Международный уголовный суд в Гааге выдал ордер на арест президента России Владимира Путина и уполномоченной по правам ребенка в России Марии Львовой-Беловой, сообщается на его сайте.
Путин «предположительно несет ответственность за военное преступление, связанное с незаконной депортацией населения (детей) и незаконным перемещением населения (детей) из оккупированных районов Украины в Российскую Федерацию», говорится в пресс-релизе МУС.
Аналогичное пояснение суд сделал и по поводу Львовой-Беловой.
МУС не входит в официальные структуры ООН и его не стоит путать с Международным судом ООН, который также заседает в Гааге.
Несколько дней назад Песков заявил, что «мы не признаем этот суд [МУС], мы не признаем юрисдикцию этого суда».
Представитель МИД России Захарова:
«Решения Международного уголовного суда для нашей страны не имеют никакого значения, в том числе с правовой точки зрения. Россия не является участником Римского статута Международного уголовного суда и обязательств по нему не несет. С данным органом Россия не сотрудничает, а возможные „рецепты“ на арест, исходящие из Международного суда, будут для нас юридически ничтожными».
Сенатор Клишас:
«Ордер МУС не имеет никаких правовых оснований и последствий. Сейчас юрисдикцию МУС не признают не только Россия, но и ряд государств, членов СБ ООН. Приняв столь абсурдное решение, МУС встал на путь самоликвидации. России нужно немедленно выдать ордер на арест всех „судей“ МУС».
Генпрокурор Украины Костин:
«Отныне президент России имеет официальный статус подозреваемого в совершении международного преступления — незаконной депортации и перемещении украинских детей. <…>
Это означает, что за пределами России Путин должен быть арестован и предан суду. И мировые лидеры трижды подумают, прежде чем пожать ему руку или сесть с ним за стол переговоров. Мир получил сигнал, что российский режим преступен и его руководство и союзники будут привлечены к ответственности.
Это историческое решение для Украины и всей системы международного права».
Омбудсмен Львова-Белова (RTVI):
«Я узнала эту новость сейчас, в машине. Здорово, что международное сообщество оценило ту работу, по помощи детям, что мы не оставляем их в зонах военных действий, что мы их вывозим их, что мы создаем для них комфортные условия, что мы окружаем их заботливыми, любящими людьми. Были санкции всех стран в отношении меня, сейчас ордер на арест, интересно что же будет дальше».
Медведев (в англоязычном твиттере):
«Международный уголовный суд выдал ордер на арест Владимира Путина. Нет необходимости объяснять, где нужно использовать этот документ 🧻».
Песков:
«Много у меня вопросов по решению МУСа. <…> Саму постановку вопроса [о возможном аресте Путина] мы считаем возмутительной и неприемлемой. Россия, как и целый ряд государств, не признает юрисдикцию этого суда. И, соответственно, любые решения подобного рода являются для Российской Федерации с точки зрения права ничтожными».
Главред RT Маргарита Симоньян:
«Хотела бы я посмотреть на страну, которая по решению Гааги арестует Путина. Минут через восемь. Или сколько там составит подлетное время до ее столицы».
Зампредседателя международного комитета Совфеда Владимир Джабаров:
«Было бы неплохо, если бы, например, Басманный суд города Москвы выдал ордер на арест в полном составе членов „международного суда в Гааге“ за то, что своими неправовыми провокационными действиями [они разжигают] обстановку в мире. Уверен, что члены этого „трибунала“ сами понимают абсурдность своих шагов, но на них давят неонацисты из ЕС и НАТО, и они вынуждены принимать решения, которые являются ничтожными с юридической точки зрения».
Спикер Госдумы Володин:
«Янки, руки прочь от Путина! Дурь, прозвучавшая из Гааги, говорит об одном: у Запада истерика. Бумажки инопланетного гаагского суда на Россию не распространяются. <…>
Вашингтон и Брюссель понимают:
есть Путин — есть Россия. Поэтому нападают на него. <…> Любые нападки на президента РФ расцениваем как агрессию против нашей страны».
Президент Сербии Вучич (цитата по ТАСС):
«Когда мне сказали, что МУС выдал ордер на арест Путина, я решил подумать, что сказать, а особенно, что нам делать. Единственное, что точно, что это эскалация, у которой нет конца. Боюсь, что мы, возможно, идем в направлении самого большого конфликта в истории мира».
Зеленский:
«Международный уголовный суд выдал ордер на арест Путина. Историческое решение, с которого начнется историческая ответственность. <…>
Разделять детей с семьями, лишать их любой возможности связаться с родными, хоронить детей на российской территории, распылять по отдаленным регионам — все это очевидно российская государственная политика, государственные решения, государственное зло. Которое начинается именно с первого должностного лица этого государства».
Прокурор МУС Хан:
«Инциденты, выявленные моим управлением, включают депортацию по крайней мере сотен украинских детей, вывезенных из приютов и детских домов. Многие из этих детей впоследствии были переданы на усыновление в Российской Федерации.
Президентскими указами закон был изменен так, чтобы ускорить предоставление детям российского гражданства, облегчив их усыновление российскими семьями. Эти действия, среди прочего, демонстрируют намерение навсегда вывезти этих детей из собственной страны. <...>
Находясь [на территории Украины], я посетил один из домов-интернатов, расположенный недалеко от линии фронта, из которого, как утверждается, были вывезены дети. Рассказы тех, кто заботился о них, и их опасения по поводу того, что с ними стало, подчеркнули настоятельную необходимость принятия мер.
Мы должны обеспечить, чтобы виновные в предполагаемых преступлениях привлекались к ответственности, а дети возвращались в свои семьи. Как я уже говорил, мы не можем допустить, чтобы с детьми обращались так, будто они являются военными трофеями».
Кадыров:
«Оказывается, жители Донбасса, включая детей, должны были умереть под бомбами ВСУ и ни в коем случае не покидать опасные зоны. Это не мое утверждение, так считает Международный уголовный суд в Гааге. И спасение детей Донбасса классифицируется ими как депортация. <...> За этих детей, товарищи гаагские тунеядцы, вы Владимира Владимировича на Нобелевскую премию мира должны были выдвинуть».
Байден назвал «оправданным» решение Международного уголовного суда, который выдал ордер на арест Путина.
«Это очень сильная позиция, — приводит Reuters слова президента США. — Он явно совершил военные преступления».
Байден также напомнил, что Вашингтон не признает юрисдикцию МУС.
Представитель Совета национальной безопасности Джон Кирби ранее отказался отвечать на вопрос, будет ли Путин задержан, если посетит США.
Путин стал седьмым главой государства, обвиненным в рамках международного уголовного расследования, отметил глава «Агоры» Чиков:
• Первым был президент Кот-д’Ивуара Лоран Гбагбо, в 2011 году его обвинили в преступлениях против человечности, совершенных во время вооруженного конфликта в стране в 2010-2011 годах. В 2019 году Гбагбо оправдали.
• Будущего президента Кении Ухуру Кениата обвиняли в совершении преступлений против человечности во время политического кризиса в стране в 2007-2008 годах. В 2014 году обвинения сняли из-за отсутствия доказательств.
• Президента Судана Омара аль-Башира в 2010 году обвинили в организации и проведении геноцида трех этнических групп в Дарфуре. С 2019 года он находится под стражей и ожидает выдачи в Гаагу.
• В 2011 году МУС выдал ордер на арест лидера Ливии Муаммара Каддафи, но в том же году его убили.
• Президента Либерии Чарльза Тейлора в 2012 году приговорили к 50 годам тюрьмы по обвинению в пособничестве и подстрекательстве к военным преступлениям, а также в соучастии в преступлениях против человечности.
• Бывший президент Сербии Слободан Милошевич умер в тюрьме в Гааге, не дождавшись приговора. Международный трибунал по бывшей Югославии обвинял его в совершении военных преступлений в Косове в 1999 году.