Преданье гласит, что строительство Самарканда было поручено зодчим Самару и Камеру. Они выбрали место для будущего города, используя очень древний метод: вырыли яму и через несколько дней засыпали извлеченную землю обратно; почвы оказалось в избытке, как ее не утрамбовывали. Мудрецы объясняли такой эффект особой благодатью.
Кстати, подобную «проверку» до сих пор используют опытные садоводы перед посадкой саженцев плодовых деревьев.
Когда началась закладка фундамента Самаркандской крепости обнаружилось еще одно знамение — в земле поблескивали крупинки золота.
Может быть это и не сказка, т.к. Узбекистан занимает 4-е место в мире по запасам золота и 7-е место по его добыче.
В 1333 году знаменитый марокканский путешественник Ибн Баттута писал в путевых заметках: «Я распрощался с султаном Тармаширином и отправился в Самарканд. Это один из самых крупных и прекраснейших городов. Расположен он на берегу реки Вади ал-Кассарин, из которой водяные колеса поднимают воду для поливки садов. Возле этой реки собираются жители города после вечерней молитвы, чтобы развлечься и прогуляться. Там у них есть помосты для сидения и лавки, где торгуют фруктами и прочим съестным. На берегу реки стояли громадные дворцы и здания, которые показывают, как высоко было мастерство строителей».
Наивысшего расцвета Самарканд достиг во времена правления Амира Тимура и Тимуридов (1370-1499 гг.).
На тему выбора Тамерланом столицы своей огромной империи тоже есть легенда: вельможам приказали проехать по просторам царства и подвесить на ворота каждого города по туше барана. Через месяц Великий эмир сам провел инспекцию. Везде туши сгнили. Только самаркандский барашек подвялился. «Чистый воздух, здоровая земля, люди с добрыми помыслами» — сказал Тимур, — «Столица будет здесь».
Прежде всего пришлось залечивать раны, нанесенные 150-летней монгольской оккупацией, - восстанавливать древние и строить новые архитектурные ансамбли.
Экскурсия по парадной части Самарканда начинается с площади Регистан, в переводе с узбекского «место, покрытое песком». Гид расскажет про реку, изменившую русло, вследствие чего образовалось большое песчаное пространство.
Не верьте! Песком присыпали верблюжий помет и кровь казненных.
До окончания Туркестанских войн (конец XIX века) площадь служила местом публичных казней.
Справедливости ради, центральные площади во всех узбекских городах называются «Регистан»; они выполняли одинаковые функции — оглашение указов, расправы, торговля.
8 марта 1927 года по инициативе первого секретаря Среднеазиатского бюро ЦК ВКП(б) Исаака Абрамовича Зеленского 10 тысяч узбекских женщин сняли на самаркандском Регистане паранджу, сложили в кучи и подожгли.
Задолго до этих событий, во времена Тимуридов именно здесь собирались солдаты перед походом. Из большой каменной чаши каждый из них зачерпывал гранатового вина и бросал монету в обмен на выпитое. По возвращении воин забирал монету. Так считали безвозвратные потери — невостребованные деньги на дне чаши.
Все остальные дни на площади кипела торговля - Самарканд являлся важнейшим пунктом Великого шелкового пути.
Основа ансамбля 3 медресе:
- имени Улугбека (1417-1420 гг. ) — высокий прямоугольный фасад, стрельчатая арка в традициях средневековой архитектуры Среднего Востока.
Золотые росписи, сложные мозаики, геометрический орнамент, узоры «ислими» («виноградная лоза»), филигранная вязь, десятиконечные звезды. Глазурь всех оттенков синего покрывает стены.
- Шер-Дор (1619-1636 гг.) - портал украшают изображения тигров с солнечными дисками на спинах. Хищники преследуют изящных ланей.
Заказчиком строительства выступил Ялангтуш Бахадур, наместник бухарских ханов в Самарканде. Архитектор стремился создать точную копию медресе Улугбека, находящегося напротив, но допустил ряд ошибок, приведших впоследствии к обрушению купола.
- Тилля-Кари (1646-1660 гг.) —«Позолоченная школа», полностью оправдывает название. Роскошная внутренняя отделка одна из самых красивых, какие мне доводилось видеть.
Спонсором медресе стал все тот же эмир Бахадур. Архитектурный ансамбль возвели из кирпичей и на фундаменте караван-сарая Улугбека. Медресе получилось меньших размеров и удачно уравновешивает более тяжеловесные постройки справа и слева.
Учебное заведение использовалось для намаза, так как к моменту начала строительства обе мечети Самарканда были разрушены. Возможно этим объясняется желание придать убранству Тилля-Кари парадный вид. Мастера использовали стиль «Кундиль» («Райские цветы» или «Ветка дерева») —очень сложный орнамент, в котором большую роль играют сочетания цветов и выпуклый рельеф.
После установления советской власти все медресе были закрыты для религиозного обучения и прочих видов деятельности.
Однако, современный облик и счастье видеть Регистан во всем великолепии заслуга именно властей СССР.
Советские реставраторы завершили грандиозную работу буквально за несколько месяцев до распада страны. Окончательные штрихи нанесены уже в период независимости Узбекистана.
Основатель первого медресе на площади Регистан — Мирзо Мухаммад ибн Шахрух ибн Тимур Улугбек Гураган, внук Амира Тимура.
Родился 22 марта 1394 г. в Султании (нынешний Азербайджан). Стал правителем державы Тимуридов в возрасте 15-ти лет.
Всю сознательную жизнь Улугбек посвятил искусствам и наукам.
Он получил лучшее (по тем временам) образование. Владел несколькими иностранными языками. Обладал прекрасной памятью. Учитель, выдающийся ученый Казизаде Руми однажды показал 9-летнему Мирзо руины обсерватории Магаре (Южный Азербайджан). Говорят, именно впечатление детства определило выбор главного дела жизни — астрономии.
Строительство обсерватории на холме Кухак в Самарканде началось в 1420 году, завершилось через 9 лет. Здание является хорошо выверенным, оригинальным прибором для наблюдения за космическими телами.
Главный инструмент — секстант сориентировали по линии меридиана с юга на север.
Новаторская конструкция позволила сделать точные астрономические наблюдения. «Звездные таблицы Улугбека» применяются в астрономии по сей день.
К сожалению, Мирзо Улугбек уделял мало внимания государственным и семейным делам. Его старший сын Абд-ал-Летиф подпал под влияние радикального духовенства. Сначала объявил отцу войну, а потом в знак примирения предложил отправиться в Мекку.
«Улугбек вместе с хаджи вечером выехал верхом из Самарканда; он был весел и разговаривал обо всём. Когда они проехали небольшое расстояние, их догнал какой-то чагатай из рода сулдузов и от имени хана велел им остановиться в соседней деревне, чтобы могли быть закончены приготовления к путешествию Улугбека. …Очень смущённый этим распоряжением, Улугбек был вынужден остановиться в соседней деревне и вошёл в один из домов. Было холодно. Он велел развести огонь и сварить мясо. Искра от пламени, разведенного нукерами, упала на плащ Улугбека и сожгла часть его; Улугбек посмотрел на огонь и сказал по-тюркски: Сен хем бильдин («ты тоже узнал»). Мысли Улугбека приняли мрачное направление; хаджи тщетно старался его утешить…» /Бартольд В. В. Сочинения/.
Чуть позже в дом вошли двое. Один из них, по имени Аббас, убил великого ученого. Это произошло 27 октября 1449 года.
Обсерватория проработала еще 20 лет, но в итоге была ликвидирована.
Здание постепенно разрушилось. В 1908 году российский археолог, историк-востоковед Василий Лаврентьевич Вяткин, используя найденные документы, обнаружил научно-архитектурный памятник.
Сейчас обсерватория и музей открыты для посетителей.
«Религия рассеивается, как туман, царства разрушаются, но труды ученых остаются на вечные времена» /Мирзо Улугбек/
Спасибо за внимание.
Республика Узбекистан. Самарканд. 2-ой день на Великом шелковом пути
Республика Узбекистан. Ташкент. 1-й день на Великом шелковом пути