Найти тему
Пишу, как дышу

Лёха

Лёха не любил школу, как впрочем, и школа его не любила. Учителям нравились ученики прилежные, чистенькие и аккуратные. Ученики, которые тянут руку на каждом уроке, выкрикивая:

- Спросите меня, спросите меня, - и при этом приподнимаются над партой, чтобы их заметили.

Лёха был другим. Сидел на «камчатке», чтобы его не вызвали к доске, изображал «страуса» - ложился плашмя на парту, закрывал глаза и домиком из книги прикрывал голову. Вечно растрёпанный, с оторванными пуговицами и в мятых брюках.

Потрёпанные тетрадки Лёхи с оторванными уголками раздражали учителей, а особенно маму. Но книги мальчик любил, поэтому берёг. Подклеивал страницы, разорванные нерадивыми учениками, тщательно стирал надписи и рисунки юных живописцев.

Лицей №23 Фото из интернета
Лицей №23 Фото из интернета

По утрам Лёха, набегавшись за день с друзьями и собаками, поздно просыпался и бежал в школу нечёсаный и неумытый. Учился нормально, то есть: ни то, ни сё. Изо всех предметов любил математику, физику и литературу, но и по этим предметам особенно не выделялся.

Литературные пристрастия мальчика были однобокими. Читал всё, что находил о собаках и кошках. Выборочно про других животных – волков и тигров. Что интересно, в любое сочинение ученик включал небольшой рассказ о собаке, волке или кошке.

Была у Лёхи любимая книга– «Белый Клык» Джека Лондона. Мечтал, что когда вырастет, будет дрессировщиком. Кого дрессировать будет - ещё не решил. А пока не вырос, возился дома с шотландским вислоухим котом Платоном и псом неизвестной породы по кличке Сократ.

В четвёртом классе оставили Лёху на второй год из-за любви к литературе. Весь учебный год мальчик посвятил чтению любимых книг. И не директор школы, ни мама с папой не смогли повлиять на Лёху.

Родители прятали книги – Лёха пропадал в читальный зал библиотеки, учителя отбирали книги – Лёха перестал вообще школу посещать.

Так второгодник Лёха в пятом классе оказался «старослужащим», ему было почти четырнадцать лет, а его одноклассникам не было некоторым и тринадцати.

Мальчик поумнел. Читал только в свободное время и отказался от мечты стать дрессировщиком. Однако, было в его поведении то, что не нравилось родителям и беспокоило их.

Лёха увлёкся армией, вернее воздушно – десантными войсками. Он даже в военкомат заявление написал о том, чтобы его взяли в армию досрочно «сыном полка». В военкомате не поняли школьника, посмеялись и посоветовали сначала школу окончить. Потом сообщили родителям о сыне, рвущемся в «сыны полка».

Десантники. Фото из интернета
Десантники. Фото из интернета

*****

Майор Васильев был отставником и занимался подготовкой молодёжи к несению военной службы. Лёха заинтересовал майора. Ему хотелось понять мальчишку, а если будет необходимо, то направить его желание стать военным в нужное русло.

Лёха сидел на ступеньках военкомата и тихо плакал.

- Алексей, что ты слюни распустил? А ещё в ВДВ хочешь служить. Давай, вытри слёзы и послушай. Приходи вот по этому адресу. И если ты точно хочешь стать десантником, то я возьму тебя в наш клуб юного десантника. Ребят в клубе много, занимаемся и борьбой, и лёгкой атлетикой, стрелковым спортом, плаванием, с вышки с парашютом прыгаем. Позанимаешься, а потом будем решать.

- Спасибо! Только ждать долго я не хочу. Вы, наверное, думаете, что я в училище хочу, офицером стать? А я не хочу офицером, хочу просто солдатом!

- Ладно, понял тебя. Торопишься.

- Тороплюсь, а то война начнётся, а я не успею на фронт.

- Лёш, ну какая война? Ты, давай, приходи, тебе нужно мышцы подкачать, да и подрасти, чуток, не мешает. Забыл предупредить, у нас правило такое: за двойки – отстранение от занятий!

После этого разговора Лёха два раза в неделю приходил в клуб. К концу пятого класса и родители и учителя заметили перемены в подростке, которые удивляли и радовали. Лёха, из маленького, щуплого мальчонки, превратился в рослого широкоплечего юношу. Коротко стриженые волосы, отутюженная школьная форма, а в дневнике – только хорошие оценки.

*****

В конце ноября 1979 года Лёха вновь появился в военкомате, ему исполнилось восемнадцать. Майор Васильев встретил «крестника» у кабинета военкома.

- Здравствуйте, Юрий Антонович, - вытянувшись в струнку, гаркнул Лёха.

- Здравия желаю, Алексей! Ты чего здесь? Школу прогуливаешь?

- Товарищ майор, мне уже восемнадцать исполнилось.

- Знаю, Лёша, но ты учишься. Окончишь школу, призовём. Разговор закончен.

Лёха сдаваться не хотел. Как и четыре года назад он завалил своими заявлениями военкомат, уговаривал военкома, ссорился с родителями и учителями, писал в Москву в Министерство обороны. Лёха не хотел отступать, он хотел стать десантником…

Из Москвы надавили на военкома, военком сдался.

Провожали в армию Лёху в середине декабря. На проводах были ребята из клуба, 10 «А» в полном составе, родители, родственники. Только девушка Лёху не провожала, не успел Лёха встретить свою девушку.

Молодёжь веселилась, пела, пила, танцевала.

В начале стола сидел майор Васильев рядом с отцом Лёхи и его дедом. Трое мужчин говорили о положении в далёком Афганистане. Как только к ним подсаживались кто-то из женщин, они замолкали.

Мама Алексея часто уходила в спальню, там, в одиночестве, зажимая рот рукой, криком кричала, обливалась горькими слезами. Потом неимоверным усилием воли душила боль свою и шла, улыбаясь, к столу.

Настала пора расставания. Включили «Битлов». И было слышно во всех уголках маленького посёлка «Let It Be» - «Пусть так и будет»…

А 25 декабря 1979 года наши войска вошли в Афганистан.

*****

На здании лицея №23 в нашем городе установлены две мемориальные доски – поэтессе Елене Слободянюк и погибшему в Афгане Алексею Шорникову.

Фото из интернета
Фото из интернета

Мой Лёха – собирательный образ наших российских мальчиков, которые шли служить на два года, а ушли навсегда.
Лёшу Шорникова я не знала, зато хорошо знала Лену Слободянюк. Проходя мимо лицея, я, вглядываясь в лица моих земляков, горжусь тем, что эти ребята жили рядом.
Опять уходит ветер
на восток…
Ему вослед протягивают
руки
Сквозь бесконечности
дорог –
Застывшие течения
разлуки.
Сквозь тонкое оконное
стекло
Я вижу, как вращается
планета,
Ворочается небо тяжело,
Неудержимо уходя
за ветром.
А в доме - ни шагов,
ни голосов,
А в доме ничего
не происходит, -
Когда уходит ветер
на восток,
Дыхание моё за ним
уходит…
Из дома, где бессонно
и темно,
Где не дождаться никогда
рассвета,
Разбившись о восточное
окно,
Я снова выхожу
в открытый ветер.
Автор: Елена Слободянюк