В странноватом, фантасмагорическом фильме «Настя», снятом в 1993 году, много гротеска. Более того, мастер подобных штук — Георгий Данелия — тут создал интереснейший вариант - антиутопию «настоящего времени», ибо сам жанр антиутопии — это изображение отталкивающего или нежелательного будущего. «Настя» же, заявленная, как «мелодраматическая сказка» обладает всеми признакими антиутопии, но всё это происходит конкретно в начале 1990-х.
Вещь сильная и многослойная, как и всё у Данелии, однако, мне хотелось бы поговорить о тривиальном — о непонятном лично для меня выборе актрис на роли Насти-страшненькой и Насти-красивой. Ещё тогда, в 1990-х, я смотрела и не понимала — почему героиню Полины Кутеповой все — даже добрые к ней люди — считают пугалом. Жалеют даже. (Кроме мамы, которая не заметила подмены и произнесла: «Красавица ты моя...» - по материнской привычке).
Напомню, что по сюжету неказистую Настю Плотникову — продавщицу канцтоваров, но весьма интеллигентую барышню - благодарная волшебница превращает в богиню красоты. И весь мир начинается стелиться к ногам «обновлённой» девушки. Мужчины принимаются заискивать и обожать, девки — завидовать, судьба — меняться. Но почему?! Почему Кутепова? У этой актрисы феноменальный тип красоты — она могла бы стать музой эпохи раннего и позднего Возрождения, как итальянского, так и северного. Ей и прихорашиваться было бы не надо - и так лицо донны.
Высокая, статная, тонкая, рыжеволосая, с овальным лицом и хорошими лицевыми пропорциями. Она могла бы восторгать столь разных гениев, как Боттичелли и — Пармиджанино. В неё мог бы влюбиться Франциск I. И — Генрих VIII. То есть XV-XVI века — эра искусств и куртуазности. Куда красивее? Больше того, она могла бы стать музой прерафаэлитов в середине XIX века. Её рыжие кудри писали бы Уотерхаус и Россетти. А уж как любили бы её импрессионисты и постимпрессионисты...! Тулуз Лотрек таскался бы за ней по всему Парижу.
В Серебряном Веке она вообще стала бы звездой салонов и возможно, королевой подмостков. Ей играть бы даже не пришлось — декадентство восторгалось линиями дев-лилий. Бледная кожа, выразительные глаза, необычный цвет волос, худоба — которую эстеты считали бы инфернальной. Немного косметики и манерной грации — это уже Луиза Казати, рыжая ведьма и роковая любовница. Ну ладно, прошлое. В 1990- годах именно такие типажи мелькали в западном Vogue – началась тема гранжа и конопатые, угловатые, длинные модели заполонили все страницы.
Кутепова гораздо ближе к модельной внешности 1993-2000 гг., чем та миленькая Ирина Маркова, что «заменила» Настю. У новой-Насти внешность яркая и при этом скучная. Если внешность «страшненькой» - это полотна старых мастеров и фотосессии ведущих журналов, то «красотка» - это календарь в купальнике или региональный конкурс красоты. Безусловно, она тоже хороша но это не красота Вечности, а миловидность одного момента. Ту же Кутепову надо было просто переодеть и накрасить, а не менять облик вообще.
Интересно, что Настю-до-преображения заприметил и — отметил парень-эстет. И отверг «симпатичную». Поэтому девушка и попросилась обратно в своё тело — ради Саши. Замечу также, что этот фильм — ремейк старой ленты «Происшествие, которого никто не заметил» (1967), где Настю играет ещё одна красавица (этакого народного, мощного типа) Жанна Прохоренко, но там смысл был в том, что она считает себя дурнушкой. Но в том варианте Прохоренко никем не заменяется, а всё происходит на уровне чувств и самоощущений.
Zina Korzina (c)