Кочевые народы разводили скот в огромных количествах, а потому прекрасно знали анатомию и физиологию животных (и людей тоже). Сейчас я буду рассказывать о калмыках, но подобные обычаи есть и у ряда тюркских народов.
В тех случаях, когда калмык очень хорошо знал какого-то человека, он мог сказать: «Если этот человек умрет, я узнаю его по восьми соединенным костям».
Наиболее хорошо изучены были овечьи кости: восемь опорных, две лопатки, двадцать шесть спинных и шесть шейных позвонков, грудная клетки и тазовая кость.
На торжественных пирах вареная баранина распределялась по статусу сидящих за столом: самому почетному, пожилому человеку предназначалась баранья лопатка, прочим уважаемым гостям-мужчинам подавали большие бедренные кости, пожилым женщинам — тазовые (с мясом понятно, не одни кости). Женщина – хозяйка очага могла взять плечевую кость с ребрами и переносицу от бараньей головы.
Про баранью лопатку у калмыков есть легенда:
Жил на свете некий мудрый калмык. Страдал его народ от того, что не знал, когда придет зима, когда зима окончится – не было у калмыков календаря. После долгих раздумий создал старик «мгновенно узнающее любое явление желтое письмо» – календарь, дающий сведения о явлениях природы. Завершив этот труд, мудрец напился калмыцкого чаю с молоком верблюдицы и уснул в своей кибитке около сандалового дерева. Неожиданно налетел вихрь и разметал всего хотоны вокруг. Заветные письмена улетели в степь и зацепились за колючую траву. Овцы потом съели их вместе с травой, а великие знания запечатлелись на бараньих лопатках.
Эти знания и стараются прочитать калмыки, гадая на бараньей лопатке. Для гадания годится только лопатка овцы, родившейся в стаде именно этой семьи. Возраст и пол овцы роли не играли.
Сначала мясо с этой лопатки съедают, разделив между всеми участниками пира, а потом работают только с косточкой. Ее нужно обжечь на костре и внимательно рассмотреть на свет.
На головке лопатки имеется углубление (калмыки называли его «хозяйским котлом»). Если на дне этого углубления имеется «накипь», значит хозяин – человек небедный, питается сытно.
Если само тело («ладонь») лопатки тонкое, просвечивает, то можно ожидать холодную и малоснежную зиму. Лопатка не просвечивает, ладонь лопатки окружена серой массой – зима будет теплой и снега будет много.
Подробно рассматривали калмыки гребень лопатки, его возвышенный край, судили по ним и о природе, и о скоте, и о семье, и об отдельных людях – что с ними было и что будет.
Знание всех деталей передавалось из поколения в поколение. Дети должны были знать все это назубок.
Существовала такая игра:
Нужно было разбить лопатку на части ударами пальца. Делают три щелчка средним пальцем: первым ударом разбивают лопатку напополам, вторым — разбивают гребень лопатки, третьим — отбивают головку лопатки, затем и боковую часть ладони лопатки, сжимая в горсти, ломают пополам.
Другая игра-головоломка была такая:
на гребне (вершине) лопатки делали отверстие, а на краю ладони лопатки – три отверстия. Продевали суровую нитку через отверстия, закрепив один ее край, а другой оставался свободным – нужно было его распутать.
Игры с бараньей лопаткой и гадание по ней проводились обычно во время больших торжеств, например на свадьбах. Интересно, что гадали в песенной манере с использованием традиционных речевых формул, поэтому гадание по бараньей лопатке считается одной из форм устного народного творчества. Люди, которые умели не только правильно «прочитать» информацию по бараньей лопатке, но и красиво рассказать («спеть») о ней, очень ценились.
Фильм есть, снятый на Рижской киностудии в 1988 году: «Гадание на бараньей лопатке» (латыш. Zīlēšana uz jēra lāpstiņas) режиссера Ады Неретниеце, но я его не видела, ничего о нем сказать не могу. Надо будет посмотреть.
Какая ты, калмыцкая красавица?
Какую одежду носили калмычки во времена Пушкина?
Калмыцкие загадки