Найти в Дзене
В гости к бабушке Европе

Наконец-то доехала до «Ельцин-центра»: непростое место, но я рада, что там побывала

Визит в «Ельцин-центр» был главной и основной целью моей поездки в Екатеринбург – об этом я уже говорила на днях: абстрактный интерес у меня появился давно, но на фоне последних событий этот интерес стал вполне конкретным. Очень не хотелось бы опоздать и дождаться того момента, когда кому-нибудь придёт в голову закрыть этот музей.

Для начала – для введения, которое многое должно объяснить, – будет довольно внезапная тут штука: цитата из «Унесённых ветром».

Атланта с детства интересовала Скарлетт больше других городов потому, что, по словам Джералда, этот город был ее ровесником… Атланта принадлежала к одному с ней поколению – молодой, своевольный, необузданный город, под стать ей самой. Атланта привлекала Скарлетт именно тем, что заставляло Саванну, Огасту и Мейкон относиться к этому городу с презрением. В Атланте, как и в ней самой, старое причудливо переплелось с новым, и в этом единоборстве старое нередко уступало своеволию и силе нового. Сверх того, некоторую роль играли в этом и чисто личные причины – Скарлетт увлекала мысль о том, что этот город родился или, во всяком случае, был крещен одновременно с ней.

Очень хорошо сказано – и приблизительно так же можно описать мои отношения с государством под названием «Российская Федерация». Для меня всегда имел значение тот факт, что государство это родилось почти одновременно со мной, и осознавать себя «ровесницей новой России» мне довольно важно. Времена не выбирают, я родилась в определённую эпоху — когда старое причудливо переплелось с новым, и стала человеком с соответствующим менталитетом. Ну а раз так, то посетить музей, посвящённый этой эпохе, рождению этого государства и его, хм, крёстному отцу было для меня фактически делом чести.

-2

Давайте сразу договоримся: я политической пропагандой не занимаюсь, я говорю исключительно о своих впечатлениях – причём от музея, а не от личности первого президента РФ, – и смею ждать того же в ответ.

Уже на входе в «Ельцин-центр» я сразу поняла, почему местные жители относятся к нему, скажем так, недобро: само здание просто вызывающе сытое. Этакий небоскреб в духе «Москва-Сити», а внутри – что-то вроде концертного зала «Зарядье». Очень современно, очень солидно, очень монументально… и, наверное, даже для немаленького Екатеринбурга очень богато. Неоднократно читала реплики вроде «Лучше бы отдали под центр детского творчества!». Ну… я не мыслю в категориях «лучше» и «хуже», но настроения екатеринбуржцев понять могу. Особенно если учесть неоднозначную фигуру главного героя (хотя разве в России были однозначные правители? Я таких не припомню).

Комплекс огромный (на фото это сразу видно), и сам музей занимает не такую уж большую его часть. Здесь также есть магазины, кафе и рестораны, какой-то детский клуб, арт-галерея... Словом, мне показалось, что на точку притяжения для жителей города эта махина так и так может претендовать, вне зависимости от фигуры Б.Н. Цена билета в музей необременительная – 300 рублей, и это вместе с арт-галереей, где была временная выставка «Девяностые детей» (о ней тоже скажу). Жаль, что я не успела на ещё одну выставку, посвященную куклам Барби, но она закрылась буквально за пару дней до моего приезда.

Можно взять экскурсию, но это совсем не то место, где мне хотелось бы слушать чужие (не важно, какие) трактовки.

На мой взгляд, этот музей очень и очень сильно напоминает музей политической истории России в Петербурге – я когда-то вкратце говорила о нём, он мне очень нравится. А одна из моих подруг сказала, что ей показалось похоже на музей рождения современной демократии (тоже в СПб), но я там не бывала.

Музей состоит из нескольких частей. Сначала — небольшое вступление, увертюра: там президентский автомобиль, большой стеллаж с подарками, которые Ельцин в разные годы получал от разных людей, и большая стена, на которой напечатаны высказывания современников о Б.Н. Вот уже около стены, признаюсь, я немного напряглась. Дело в том, что я не люблю культ личности. Любой личности. Даже той личности, которая мне в целом симпатична. Искусство подбора информации и цитат дорогого стоит... словом, к концу этой стены уже напрашивается вывод в духе того, что сквозь грозы сияло нам солнце свободы, и Ельцин великий нам путь озарил.:) Ну-ну. После небольшого мультфильма про историю становления демократии в России (от новгородского вечевого колокола до августа 1991 года) это впечатление усиливается. Это не слишком хорошо, это перегиб, — а перегибы я не люблю. Чувство меры, чувство меры... Но, с другой стороны, это заведение честно называется «Ельцин-центр», а не «Музей 90-х годов в России», например. Не знаю, короче, для меня это сложный вопрос.

Ну а подарки... тут уж у кого за что взгляд зацепится. Меня почему-то до глубины души тронул свитер, который подарил Б.Н. на один из дней рождения Борис Немцов – и сопутствующая записка. Вот очень тепло (во всех смыслах!) и душевно. Не яхта, не бриллиантовые безделушки, не яйцо Фаберже, не бронзовая лошадь… просто шерстяной свитер. Умеренно-дорогой – всего лишь Boss (а не Loro Piana и не Kiton, как некоторые любят). Просто подарок коллеге. Человеческий, а не президентский.

Если что, я вовсе не хочу сказать, что Б.Н. был бессребреником. Отнюдь. Наверняка ему и бриллиантов перепало достаточно. Просто моё внимание привлёк свитер – тем более, что подарок-то скорее характеризует Немцова (дарителя), а не Ельцина.

-3

Дальше — первый зал, посвященный истории ХХ века в целом, и там же есть экспонаты, связанные с историей семьи Ельциных. Концепция «история семьи в истории страны» мне всегда нравилась, так что тут обойдусь без критики — хотя в выборе экспонатов для иллюстрации истории ХХ века, конечно, можно углядеть предвзятость (если задаться такой целью). Я не задавалась.

Ну и основная экспозиция — лабиринт, который ведёт визитёра по извивам истории последнего десятилетия ХХ века: 7 залов-блоков, посвящённых ключевым сюжетам. Перестройка, август 1991-го, Беловежское соглашение, принятие Конституции, октябрь 1993-го, Чечня, выборы 1996-го, дефолт... и, конечно, всё заканчивается 31 декабря 1999 года в Кремле у новогодней ёлки. Много интерактива и видео, везде можно надевать наушники и слушать доп.материалы, есть даже мини-игры.

Описать всю-всю экспозицию можно, но это займёт неделю. Поэтому я постараюсь конспективно — как и обещала, по впечатлениям.

Зал, посвящённый 19 августа 1991 года, сделан очень хорошо и мощно – и при этом очень лаконично. Просто полукруглый зал, вдоль стен – воссозданные баррикады, а за ними экран с кинохроникой и выпусками новостей от пола до потолка. Вовлечённость – 100%. Просто заходишь в комнату – и оказываешься на набережной около Белого дома. Для меня это было и интересно, и важно — как минимум потому, что где-то там, на тех баррикадах, был в числе прочих и мой отец.

-4
-5

Без экономических вопросов и специфики торговли, конечно, никуда. Соответствующий зал, как мне показалось, сделан излишне прямолинейно. Сперва — пустые прилавки и банки с салатом из морской капусты, иллюстрирующие дефицит, а потом два шага вперед — и демонстрация того, что произошло в 1992 году, когда Гайдар отпустил цены, и началась эпоха рыночной экономики. Тут уж куча всего и сразу – импортная бытовая техника, кроссовки и спортивные костюмы, тамагочи и жвачка Love is..., духи и косметика, комиксы с Микки-Маусом, куклы Барби... да всё подряд. Абсолютно понятно, что хотел сказать автор.:) Но принцип составления экспозиции (принцип, не ассортимент!), честно говоря, напомнил мне многочисленные музеи советского быта: мол, мы тут свалим всё в кучу, а визитёры сами разберутся...

Там же – гора видеокассет и несколько импортных телевизоров. На них одновременно – полифония, ага! – включены как будто несколько телеканалов. Тут сериал «Элен и ребята», какое-то бразильское мыло типа «Дикой розы», сериал «Петербургские тайны», КВН, молодая Алла Борисовна поёт «А знаешь, всё ещё будет…», молодой Парфёнов берёт у кого-то интервью, с кем-то спорит уже не очень молодая Валерия Ильинична… хорошо!

-6

В том зале, кстати, тоже был интерактив: игра в духе «Распорядись своим ваучером». Я не стала играть, настроение было не то, я зависала около газетных вырезок, — но идея, как мне показалось, хорошая.

Отдельная часть экспозиции, разумеется, посвящена новым государственным символам и принятию Конституции РФ. Триколор и двуглавый орёл — само собой, но я оценила, что там же нашлись ноты к «Патриотической песне» Глинки, а если надеть наушники, то можно её послушать. С удивлением поняла, что это как раз одна из тех деталей, которые память со временем стирает — я действительно забыла, что в детстве встреча Нового года, а также всякие формальные мероприятия вроде школьной линейки проходили под звуки именно этого гимна. Рада, что мне об этом напомнили.

На выходе из этого зала — стеллаж, на котором можно бесплатно взять экземпляр Конституции. Был повод посмеяться — в одном темпе со мной по музею двигалась пара, и вдруг парень искренне так спрашивает спутницу:

— А зачем эту Конституцию брать? Её ж уже изменили!

Мы с девушкой переглянулись и хихикнули. Воистину: если надо объяснять, то не надо объяснять...

-7
Фотографии 1991 года: массовые выступления за выход из СССР в республиках.
Фотографии 1991 года: массовые выступления за выход из СССР в республиках.

Вход в зал, посвященный окончательному распаду СССР, оформлен вот такой символической линией на полу — как при пересечении границы. Помимо этого, конечно, огромное количество кинохроники + государственные гимны всех республик, которые получили независимость, звучат поочередно (отрывками, конечно). Можно надеть наушники и послушать про интересную тебе страну отдельно.

Дольше всего я зависала в зале, посвященном предвыборной кампании 1996 года. Ну это просто очень близкая и понятная мне тема — мой отец долгое время занимался избирательными технологиями, я выросла среди соответствующих шуток и разговоров (однажды даже играла в выборы киндер-сюрпризами, но этот рассказ тянет на отдельный пост), и сама неоднократно работала в информационном сопровождении выборов. Так что всё это — моё, родное... Как сделан зал, мне понравилось: есть реконструкция предвыборного штаба (с первыми мобильниками и пейджерами!), в витринах много АПМ, листовок и значков, на экранах — и шоу «Куклы», и агитационные ролики.

-9
-10

Среди других тем, которых так или иначе коснулись создатели музея, конечно, эстетика и культурные коды перестройки (в т.ч. публикация запрещенных ранее авторов), троллейбус, в котором Б.Н. катался по Москве и делал выводы, октябрь 1993 года, война в Чечне, дефолт 1998 года, операция на сердце Б.Н., обнаружение останков царской семьи и визит в Россию королевы Елизаветы... словом, почти всё, чем так или иначе запомнилось десятилетие. Как я уже сказала, описывать и пересказывать всё решительно невозможно — да и незачем. Всё равно у каждого взгляд цепляется за своё.

Ну а заканчивается всё в кремлёвском кабинете Б.Н. 31 декабря 1999 года: это последний зал. В пояснении сказано, что этот зал — максимально точно воссозданный кабинет, его фактически перевезли в Екатеринбург из Кремля. Телефон, канцелярские принадлежности, мебель — всё оригинальное (даже новогоднюю ёлку не забыли!). Там же хранится трудовая книжка Б.Н. со всеми соответствующими записями и его пенсионное удостоверение.

-11

***

На территории «Ельцин-центра» работают два условно тематических заведения с едой – кафе «1991» и ресторан «БарБорис». В обоих – русская кухня с подчёркнуто-уральским акцентом плюс фирменные блюда от Наины Иосифовны. Довольно простые: голубцы, котлеты, пельмени, черемуховый торт… Я сделала паузу и села отдохнуть и пообедать в «БарБорисе», заказала те самые пельмени (скорее из уважения к Наине Иосифовне, чем из особой любви к пельменям). Вполне вкусно. Заведение уютное, мне в целом понравилось.

В чужих отзывах читала, что, дескать, в таком антураже хотелось бы кафе с чем-то тематическим, чтобы нарочито из 90-х – ну, печенье «Вагон-Вилс», напитки «Юппи», сникерсы и баунти, Макдоналдс… Для полного погружения в атмосферу, так сказать. Ну не знаю. Мне и русско-уральская кухня отлично зашла, а фантики от конфет вроде в музее были.

***

Выставка «Девяностые детей»: свой среди своих

Это временная экспозиция в арт-галерее — как я поняла, подобные проводят регулярно, и вот она меня зацепила едва ли не сильнее, чем основная экспозиция. Суть проста: молодые художники, те самые ровесники новой России, попытались в своих творческих работах осмыслить, передать и показать опыт взросления в это десятилетие. Какими были эти годы для тех, кто тогда был маленьким? Как они запомнились? Как повлияли на формирование личности? Вот как звучит анонс выставки:

В 1990-е менялись игры, практики воспитания и материальная среда. Игры в резиночку, в ножички, в «дзюбу» — на старте эпохи. Потом появились «Монополия», Барби, тамагочи, видео и компьютерные игры. «Алёнка» уступала место «Сникерсу», рейтузы — лосинам, кино про Штирлица — мексиканским сериалам, В декорациях ещё советских квартир разворачивалась другая жизнь, с яркими вещами, новыми вкусами и совсем не советскими детскими играми.
-12

Выставка состоит из двух пластов: во-первых, тут артефакты непосредственно из детства и из 90-х (киндер-сюрпризы, тамагочи, первые цветные фото и т.д.), а во-вторых, работы художников, созданные уже во взрослом возрасте.

Конечно, абсолютно любое поколение считает себя уникальным – и я ни в коем случае не переоцениваю значимость опыта своих ровесников для мировой истории.:) А уж сколько поколений называли себя потерянными, ух!.. Однако в любом поколении есть что-то интересное и непохожее на предыдущие и последующие. Один из художников, участников выставки, написал так: «Моё поколение — одно из первых, выросших в уже (ещё?) свободной России, и мы — одно из последних поколений, чьё детство прошло без интернета и смартфонов. Есть с чем поработать»(с).

Всё на поверхности – любому человеку приятно и интересно смотреть и читать то, что про него. Ну а тут есть ещё и неслабое такое ощущение «Свой среди своих». Читать мысли и рассуждения, которые весьма близки к твоим собственным, всегда интересно. Как будто из каждого авторского комментария к экспонатам тебе машут: «Эй, подруга, ты одна из нас! А помнишь?..». Как будто с хорошими понимающими друзьями посидела. Временами авторские комментарии к экспонатам я читала даже с большим удовольствием, чем смотрела сами работы. Тот случай, когда действительно интересно, что автор хотел сказать.

Очень запала в душу, например, вот такая коллекция рисунков. Любимые мультфильмы + общественно-политические сюжеты 90-х. Гремучая смесь!

-13
-14
-15

Распространённая претензия: мол, что вы можете помнить и понимать, вы тогда маленькие были! Вот именно.:) Главное - правильно сформулировать суть. На этой выставке нет попыток замахнуться на выяснение причин дефолта 1998 года, критический анализ президентских выборов 1996-го или чего-то вроде этого. Нет этого, это и не нужно. Здесь девяностые детей – с барби, киндер-сюрпризами, каникулами на даче, первыми компьютерными играми и прочими штуками. Вот и всё. И, в конце концов, есть ведь среди рожденных в 70-80-х те, кто считает допустимым поднимать на флаг идею «Мы родом из СССР!» и увлечённо предаваться ностальгии (хотя что они могут помнить и понимать, они маленькие были!). Так почему бы детям 90-х не сделать то же самое для своей эпохи?

-16
К этой витрине, конечно, я в первую очередь кинулась коршуном. И ушла с некоторой самодовольной улыбкой: моя коллекция киндеров гораздо, гораздо больше!
К этой витрине, конечно, я в первую очередь кинулась коршуном. И ушла с некоторой самодовольной улыбкой: моя коллекция киндеров гораздо, гораздо больше!
Взяла мышку, и рука сама вспомнила: Программы — Стандартные — Игры — Косынка. Первый алгоритм, который я выучила на папином компьютере.:)
Взяла мышку, и рука сама вспомнила: Программы — Стандартные — Игры — Косынка. Первый алгоритм, который я выучила на папином компьютере.:)

Выставка проходит до 16 апреля 2023 года. Может быть, кому-то будет интересно: ровесникам — рекомендую!

***

Закончу цитированием самой себя: в августе 2021 года я писала колонку к тридцатилетию путча. Целиком прочитать её можно тут, ну а мои взгляды ничуть не изменились.

Для поколения, у которого одним из первых осмысленных воспоминаний политического свойства стало обращение Ельцина 31 декабря 1999 года, вся эта эпоха с ее борьбой за несбывшуюся демократию и гласность под песни Цоя символизирует то, за что боролись отцы. Без преувеличения. То, за что боролись отцы, плюс счастливое детство. Гремучая смесь, правда? Большинство людей очень не любят, когда такие вещи обесценивают. Или, если говорить на языке 1990-х, девальвируют.

Друзья, я надеюсь, что мои постоянные читатели уже успели высказаться в комментариях — ну а теперь, в связи с усилившимся потоком негатива и хамства, я комментарии закрываю. Надоело, простите, выгребать навоз и в сотый раз просить о вежливости и взаимоуважении. Спасибо всем, кто высказался ранее, наши дискуссии и вправду были интересными. Когда-нибудь открою и перечитаю.:) Ну а пока — вот вам ссылка на один из материалов, который мне самой очень нравится: