Клавдия Петровна давно живёт одна, овдовела она ещё в 54 года, с тех пор одна в своей двухкомнатной квартире. Да и привыкла давно. Это первое время было очень тяжело, сильно тосковала Клавдия. Всё казалось, что Николай вот-вот вернётся. Порой слышался его голос, узнавала его фигуру среди прохожих, видела сходство с мужем в чужих мужчинах.
А потом привыкла, жизнь вошла в привычное русло. Со временем даже полюбила своё одиночество, и никто ей был уже не нужен.
Сыновья давно живут своими семьями, своими заботами. О матери особо-то и не вспоминают. Это она им звонит иногда, но у них никогда нет времени на долгие разговоры. Всё сводится лишь к нескольким дежурным фразам. Давненько мать не видела ни сыновей, ни собственных внуков. В отпуск они ездят куда-то, где можно хорошо отдохнуть, а в их небольшом городе им делать нечего.
Замуж Клавдия больше не выходила, даже и мысли такой никогда не возникало, хоть были претенденты на её руку и сердце, были вдовцы, пытающиеся вновь устроить свою жизнь, да вот Клавдия считала, что теперь ей это ни к чему. Лишние заботы и хлопоты. В таком возрасте, а ей уже 65, привыкать к чужому человеку, подстраиваться под его привычки, характер - нет, ей этого не надо. Одной тихо и спокойно, "ни клятая, ни мятая", что хочу, то и делаю, ни под кого не подстраиваюсь, ни перед кем не отчитываюсь, никто мне ни указ.
И её действительно уже вполне устраивала такая жизнь. Но вот последнее время почему-то вдруг тревожно ей одной в собственной квартире стало. Днём всё нормально, вечно какие-то дела, заботы, а вот вечером как-то не по себе вдруг становится, она и сама не может себе объяснить что именно её тревожит или чего она вдруг стала бояться. Она грамотная, образованная женщина, очень эрудирована, много читает, многим интересуется, многое может объяснить и рассказать. У неё достаточно широкий круг интересов, она много в чём прекрасно разбирается, много чего умеет, понимает. И уж, разумеется, не верит во всякую там мистику и предрассудки. Чушь всё это.
Но вот поздно вечером вдруг закрадывается в сердце непонятный холодок, какая-то неосознанная тревога. Сама не может объяснить почему, но на ночь стала вдруг оставлять включенным свет в коридоре - так ей уютней и спокойней.
Однажды отключили поздно вечером свет, так она в темноте тыкалась по квартире, как слепой котёнок, никак не могла найти ни свечи, ни спички, ни фонарик, телефон тоже куда-то вдруг запропастился, хотя у неё во всём всегда идеальный порядок, каждая вещь на своём месте. Вот в тот момент её вдруг и охватила непонятная паника, жутко вдруг стало, а сама темнота, казалось, содержит в себе что-то ужасное, угрожающее...
Вот с той поры всё это и началось. Теперь у неё всегда в доме есть запас свечей. Несколько зажигалок тоже всегда под рукой. Есть несколько фонариков и даже светильник на батарейках. Телевизор постоянно включен, работает, просто как фон. Вроде и не одна она дома, нужно ей слышать чью-то речь, и совсем не важно, что там за передача идёт, о чём -
не смотрит она. Сама себе удивляется, сама над собою смеётся, а ничего с собою поделать не может.
Клавдия прогуливалась днём, решила присесть на скамейке. Рядом сидели две совсем молоденькие девушки. Одна плакала, другая пыталась её успокоить. Из их разговора Клавдия поняла, что девочке отказали в общежитии, теперь ей негде жить. Квартиру снять не сможет, у неё совсем нет денег, на работу устроиться не получается. Без стажа и прописки никуда не берут. Родственники где-то далеко, в деревне. Домой вернуться не может. И стыдно, и денег нет. Да и учёбу бросать не хочется - ведь поступила сама, безо всякой помощи и поддержки. И вот теперь вдруг всё придётся бросить и вернуться в деревню, где придётся идти работать на ферму, "крутить коровам хвосты".
Подружке не удалось успокоить девушку, да и спешила она на занятие, а эта так и осталась плакать на скамейке.
Клавдия вдруг прониклась сочувствием к девушке, заговорила с нею, познакомилась, а потом привела её к себе. Так Лика оказалась у этой доброй бабушки. Клавдия искренне хотела помочь девушке, но в глубине души надеялась, что и ей самой будет легче, если рядом с нею будет ещё кто-то, не станет она больше так бояться темноты ночей в одиночестве...
Лика оказалась и действительно очень хорошей девушкой. Клавдия первое время опасалась, приглядывала за нею, но та была настолько искренней и открытой, что скоро все сомнения Клавдии рассеялись. Лика оказалась очень доброй, скромной, отзывчивой. Она очень трудолюбива, не может сидеть без дела, привыкла дома постоянно трудиться. А сейчас ей тем более хотелось как-то угодить бабушке, отблагодарить её за доброту. Ведь платить за квартиру у неё нет возможности. Вот Лика и взяла все обязанности по дому на себя, не позволяла Клавдии ничего делать, везде всё сама успевает. И учится хорошо.
У неё в деревне есть мама и дедушка, а ещё младшие братишка с сестрёнкой, помогать Лике у них особой возможности нет, зарабатывает мама совсем мало, дед сторожем работает, пенсию получает, а в доме два подростка, на них много денег уходит. Но они умудряются как-то сэкономить, чтобы хоть немного дать денег Лике, продукты ей привозят огромными сумками, беспокоятся, переживают, очень хотят, чтобы Лика окончила учёбу, чтобы смогла получить хорошую работу, устроить свою жизнь, чтобы всё у неё сложилось. Ну а уж потом, когда сможет устроить свою жизнь, потом и она им помочь сможет - младших-то тоже поднимать надо.
Клавдия сдружилась с их семьёй. Хорошие люди, простые, настоящие. Сейчас таких добрых и отзывчивых мало встретишь, а они совершенно бесхитростные, бескорыстные. Они и Клавдию стараются отблагодарить чем могут. Часть денег пытаются ей отдать, помимо продуктов вечно пытаются сделать ей какой-то подарок. Мать то шаль ей красивую свяжет и подарит, то кофту. Дед когда приезжает, всё норовит что-то отремонтировать, починить, помочь. Тоже хороший такой мужичок, рукастый, добрый, крепкий. И весёлый - шутит постоянно. И шутки у него остроумные, тонкие, уместные. И не скажешь, что человек всю жизнь в деревне прожил, он образован, эрудирован, в нём какая-то природная интеллигентность, порядочность, тактичность. С ним очень интересно общаться и никогда не бывает скучно. И Лику такой воспитали.
Клавдия уж и сама привязалась к ним, словно родными стали ей эти люди. И Матвей чем-то тронул её сердце, заинтересовал. Она рада когда он приезжает, а теперь вдруг и сама порой просит приехать, находит предлог, что нужна ей какая-то помощь, что-то срочно нужно починить... Извиняется потом, неловко, что потревожила, а сама и угощение приготовит, и хочется ей с ним подольше посидеть, пообщаться. Замечает, что и он к ней неравнодушен, что сам стремится почаще сюда приезжать. Лика - лишь повод лишний раз встретиться с нею...
А Лика лишь улыбается, она давно всё заметила и всё поняла. Рада за деда с бабушкой Клавой. Ну пусть бы у них всё получилось. Она даже согласна уйти на квартиру, ведь теперь она нашла работу, в свободное от учёбы время работает, чтобы не быть ни для кого обузой.
А дед стал иногда приглашать Клавдию на прогулку, в кино вместе ходили, в кафе несколько раз сидели. Интересно им вместе, хорошо.
А потом заявился к ней "при параде" с красивым букетом. Признался в своих чувствах, сказал, что хотел бы быть всегда с нею, чтобы жили они вместе. Богатств и золота не нажил, но любить и заботиться всегда будет, сделает всё, чтобы она никогда не пожалела о своём решении. Не может он уже без неё, постоянно к ней тянет. Пол жизни прожил один, все его бобылём называли, никто его сердца тронуть не мог. Никогда уж и не думал, что вот в такие годы вдруг снова сможет кого-то полюбить, а вот случилось - полюбил...
Клавдия не отвергла его, ей и самой не хотелось терять этого мужчину, поняла, что нужен он ей.
Сейчас они так и живут вдвоём. Лика давно замуж вышла, отдельно живёт. Брат с сестрой тоже в городе учатся. Да и мама продала свой дом и всё хозяйство, Она сошлась с мужчиной в деревне, вот они и решили тоже в город перебраться. В деревне теперь нет нормальной работы, многие уезжают. А он нашёл работу в городе, вот они и распродали всё, пока есть такая возможность. Здесь купили небольшой домик, живут, работают, помогают детям, навещают Клавдию с Матвеем. Всё у них хорошо.
ИВ
Советую прочитать: