пермогорья – деревня Большая, тут находится Пермогорский сельсовет, муниципалитет «Пермогорское» и прочие службы с историческим топонимом в названии. И тут же на выезде из деревни стоят два заброшенных храма: каменный Воскресения Христова XVIII века, построенная в разгар отъема церковных земель Екатериной, и деревянный Георгиевский XVII века, свидетель гонений на староверов и реформ Никона. В нелегкие времена ставились.

-3

Местечко издавна считалось красивым и домовитым. Вычитали где-то, что первая деревянная церковь тут стояла еще еще в конце XIV столетия. Уже тогда тут жили люди, вели хозяйство, мастерицы расписывали необычной северной росписью предметы быта. Кто ж не знает северные прялки!

Нас не раз посещала мысль, что стоит проехаться еще разок по местам рождения этого интереснейшего вида прикладной живописи: в Вельске мы уже были, важскую и пермогорскую видели, ракульскую в Черевково тоже. А ведь есть еще мезенская, борецкая, пучужская… Обязательно соберем их воедино в одной статье.

Местные краеведы относят первое упоминание о Пермогорье к 1397 году. Очевидно, беря за основу «Двинскую уставную грамоту» тех лет, в которой упоминаются устюжские наместники Великого княжества Московского. Дань с «пермские месты устюгские» стала поступать в Москву. А «пермские люди» никто иные, как представители финно-угорского населения – «чудь заволчская» (Заволоцкая, потому что жила за волоком. Что такое волок, надеемся, отдельно расшифровывать не нужно). Чудь же – универсальное русское слово, которым наши предки обозначали всех финно-угров.

С 1657 по 1788 годы большое село Пермогорье относилось к Вологодской и Белозерской епархии. В дальнейшем название епархии не раз менялось, но административно его продолжали относить к Сольвычегодскому уезду Архангельской губернии. В наши дни от некогда богатого центра ремесел и промыслов осталось лишь заброшенное село, и главным украшением его путешественники называют два старинных храма.

Каменный во имя Воскресения Господня (1748-1762 годы)

Деревянный – Георгиевский (1665 год)

В «Церковно-историческом и статистическом описании церквей Сольвычегодского уезда Вологодской епархии» за 1854 год сохранились довольно любопытные сведения об этих храмах:

«По Пермогорской Воскресенской церкви: деревянная холодная церковь построена 1665 году, а освящена 1666 года. Вид оной шатровый, о трех главах на церкви. Внутри оной два придела отделенные один от другого переборкой. По правую сторону придел во имя великомученика Георгия, а по левую святых мученик Флора и Лавра. Иконостас самый простый о двух ставах, а все иконы в оной древние, писанные к освящению сего храма – к 1666-му году, но кем именно неизвестно».

Можно сделать вывод, что первоначально Воскресенской называлась деревянная церковь, а Георгиевской ее стали называть по одному из приделов. Вероятно, название утвердилось уже в XVIII веке, после возведения каменного храма. О нем приведены лишь краткие сведения:

«Главная каменная двухэтажная – теплая и холодная. Теплая освящена 1762 года, во имя Рождества Христова; холодная 1775, во имя Воскресения Христова. Достопримечательного в сих церквах нет».

В «Статитических сведениях о бывшей Великоустюжской епархии» за 1872 год более точное описание:

«Пермогорская Воскресенская церковь известна с 1665 года. Каменная Воскресенская церковь, с двумя престолами, строилась в 1748-1752 годах. Колокольня построена в 1762 году. Вторая церковь – Георгиевская, деревянная, построена в 1665 году. Престол один. Храм состоит из двух четвериков, верхний покрыт двумя взаимно пресекающимися бочками. Вместо обычного в этом случае пятиглавия церковь имеет только три главки. В 1875 году была обшита тесом».
-6

Специалисты отмечают, что храм представляет собой ярусную церковь, состоящую из двух разновеликих четвериков и сложного завершения. К нижнему прирублены с востока алтарь, а с запада притвор с высоким крыльцом. Оба яруса вытянуты по оси север-юг. Но верхний имеет непривычную для северных храмов небольшую высоту и несет на себе чрезвычайно любопытный третий ярус.

Единственный сохранившийся аналог – Георгиевская церковь на реке Ёрге 1685 года постройки (тоже бывший Сольвычегодский уезд Вологодской губернии, ныне – деревня Семеновская Верхнетоемского района Архангельской области).

Сейчас эту церквушку с берегов Ёрги можно увидеть в музее-заповеднике «Коломенское», она была перевезена сюда в 2008-2010-х и собрана заново при участии реставраторов. Интересно, что в том же самом документе «Церковно-историческом и статистическом описании церквей Сольвычегодского уезда Вологодской епархии» за 1854 год называется она по-другому церковью Рождества Пресвятой Богородицы, а в более поздних (например, по данным клировых ведомостей за 1902 год) значится уже как Георгиевская. Да, тоже Георгиевская.

Видимо, эта конструкция была любима и распространена в Сольвычегодском уезде. Схожий, но упрощенный облик имели еще несколько храмов: Успенская церковь в Черевково (1691 год, Сольвычегодский уезд) и Никольская в Кулиге Дракованной (1710 год, тот же регион, 8 км от Пермогорья).

Все четыре храма относят к Верхне-Тоемской школе архитектуры. Про само местечко Верхнюю Тойму мы вам еще обязательно расскажем, и там побывали. Офф-топом, как добирались на этом видео:

Такие они, северные пути-дорожки.

А название той самой Кулиги заинтересовало! Смотрите, что мы нарыли в сети. В стародавние времена, еще до того, как дань с местной чуди стала собирать поднявшаяся и объединившая русские княжества Москва, Пермогорье и окрестности населяли нижневычегодские племена во главе со своими предводителями. Мелились островками среди лесов и рек. «Столицей» того Пермогорья была Кулига (не нынешнее поселение на карте, видимо, слово «кулига» в те времена было синонимом современной «столицы», главным поселением). А князьком был Драк. Русские переселенцы добавили к имени окончание «ан», и стал он Дракованом, а поселение, где жил, – Дракованной Кулигой.

-7

Кстати, именно оттуда в 1968 году в музей деревянного зодчества «Малые Корелы» была перевезена древнейшая из сохранившихся колокольня. Время постройки, согласно Соборам.ру, между 1580 и 1620 годами. Колоколенка с чертами древних шатровых построек.

И сразу предупредим хейтеров: поселение называется Малые Карелы (через А), музей - «Малые Корелы» (через О). При музее есть даже одноименная турбаза, так вот она тоже через А пишется, по названию топонима. Так что, сначала взгляните на карты, а потом выражайте свое «фи» авторам.

Откуда же взялось в этих краях название «Пермь» (не путайте с крупным современным городом на Урале) расскажем в следующий раз. А еще о старообрядцев, живших в Пермогорье. К сожалению, мы вынуждены бороться за дочитывания на Дзене, поэтому не вываливаем все сразу длинной «колбасой».

Оставайтесь с нами! Дальше - интереснее.

Сайт "Путешествия с собаками"
Дзен (Подписывайтесь!)
YouTube
Фото хозяйки
СМИ о нас