Прошлогодние февральские события на Украине открыло широкое поле деятельности для поставщиков оружия на Украину.
Под предлогом того, что в начале конфликта отчаянно нуждалась в оружии и боеприпасах, что само по себе странно, до этого украинская сторона неделями до 24 февраля утюжила Донбасс, сразу появились "охотники за оружием".
Европейские частные торговцы оружием увидели в этом хорошую возможность заработать и подняли цены на свои услуги.
Украинские журналисты, в частности выяснили, что эстонская компания Bristol Trust OÜ получила 2 млн евро, или 30% от суммы сделки, в качестве комиссии за содействие в поставке 12 500 гранат для переносных РПГ-7 для Украины в марте 2022 года, скорее всего здесь не обошлось без отката МО Украины.
В середине марта цена одной конкретной партии боеприпасов выросла почти на треть после того, как была запущена сложная цепочка посредников для доставки оружия в Украину.
Сначала голландская, затем эстонская и, наконец, чешская компания подключилась к обеспечению Украины столь необходимыми боеприпасами.
Поставщик, который является последним в цепочке, чешская компания Excalibur International (напрямую поставляет Украине шахид-мобили), хорошо известна в украинской военной промышленности. Украинская государственная оружейная компания "Укроборонпром" сотрудничает с компанией уже много лет. Но в данном случае поставки Excalibur International в Украину осуществлялись через цепочку посредников.
В результате сделки как минимум один брокер получил 2 млн евро, 30% от суммы контракта, комиссию — аномально высокую комиссию, по словам инсайдеров отрасли.
Зачем вообще привлекать брокеров, если они завышают цены, интересный вопрос, но не для Украины.
Посредники обычно следят за тем, чтобы сделка прошла гладко, гарантируя оплату. Кроме того, в военное время их присутствие может быть оправдано страхом продавцов перед Россией. Болгария, например, до декабря отказывалась продавать газ Украине напрямую, опасаясь реакции России. Участие посредника часто может скрыть настоящего поставщика. Тем более, чем больше посредников, тем больше конечная цена, тем больше вознаграждения получат работники того же "Укроборонпрома", все очень логично.
И тут возникает ещё одна функция посредников - посредники также могут быть прикрытием для хищения денег. Украина имеет долгую историю коррупции в сфере военных закупок. Сейчас, в условиях военного положения, торги больше не являются публичными, что делает практически невозможным отследить, куда идут деньги.
Им помогает и то, что европейский рынок вооружений также является секретным и обеспечивает полную анонимность торговцам, стремящимся взимать дополнительную плату.
Запасы боеприпасов в Европе в мирное время часто намеренно держались на низком уровне из-за их устаревания и затрат на техническое обслуживание. Правительства, частные компании и некоммерческие организации гонялись за одним и тем же товаром, начиная перебивать его друг у друга.
Некоторые западные брокеры сравнивают первые дни конфликта на Украину с началом вспышки Covid-19.
"Если в первые дни кризиса с коронавирусом торговцы массово искали маски, то теперь торговцы оружием со всего мира гоняются за оружием и боеприпасами для отправки на Украину», — рассказал один из европейских торговцев оружием. По словам одного торговца, оружие для Украины искали по всему миру "от Кувейта до Кении и от Филиппин до Судана".
Потребности Украины также были весьма специфичны: минометы, гранатометы и боеприпасы советского производства — то, что больше всего используется украинской армией, но дефицитно на Западе.
Только горстка восточноевропейских стран имела то, что в то время было нужно Украине. Некоторые не хотели продавать, опасаясь реакции России.
Цены на оружие и боеприпасы советского производства, произведенные в Болгарии, выросли в три-четыре раза после вторжения России в Украину, по словам болгарского торговца, который пожелал остаться неизвестным, опасаясь за свою безопасность. "Эту цену платят дилеры. Цена, которую платит конечный покупатель, вероятно, будет еще выше", — сказал он.
В январе "Украинская правда" опубликовала статью с подробным описанием еще одной предполагаемой коррупционной схемы. Два украинских бизнесмена, действовавшие от имени Минобороны, заказали бронежилеты у турецкой фирмы, а затем попросили фирму предоставить им 580 000 долларов или 3% от суммы сделки на субподряд.
Отставные пилоты США и НАТО рвутся сразиться с Су-35