Вопрос, кто такие русские бояре, – если сразу не ответить, «бородачи в высоких бобровых шапках», – оказывается совсем не простым. Поскольку в разные периоды истории значение термина «боярин» менялось, и никогда не было однозначным.
...Начать же стоит с того, что по наиболее обоснованной версии бояре появились, как племенная знать, подчинившаяся князьям. При том, что стройной, внятной и глубоко эшелонированной, как в странах Западной Европы, феодальной системы на Руси никогда не было, – феодалы-землевладельцы рангом ниже князей – были. Собственно, в истории домонгольского периода под «боярами» имеются ввиду именно таковые. Лица, владеющие обширными угодьями, живущие в укреплённых усадьбах и содержащие частные армии, могли именоваться «боярами».
Но уже тогда термин был неоднозначен. Если в западных княжествах он трактовался всё шире, и боярство слилось со шляхтой (а после возвращения этих территорий в русское государство шляхтичей даже дворянами не признали), то в других княжествах боярами считались лишь магнаты. С которыми князь вынужден был считаться. Ибо они, – не только в Новгороде, – и определяли, кому тут князем быть. И как князю править.
В ордынский период роль боярства, – а чуть ли не половина родов оборвалась после битвы при Калке, – снизилась. Ибо князьям теперь было что предъявить: ярлык. Стало меняться и значение слова. Из титула «боярин» трансформировался в придворную должность, – приближённого князя. Как правило, боярин всё ещё был знатен и богат, но Дмитрий Донской, например, предпочитал формировать ближайшее окружение из литовских перебежчиков, с московской знатью не связанных.
Начина с Ивана III – боярин уже только придворный чин. Позже становящийся наследуемым. При создании русского царства «боярскими» – число постепенно росло от 5 до 50 – стали влиятельные, но доверенные, приближённые к трону роды, – некоторые, далеко не все. Даже не все княжеские. В любом случае, боярин занимал более высокое положение, чем князь. В обмен на верность, боярин имел право принимать участие в управлении государством, занимая одну из высших должностей. Насколько ответственную, это уже от способностей зависело. Наиболее заслуженные бояре могли носить церемониальные шапки и образовывали Государеву Думу. Думали там, какие решения Великий Князь принять должен.
Это не всем нравилась. Иван IV от боярства пытался избавиться, заменив его назначаемой администрацией – Опричниной. Но по ряду объективных причин опыт провалился. Без участия крупнейших землевладельцев управлять страной ещё было невозможно. После же смерти Ивана Грозного инициатива и власть перешли именно к боярам. На несколько десятилетий Россия de facto стала феодальной республикой.
Данные десятилетия оказались не лучшими. Фактически, предпосылки для централизованного управления страной сложились в эпоху Алексея Тишайшего. Тихо, – так что ни историки, ни бояре не заметили, – лишившего боярство (при том, что никто не был казнён или хотя бы обижен) основных рычагов влияния.
Как следствие, борьба Петра I с боярами – один из исторических мифов. Отмена местничества – право на занятие должностей по (боярскому) происхождению – произошла в 1682 году на Земском Соборе ещё в правление Фёдора Алексеевича. И прошла без эксцессов, так как реальной власти бояре (47 семей) лишились ещё раньше.