Найти в Дзене

ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ИОАННА (ч.69): ИИСУС ПРЕДСКАЗЫВАЕТ ПРЕДАТЕЛЬСТВО ИУДЫ

“«Не о всех вас говорю; Я знаю, которых избрал. Но да сбудется Писание: 'Едящий со Мною хлеб поднял на Меня пяту свою'. Теперь говорю вам, прежде нежели это сбылось, дабы, когда сбудется, вы поверили, что это Я. Истинно, истинно говорю вам: принимающий того, кого Я пошлю, Меня принимает; а принимающий Меня, принимает Пославшего Меня». Сказав это, Иисус возмутился духом и засвидетельствовал, и сказал: «Истинно, истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня». Тогда ученики озирались друг на друга, недоумевая, о ком Он говорит. Один же из учеников Его, которого любил Иисус, возлежал у груди Иисуса. Ему Симон Пётр сделал знак, чтобы спросил, кто это, о котором говорит. Он, припав к груди Иисуса, сказал Ему: «Господи! Кто это?» Иисус отвечал: «Тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам». И, обмакнув кусок, подал Иуде Симонову Искариоту. И после этого куска вошёл в него сатана. Тогда Иисус сказал ему: «Что делаешь, делай скорее». Но никто из возлежавших не понял, к чему Он это сказал ему. А
“«Не о всех вас говорю; Я знаю, которых избрал. Но да сбудется Писание: 'Едящий со Мною хлеб поднял на Меня пяту свою'. Теперь говорю вам, прежде нежели это сбылось, дабы, когда сбудется, вы поверили, что это Я. Истинно, истинно говорю вам: принимающий того, кого Я пошлю, Меня принимает; а принимающий Меня, принимает Пославшего Меня». Сказав это, Иисус возмутился духом и засвидетельствовал, и сказал: «Истинно, истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня». Тогда ученики озирались друг на друга, недоумевая, о ком Он говорит. Один же из учеников Его, которого любил Иисус, возлежал у груди Иисуса. Ему Симон Пётр сделал знак, чтобы спросил, кто это, о котором говорит. Он, припав к груди Иисуса, сказал Ему: «Господи! Кто это?» Иисус отвечал: «Тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам». И, обмакнув кусок, подал Иуде Симонову Искариоту. И после этого куска вошёл в него сатана. Тогда Иисус сказал ему: «Что делаешь, делай скорее». Но никто из возлежавших не понял, к чему Он это сказал ему. А как у Иуды был ящик, то некоторые думали, что Иисус говорит ему: «Купи, что нам нужно к празднику» или чтобы дал что-нибудь нищим. Он, приняв кусок, тотчас вышел. Была же ночь” (Ин. 13:18–30).

После того, как Он подал ученикам пример служения ближнему в любви и смирении, Иисус обратился к мрачной теме предательства. Момент Его смерти неуклонно приближался, и Он знал, что Иуда уже готов запустить цепь событий, которые приведут к этому моменту. Он сказал об этом ученикам, завуалированно указав на личность предателя.

Стих 18. Иисус отметил, что урок, который Он только что преподал, и пример, который Он показал (13:1–17), был не для всех, так как знал, что Иуда уже был готов предать Его. Он сказал: «Не о всех вас говорю; Я знаю, которых избрал». Иоанн неоднократно упоминал о предательстве Иуды (см. 6:71; 12:4; 13:2); и Иисус дал понять о нём, произнеся: «И вы чисты, но не все» (13:10). Он мог сказать это, потому что хорошо знал, кого Он избрал. Иисус не обманывался насчёт Иуды и не удивился его вероломству. Он «знал, что в человеке» (2:25), и знал, кто таит в своём сердце подлый замысел, а кто предан Ему. Иисус добавил, что то, что собирался сделать Иуда, было чтобы «сбылось Писание: “Едящий со Мною хлеб поднял на Меня пяту свою”». Это не означает, что Иуда действовал против своей воли, повинуясь божественному принуждению. Обладая абсолютным ведением, Иисус знал, что Иуда сам выбрал, как ему поступить. Поэтому знание Иисуса не означает, что Иуда предал Его, подчиняясь предопределению. Хотя Иисус предвидел, что один из Его учеников предаст Его, Иуда сам решил отвернуться от своего Господа.

Приведённый отрывок из Писания находится в Пс. 40:10, где псалмопевец, вероятно, говорит о заговоре, составленном Ахитофелом. Этот доверенный советник и близкий друг царя Давида восстал против него вместе с Авессаломом (2 Цар. 15:12, 31). Этот отрывок является частью плача Давида, страдающего из-за злых слов и дел умышляющих против него людей. Но хуже всего было то, что среди этих злодеев оказались близкие и друзья. Он писал: «Даже человек, мирный со мной, на которого я полагался, который ел хлеб мой, поднял на меня пяту». Этот отрывок является примером двойного исполнения некоторых пророчеств. У Давида были реальные враги, когда он в слезах молил Бога. Будучи Божьим помазанником, царём, Давид стал прообразом Помазанного, Иисуса. Когда Иисус цитировал вторую часть Пс. 40:10, рядом также находился враг, возлежа за одним столом с Ним. То, что не весь этот псалом имел отношение к Иисусу, видно из таких стихов, как 40:4, где Давид признаётся, что согрешил, и 40:11, где он молит Бога восстановить его, чтобы отплатить своим врагам.

Есть хлеб за столом вышестоящего приравнивалось к клятве верности ему (см. 2 Цар. 9:7; 3 Цар. 18:19; 4 Цар. 25:29) и «предать того, с кем ел хлеб… было грубейшим нарушением гостеприимства» (Бернард). Предательство Иуды было воплощением нравственного упадка.

О сложности выражения «поднял на меня пяту» можно судить по разнообразным толкованиям его. Гай Вудс уверен, что оно было «позаимствовано из борцовской практики», когда кто-то «вынудил другого упасть, поставив подножку». Ф. Брюс переводит его как «толкнул меня, так что я упал» или «жестоко обманул меня». Леон Моррис утверждает, что это выражение является «метафорой, восходящей к образу коня, который поднимает копыто, чтобы ударить». Рэймонд Браун пишет, что «показывать кому-то тыльную часть стопы считается на Ближнем Востоке оскорбительным жестом». С. Барретт предполагает, что оно означает «действие, когда кто-то “стряхивает прах со своих ног на” другого человека». Согласно Дж. Бернарду это выражение означает «грубое насильственное действие». Эрик Бишоп, опираясь на приобретённый в Израиле опыт, толкует его как «проявление презрения, вероломства, даже враждебности». Применительно к Иуде это означает, что «в глубине своей сущности он глубоко презирал своего Господина». Каким бы ни было точное значение этого выражения, его суть в том, что Иисуса предавал близкий человек, к которому Он относился как к дорогому другу. И это просто немыслимо!

Стих 19. Иисус сказал Своим ученикам: «Теперь говорю вам, прежде нежели это сбылось, дабы, когда сбудется, вы поверили, что это Я». Иисус дал ясно понять, что цель этого предсказания в том, чтобы укрепить веру Его последователей в горький час, когда Он будет предан. Если бы предательство Иуды застало учеников врасплох, они могли бы подумать, что оно стало возможным благодаря коварству и изощрённой изобретательности Иуды. Они даже могли бы решить, что Иисус вовсе не был всезнающим Господом и Учителем, каким они Его считали. Их вера, которая на тот момент ещё была недостаточно зрелой, могла бы полностью разрушиться. Иисус заверил их, что Ему было хорошо известно, что должно было вскоре произойти. Иисус проявил Свою полную власть в этой ситуации и сказал, что придёт время, и они поймут, что Его предательство произошло именно так, как Он и предсказывал. Тогда они убедятся, что Он господствует и контролирует каждую ситуацию, в том числе и то, что Его предадут. Тем самым Иисус показал, что «Он не был обманутой и беспомощной жертвой неожиданного вероломства, но Тем, кого послал Бог, чтобы исполнить Его волю, и потому Он спокойно и без страха собирался сделать то, что задумал Бог» (Моррис).

Вера, которую хотел видеть в Своих учениках Иисус, была верой в Его слова «Это Я» (эго эйми). Здесь это выражение использовалось в обычном смысле, то есть просто «Это Я» (6:20; 9:9), хотя в книге Иоанна оно часто выступает в качестве названия божества, перекликаясь с Исх. 3:14: «Я ЕСМЬ СУЩИЙ». Но даже в этом случае признание Иисуса: «Это Я» сделано в контексте Его божественности, подчёркивая ту истину, что Иисус не был беспомощной жертвой обмана. (Сравните: В Современном Переводе написано: «… чтобы, когда свершится, вы поверили, что Я — Сущий»). В 13:19 Он также косвенно говорит о предательстве Иуды; «это» ещё не произошло, но произойдёт совсем скоро. Гай Вудс отмечает: «Падение Иуды не было падением дела, за которое они были готовы отдать свою жизнь; их непоколебимая вера в Него приведёт их к осознанию, что они будут представителями Мессии несмотря и вопреки вероломству Иуды».

Стих 20. Как и в 13:16, Иисус снова использует двойное утверждение «Истинно, истинно», чтобы подчеркнуть важность того, что Он собирался сказать: «Принимающий того, кого Я пошлю, Меня принимает; а принимающий Меня, принимает Пославшего Меня». Это высказывание созвучно Мф. 10:40 (см. Мк. 9:37; Лк. 10:16). Как видно из настоящего евангелия, Иисус ранее уже говорил о том, что Он был послан (см. 3:17; 5:23; 12:44–50; 13:16), и снова повторит это в 17:18. Эти слова Иисуса предвосхищают поручение, которое Он даст Своим ученикам, так как Он проводил параллель между Своей собственной миссией, для которой Он был послан в мир, с миссией, которую вскоре поручит им (см. 20:21). Эти слова — в контексте того, что ученикам предстояло стать послами Иисуса в мире — позднее не раз ободряли и укрепляли их.

Стихи 21, 22. Иоанн вставляет объяснительную реплику «Сказав это», чтобы подготовить читателя к тому, что будет дальше. Ранее Иисус дал понять, что Его предадут, не называя имени предателя прямо, а лишь намёками (13:10, 18). В этот момент никто, кроме Иуды, не знал, какую мрачную истину собирался сообщить ученикам Иисус. Осознание того, что один из Его учеников был готов вскоре предать Его, глубоко взволновало Иисуса и Он возмутился духом. Иоанн часто изображает Иисуса как Того, кто контролировал каждую ситуацию, но он также напоминает читателям о человечности Иисуса. Иисус испытывал душевное смятение, будучи встревоженным и взволнованным при мысли, что один из Его близких предаст Его в руки врагов.

На серьёзность ситуации указывает глагол «засвидетельствовал» (от мартурео), означающий уверенное и открытое провозглашение истины (см. 3:32; 7:7) и двойное утверждение «истинно, истинно», которое Иисус всегда произносил перед (никогда после) важным сообщением. Затем Иисус сказал нечто ужасное: «Один из вас предаст Меня». И даже в этот момент Он не назвал имени предателя. Если бы Он это сделал, Иуде не удалось бы покинуть горницу живым. Как и авторы Синоптических Евангелий, Иоанн отмечает замешательство и шок учеников. Иоанн пишет, что они «озирались друг на друга, недоумевая, о ком Он говорит». Согласно Мф. 26:25, даже Иуда казался озадаченным, кто мог бы быть предателем. Будучи двуличным, Иуда, вероятно, изобразил удивление, ничем не выдав себя.

Стих 23. Здесь Иоанн впервые говорит об ученике, «которого любил Иисус». Об этом любимом ученике будет сказано ещё трижды: у распятия Иисуса (19:26, 27), у пустой гробницы (20:1–10) и возле Тивериадского моря, когда Иисус явился семи ученикам (21:1, 2, 7, 20–24). Во всех случаях, кроме креста, рядом с ним находился Пётр. После упоминания об этом ученике и Петре в 21:20 мы читаем примечание, что ученик «которого любил Иисус», является автором настоящего евангелия (21:24). Во вступлении к этой серии уроков говорилось о том, что этим любимым учеником был Иоанн, сын Зеведея. И хотя ни здесь, ни в каком другом месте книги он не назван по имени, нет оснований сомневаться, что это действительно был апостол Иоанн.

В Мк. 14:17 сказано, что в верхней горнице с Иисусом находились только Двенадцать, и что ученик, «которого любил Иисус» был среди них. Этот ученик «возлежал у груди Иисуса». Считается, что обычно пищу принимали сидя, а возлежали у стола лишь в особых случаях, например, во время пира или праздничной трапезы. Пасхальный ужин относился ко второй и проходил неторопливо в отличие от поспешности, с какой его ели в Египте (Исх. 12:11). Для этого несколько лавок размещали в «U»-образном порядке вокруг низкого стола высотой около сорока пяти сантиметров. Гости возлежали головой к столу, тогда как их ноги были протянуты от стола. При этом они опирались на согнутую в локте левую руку, а правую использовали для еды. Хозяин возлежал в центре на главной лавке, на месте, где смыкались подлокотники других лавок. Рядом с ним, по левую руку, было первое почётное место, а по правую руку от него — второе. При таком расположении голова сидящего справа от хозяина находилась близко к его груди. Именно так и располагался ученик, которого любил Иисус.

Стихи 24, 25. Хотя нам известно, где находился Иоанн, место расположения Петра определить сложно. Принимая во внимание близкий круг из Петра, Иакова и Иоанна, можно было б предположить, что Пётр находился слева, однако в таком случае он мог бы и сам спросить Иисуса, о ком Он говорил. Мы также не знаем, кто был слева от Иисуса, то есть на почётном месте. Это мог бы быть и Иуда (см. 13:26), занимавший особое место среди учеников благодаря своей должности казначея. Хотя мы не знаем, где возлежал Пётр, мы можем предположить, что он находился в том месте, откуда легко мог видеть лицо Иоанна, поскольку «ему Симон Пётр сделал знак». Глагол неуо, переведённый как «сделал знак», означает «кивнуть кому-то в качестве сигнала… путём лёгкого наклона головы в сторону» (Бауер). Этот глагол «обычно не подразумевает, что делающий этот жест человек при этом что-то говорит» (Бернард). Поэтому в Синодальном Переводе и Современном Переводе значение жеста Петра передано через объяснение: чтобы спросил, кто это, о ком Он говорит, а не прямой речью, как в Международном Библейском Обществе и Новом Русском Переводе: «Спроси, кого Он имеет в виду?» Возможно, Пётр сопроводил свой жест, артикулируя губами свой вопрос к Иоанну. Как бы то ни было, Иоанн понял, чего от него хотел Пётр.

Ученик, которого любил Иисус (будучи справа от Него и имея возможность обратиться к Нему приватно), отклонился назад, чтобы спросить Иисуса, о ком Он говорил, назвав Его одним из двух упомянутых ранее в 13:13, 14 титулов. Он спросил: «Господи! Кто это?» Подробности этого рассказа доказывают, что его автор был очевидцем настоящих событий. Изображённая им картина сильно отличается от фрески Леонардо да Винчи «Тайная вечеря». Современному человеку близкое расположение собравшихся на этой вечере может показаться странным. Фраза «припав к груди Иисуса» на греческом языке практически повторяет выражение из Пролога, где Иисус назван «сущим в недре Отчем», которого «Он явил» (1:18). Говоря о любимом ученике Иисуса впервые, Иоанн описывает их отношения теми же словами, что и отношения между Иисусом и Его Отцом.

Стих 26. На вопрос Своего любимого ученика Иисус отвечал тихо, чтобы не слышали остальные; потому что, когда Иуда вышел из горницы, остальные ученики не знали, почему он это сделал (13:27–30). Иисус не назвал имени предателя, ограничившись фразой: «Тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам». В новозаветных рассказах об этом событии слово псомион, переведённое как «кусок», встречается четыре раза. Обычно оно означало кусок хлеба или реже мяса. Миска, в которую Иисус обмакнул этот кусок, была обычной миской для еды (см. Мф. 26:23; Мк. 14:20). Хозяин или распорядитель пира (в данном случае Иисус) мог разрешить гостю макнуть его кусок хлеба в общее блюдо (как этот сделал Вооз в отношении Руфи; Руфь 2:14), или же мог сам обмакнуть хлеб и подать гостю в знак особого уважения. По иронии судьбы Иуда занимал почётное место, тогда как его замысел предать Иисуса свидетельствовал о его бесчестности. Предположительно, в этой миске был харосет — фруктовое пюре или соус из фиников, изюма и кислого вина, который обычно подавали к пасхальной трапезе. «И, обмакнув кусок, подал Иуде Симонову Искариоту». Судя по всему, тот сидел недалеко от Иисуса, возможно, даже слева от Него. Согласно рассказу Матфея, при этом Иуда спросил: «Не я ли, Равви?», на что Иисус ответил: «Ты сказал» (Мф. 26:25). Принимая во внимание тот факт, что Иуда находился близко от Иисуса, вполне вероятно, что остальные ученики не слышали этого разговора. Теперь Иуда знал, что Иисусу было известно о его тайном намерении. Возможно, полное имя Иуды, «Иуда Симонов Искариот», было призвано подчеркнуть всю серьёзность ситуации (см. 6:71).

Стих 27. Иисус любил Иуду и хотел и дальше видеть его среди Своих учеников, ибо Он пришёл, чтобы спасти, а не судить (см. 3:17). Если протянутый ему кусок был жестом благосклонности, тогда, возможно, со стороны Иисуса это была последняя попытка призвать Иуду к добровольному покаянию. Этот жест фактически ознаменовал момент принятия самого важного решения в жизни Иуды. Осуществит ли он свой вероломный замысел или отречётся от него? Однако великодушие Господа не тронуло сердца Иуды, а лишь ещё сильнее ожесточило его. Иоанн пишет, что после того, как Иуда взял кусок из рук Иисуса, «вошёл в него сатана». Гай Вудс отмечает, что «сатана полностью овладел им, воспламенив в его сердце ненависть к Иисусу и Его делу, и подстегнул к завершению задуманного».

Сатана не вошёл в Иуду против его воли; он сделал это только потому, что Иуда позволил ему войти. Иуда мог бы оказать дьяволу сопротивление (см. Иак. 4:7; 1 Пет. 5:9). Уступки сатане могут привести к разрушительным последствиям. Иисус сказал: «…горе тому человеку, которым Сын Человеческий предаётся, лучше было бы этому человеку не родиться» (Мф. 26:24). Позднее Иуда раскаялся, вернул деньги первосвященникам и старейшинам, и повесился (Мф. 27:3–5; см. Деян. 1:16, 18, 19).

Зная об ужасном выборе, который сделал для себя Иуда, «Иисус сказал ему: “Что делаешь, делай скорее”». Возможно, Иуда не собирался осуществить свой план настолько скоро. Иисус знал, для чего Он пришёл в этот мир, знал, что на следующий день Ему придётся пройти через страдания и смерть. Не было никакого смысла откладывать это дальше. Его слова напоминают сказанные Иуде позднее в Гефсиманском саду: «Друг, делай то, для чего пришёл» (Мф. 26:50; Международное Библейское Общество, см. Современный Перевод, Новый Русский Перевод). И снова мы видим Иисуса как Того, кто полностью контролирует ситуацию, а не как жертву обстоятельств.

Стихи 28–30. Никто из учеников «не понял, к чему Он это сказал ему» (13:28). Хотя личность предателя была открыта любимому ученику через жест с куском хлеба (13:26), кажется, что и он тогда не понял значения поступка Иисуса. Возможно, этим и объясняется то, что он ничего не сказал ни Иуде, ни остальным ученикам, когда Иисус подал кусок Иуде.

Некоторые ученики решили, что поскольку Иуда был казначеем, «Иисус говорил ему: “Купи что нам нужно к празднику” — или чтобы дал что-нибудь нищим» (13:29). Некоторые комментаторы рассматривают этот стих как свидетельство того, что эта вечеря была не во время празднования Пасхи, а лишь накануне её. Однако в таком случае рассказ Иоанна противоречил бы рассказу синоптических авторов. Принимая во внимание, что Божье Слово является вдохновлённым и безошибочным, мы можем быть уверены, что между этими библейскими текстами нет никаких противоречий. Уже было доказано, что Иоанн писал о той же праздничной трапезе, что и синоптические авторы, поэтому упомянутый «праздник», вероятно, является праздником Опресноков, который начинался в ночь Пасхи и продолжался ещё неделю. Поскольку следующий день (всё ещё пятница, 15-го ниссана) была важным праздником, за которым следовала праздничная суббота, ученики предположили, что Иисус хотел, чтобы Иуда сделал необходимые закупки в тот вечер.

Если одна часть учеников решила, что Иуда вышел, чтобы купить необходимое для праздника, то другая считала, что Иисус поручил ему сделать подаяния для нищих. Андреас Кёстенбергер пишет: «В ночь Пасхи ворота храма оставались открытыми после полуночи, позволяя нищим собираться там». Иисус всегда заботился о бедняках и призывал Своих учеником и молодого богатого правителя поступать так же (см. Мф. 19:21; Лк. 12:33). Позднее Павел, обращаясь к старейшинам в Эфесе, повторит слова Иисуса о том, что «блаженнее давать, нежели принимать» (Деян. 20:35).

Отдав себя в распоряжение сатаны, Иуде ничего более не оставалось, как сделать то, что сказал ему Иисус. Высказывалось немало предположений о том, что побудило Иуду предать Иисуса; однако сложно определить истинные мотивы другого человека (см. 1 Кор. 2:11), а в тексте о них не сказано. Однако мы знаем, что после того, как Иисус упрекнул Иуду за протест против помазания Его Марией, Иуда немедленно отправился к первосвященникам и предложил предать им Иисуса (см. Мф. 26:6–16; Мк. 14:3–11). Также в тексте однозначно сказано, что Иуда был вором и крал из ящика с общими деньгами (12:6). Возможно, он счёл упрёк Иисуса за личное оскорбление, что вместе с его алчностью и побудило его предать Иисуса. В книге Иоанна не говорится о мотивах Иуды; она просто сообщает, что тот сделал: «Он, приняв кусок, тотчас вышел. Была же ночь» (13:30).

Пасхальная вечеря начиналась с наступлением темноты, поэтому, когда она закончилась, «была ночь» (см. 1 Кор. 11:23); хотя слово «ночь» (нукс) можно рассматривать не только в контексте указания на время, принимая во внимание, как часто в этом евангелии в рамках учения Иисуса говорилось о свете и тьме. Это замечание Иоанна отражает его воспоминания очевидца, память которого с графической точностью сохранила обстоятельства того судьбоносного вечера. Это была ночь, как в буквальном, так и символическом смысле, ибо Иуда вверил себя силам тьмы и поспешил исполнить до конца свой замысел предать Иисуса в руки Его врагов. Кайл Йетс напоминает нам: «Когда душа уходит из присутствия Иисуса Христа, всегда наступает ночь».

Колоссянам