«Пролетая над гнездом кукушки». Вопрос к этому фильму напрашивается один: что сподвигло режиссера превратить трагический сюжет фактически в жанр с комедийным уклоном? И ответ критика-дилетанта тоже один: чтобы зритель не сошел с ума, окунувшись в пучину карательной психиатрии.
Немного об истоках
Кен Кизи, автор романа «Над кукушкиным гнездом», опубликованного в 1962 году, помогал в написании сценария к фильму. Но, как и многие писатели, он был разочарован тем, что получилось из его произведения, и поклялся не смотреть картину. Автору, конечно, виднее. В фильме отсутствовали кое-какие книжные моменты, которые могли бы пояснить не совсем понятное зрителям на экране, особенно в финале; да и порядок событий изменен, но надо отдать должное — основной сюжетный костяк остался сохраненным.
Кстати, сам Кен Кизи остался очень недоволен экранизацией еще потому, что была искажена его основная мысль. Он свой роман подавал через призму мировоззрения психически больного человека, а Форман сделал акцент на бунт против системы, где психбольница представлена таким себе государством внутри государства.
Про что кино?
В психиатрическую лечебницу штата Орегон привозят новичка – дебошира, социопата и просто веселого парня Рэндла Патрика Макмёрфи. Он точно не псих, хотя порой и неадекватен, ведет себя как настоящий кретин. Но у него есть цели, ради которых он оказался в этом заведении.
Во-первых, он пытается откосить от тюрьмы. Во-вторых, намерен при первой возможности слинять с психбольницы, которую ведь точно охраняют не как зону.
Прежде чем приступить к осуществлению своих планов он начинает акклиматизироваться во временном пристанище, играя с новой компашкой в карты и обучая местных психов всем премудростям жизни. Мгновенно веселый новичок становится лидером среди всего отделения больных. Это очень не нравится сестре Рэтчед, у которой здесь свои особые порядки.
Что есть норма?
Разумеется, кино рассказывает нам о борьбе за свободу, подавляемую режимом. За свободу выбора и слова. Даже за ущемление права человека на одиночество.
Сестра Рэтчед. Чистой воды деспот. Под ее неусыпным контролем вся жизнь отделения лечебницы. Пресекается любое незначительное отступление от плана и распорядка. Оно, воспринимаемое как хаос, тут же пресекается. Холодная и расчетливая — она главный антагонист героя. В ее образе сосуществуют две противоположные личности, которые невозможно привести к общему знаменателю. При всем нашем отношении к ней как персонажу отрицательному и источнику зла, мы не имеем права назвать ее злодейкой и очень плохой. Она просто очень добросовестно выполняет свои
обязанности и уверена искренне, что её методы направлены во благо пациентам.
Рэтчед — наставник, который работает строго по инструкциям. Она, не желая, по ее мнению, зла своим подопечным, душит
бессознательно каждого из них, ломает их волю и окончательно уничтожает разум. Луиза Флетчер, исполнительница роли, с этим справилась прекрасно, показав всю глубину психологического образа своего персонажа.
Макмёрфи. Эта роль стала звёздной для молодого тогда еще Джека Николсона. Озорной и безалаберный, но в то же время очень мужественный образ — полная противоположность Рэтчед. Макмёрфи делает попытки в головах несчастных и заблудившихся людей разбудить волю и свободу. Вмешиваясь в привычный им уклад жизни и заставляя идти наперекор, он «вытаскивает» из каждого ранее невиданное ими, будто рождаются другие люди с такими незнакомыми чувствами, как воля и самоуважение.
На протяжении двух часов мы неустанно следим за ним и начинаем недоумевать, кто же на самом деле он? Нам показывают преступника и психа? А может праведного человека? И, главное, остается вопрос, на который мы не получим ответа: почему он остался, ведь была такая возможность? Разумеется, огромный успех в создании этого образа принадлежит Джеку Николсону.
Макмёрфи — добро, хотя и с оговорками, а Рэтчед — зло. На протяжении всего фильма идет борьба. Каждый из них, добиваясь поочередно успеха, считает, что себя победителем, но финальный аккорд расставляет все по своим местам. Внимания заслуживают все актеры, каждый из которых вжился в своего персонажа. Они сыграли своих героев так, что кровь стынет в жилах.
Нам лишь остается рассуждать над загадкой авторов: где начинается граница, разделяющая нормального человека от личности с психическими отклонениями? И вообще, существует ли она? И может ли каждый из нас объяснить, что является нормой?
Противостояние?
Человек и система. Именно так воспринимается работа режиссера, только что эмигрировавшего тогда после Пражской весны из Чехословакии. Он показал, что очень часто человек не может добиться ничего, каким бы умным, находчивым и изворотливым он не являлся. Хочешь пойти на компромисс — в ответ «ткнут в букву закона», окажешься хитрее — пострадают твои близкие и родные. Посчитаешь себя умнее других — вынесут мозг. В прямом смысле. Аллегория фильма на современное общество узнается не сразу.
Прозрение наступает позже, когда начинаешь узнавать нескончаемую систематизацию всего и всех, глубинную и жестокую правду, которая уничтожает всю индивидуальность отдельно взятой человеческой особи. Да и не особи уже, а отдельного послушного винтика в огромной машине. Финал фильма поражает не от того, что плохо заканчивается. Просто зрителю дали понять, что система всегда побеждает.
Оскароносная картина призывает к восстанию рассерженных и несвободных духом и телом. В образе пьяницы, рецидивиста и насильника предстает великий мученик — обыкновенный мужик, который сделал попытку свергнуть гнет и освободить умалишенных. Пожертвовал он добровольно, но вот напрасно или нет — вопрос открытый. Так может не случайно столько десятилетий фильм находится в первых строках рейтинга мировой кинематографии?
Это шедевр. Трогательный и смешной. Глубокий и трагический. Мастерски поставленный и отлично сыгранный фильм. Тема не перестает быть актуальной и сегодня. Режиссерская работа мастера с его тонким чутьем комедианта, великолепнейшие актёры, трагическая история.
Мы уже не узнаем у авторов, был ли Макмёрфи здоров. Но они заставили задуматься о личной свободе человека.
И если ее не существует, тогда может лучше ничего вообще не чувствовать?