Нет. Нравоучений и гражданских проповедей не будет. Будут сухие факты. Бесстрастные, как этот высохший воблий глаз. (По мере приближения к слову «воблий» тосковал – как же я его напишу? Написал. И всё равно всё плохо. Ну разве можно было называть этот взгляд, в котором столько всего застыло, «бесстрастным»?)
В современном русском языке слово «подлость» имеет запредельно отрицательную окраску. Человек может быть грубым, равнодушным, жестоким – и всему этому может быть какое-то оправдание. Оправдания подлости быть не может.
Антоним к слову «подлость» в русском языке – «благородство». Так вот, ещё какие-то 250-300 лет назад слова «подлость» и «благородство» означали совершенно другое!
Слово «благородный» буквально значило «хорошего происхождения», «родившийся в знатной семье», а слово «подлый» означало просто «бедный, низкий, подчинённый, зависимый» (сравните с предлогами «под», «подле»).
Людьми «благородного состояния» считались дворяне, представители высшего духовенства, с оговоркой – богатые купцы. Все же остальные люди – крестьяне, мелкие лавочники, уличные торговцы и так далее – составляли зависимое, то есть «подлое» сословие. Раз крестьянин или рабочий – значит, человек «подлый».
Такое явление, кстати, характерно не только для русского языка – например, староанглийское слово «виллан» («villain»), то есть просто «крестьянин», в современном английском тоже стало значить «злодей, мерзавец, проходимец».
Вот посмотрите, какие любопытные рекламные объявления можно было прочесть в газетах первой половины XVIII века, во времена императора Петра II:
В дому Франца Фиршта имеет быть ввечеру комедийное действо «Об Иезекии, царе Израильском». Благородные платят по рубли, а кто желает удовольствие особо выказать – тот волен и более комедиантам подавать. А подлому народу сие – не к сведению!
А в дому господ Апраксиных, у жены иноземца де Тардия, можно видеть птицу-струсь, из земель Африканских привезенную. Сия птица-струсь бегает скоряе лошади, а в когтях особливую силу имеет. Оная же птица-струсь, ко удовольствию почтенной публикус, железо, деньги и горящие угли охотно поедает. Благородные платят по изволению, с купечества брать будут по гривне. А что касаемо людей подлых, то смотреть им тую птицу-струсь опять же отказано.
Вот так! Если ты из простых людей, то тебя даже на птицу-струсь поглядеть не пустят. А если «благородный» – то пожалуйста, смотри на птицу, хоть пока глаза не высохнут, как у рыбы....
Тоже диалектика. Её понимать надо. Вот мы в «Лучике» рассказываем детям про диалектику.
Мудрое и мужественное решение! Спасибо, Илья!
Журнал "Лучик" – единственное в стране издание, которое противостоит этому всему. Всё о подписке на "Лучик" можно узнать здесь.