Найти тему
Дмитрий Семенов

Животные в саду. Крысы как неизбежность. 3. Черные и серые

За несущественными весенне-садовыми заботами и дискуссиями о том, как говорить/писать правильно (и стоит ли вообще говорить/писать), можно упустить и действительно важные темы. Но я стараюсь не забывать. Да и сама тема не позволит о себе забыть: и снова – крысы.

Я уже два сообщения опубликовал, а все «крысы» да «крысы». Как будто у них нет определённого научного видового названия. Да знаю я, знаю названия. И здесь про них в том числе.

«За серыми всегда приходят черные» - знаменитая перефразированная цитата из «Трудно быть Богом» Стругацких.

Только в случае с крысами ситуация обратная: вслед за черными пришли серые. А если отмотать еще дальше назад, то окажется, что совсем недавно – ну может быть каких-то три тысячи лет назад – в Европе этих врагов человечества, крыс, не было и в помине. Представить себе трудно тот рай: люди уже были, а крыс – не было. По крайней мере вот этих двух – черной и серой.

Вообще в роде Крысы, Rattus, – более 60 природных видов. Живут себе в разных уголках Земли, как большинство прочих ее – Земли – обитателей. И особо никуда не лезут. Некоторых даже охраняют защитники природы, поскольку крысы те вот-вот исчезнут.

Но всегда найдется … урод в семье. В данном случае – два урода: черная и серая крысы. Оба вида изначально жили где-то в Юго-восточной Азии и вокруг. И оба проявили две замечательные склонности: припеваючи жить в непосредственной близости от человека - прямо у него под боком, и беззастенчиво пользоваться любыми благами, которые им удается у нас урвать, – таких животных называют «синантропными».

Первой мировую экспансию начала черная крыса, Rattus rattus. С первыми же мореплавателями. Это замечательное существо оказалось наиболее преадаптированным (не могу отказать себе в удовольствии – слово-то какое впечатляющее! – означает вполне простое качество: потенциальную приспособленность к новым условиям) к долгой жизни в трюмах кораблей.

  • Когда мы говорим про крыс, бегущих с тонущих кораблей, подразумеваем как раз черных крыс.
  • Именно черные крысы внесли такой ужасный вклад в исторические эпидемии чумы.
  • И это они, черные, удивительным образом выживали на ядерных полигонах.

В сравнении со своей родственницей и давним оппонентом, крысой серой, черная существенно отличается биологически. Это вид более теплолюбивый, более растительноядный, более склонный ко всякого рода лазанию (и именно поэтому в постройках, например, черная крыса тяготит поселяться на чердаках, а серая – в подвалах). Черная крыса, в отличие от серой, чаще образует популяции, обитающие в природе.

Просматривая публикации по крысам, с удивлением узнал, что у черной крысы есть целых четыре (!) кариотипические формы: от 38 до 42 хромосом. Очень нечастый пример в биологической эволюции.

Читаешь описания черной крысы как биологического вида, и чувствуется флер определенного аристократизма. В сравнении с серой крысой, более грубой и однозначной. Неудивительно, что по мере расширения территорий экспансии серая крыса черную неотвратимо вытесняет.

Серая крыса, или пасюк, Rattus norvegicus. Более крупный представитель рода, до 24 см (длина тела без хвоста).

А еще – более сильный, более хищный и более агрессивный. По-видимому, и более сметливый и более пластичный эволюционно. В природе она предпочитает жить у воды, но вместе с человеком готова жить везде. Именно серая крыса встречается теперь повсеместно

  • Заметить нужно, что все эти лабораторные, декоративные, дрессированные – именно пасюки.

Вообще у меня сложилось впечатление, что на сегодняшний день среди крысиного племени именно серая крыса-пасюк - наш главный оппонент и неизбежный партнер по жизни.

Любознательный человек, естественно, захочет знать, кто именно из этой чудесной пары отравляет его существование. Но … не тут-то было!

Что обескураживает сразу: названия «черная» и «серая» вовсе не помогут различить двух милых созданий по окраске – и черные сплошь и рядом бывают сероокрашенными, а серые могут быть совсем черными или иных оттенков.

Черная крыса из Википедии...
Черная крыса из Википедии...
... серая крыса из Википедии. Найдите сколько угодно отличий/различий - это все равно не поможет однозначно определить вид.
... серая крыса из Википедии. Найдите сколько угодно отличий/различий - это все равно не поможет однозначно определить вид.

Поэтому цветом крысиной шерстки можем полюбоваться, но как отличительный признак его сразу отбрасываем.

Из моих дачных трофеев: что-то черное...
Из моих дачных трофеев: что-то черное...
... что-то серое. Обратите внимание: у обеих светлая окраска брюшка.
... что-то серое. Обратите внимание: у обеих светлая окраска брюшка.

Зоологи-систематики-морфологи предлагают ключевые, статистически проверенные внешние диагностические признаки. Два главных: у черной крысы относительно более длинный хвост и уши крупнее. И это нетрудно измерить: хвост у черной длиннее туловища, у серой – короче. Ухо у черной – если его загнуть вперед – достает до глаза, у серой – не достает. А что? Именно так работают зоологи – систематики и фаунисты.

Мне тоже страшно любопытно было определить, какая из мерзких тварей у меня партизанит. При этом есть неплохой блат/знакомства – помощь, иными словами.

Профессиональная особенность: просматриваю классические публикации по крысам, почти все авторы - мои давние знакомые, с каждым связаны какие-то жизненные истории. И ассоциируют они у меня не с крысами, а с моей биографией. С двумя же корифеями крысиных наук я вообще чуть-ли не каждодневно и рука об руку. Поскольку с дамой, которая на крысах собаку съела, я вообще работаю в одной лаборатории, а господин-крысиный повелитель вообще мой одногруппник и я с ним лекции читаю на одних курсах.

Поэтому, добыв не-пойми-какую-крысу, внешне черную, я сделал замечательные фотографии и послал своим крысоведам. «Ну нет, - ответили они мне, не сговариваясь, – так дело не пойдет. Никто в ответственном уме черную крысу от серой по внешнему облику отличать не возьмется. Ты померь ей длину тела и хвоста и загни ухо к глазу, тогда мы вынесем заключение». Может быть, у меня мусофобия в легкой форме, но крыс особенно брезгаю. Тем более – извините – дохлых. А живых – еще и опасаюсь. Но любопытство – не тетка, превозмог. Измерил-загнул. «Так мол и так, пишу, по всем статьям – черная. При этом и шерсть – черная». «Нет, - отвечают, - так наука не делается. Да ты и сам знаешь. Признаки, может, и черной, а на самом деле, она – может и серая. Различия-то статистические – в каждом конкретном случае ничего не гарантируют. Лучше отрежь ей кончик хвоста и пришли для генетического анализа». «Так я закопал уже» - отвечаю. «Откопай, - велят маститые – без генетики ничего нельзя знать наверняка». К тому же, оказывается, в генетике крыс сейчас столько намешано и такой полиморфизм (внешнее разнообразие), что без сложного анализа ни о чем определенно заключить нельзя.

Необычный экземпляр с пегой окраской: грудь, как у гималайского медведя. Тоже из моих трофеев.
Необычный экземпляр с пегой окраской: грудь, как у гималайского медведя. Тоже из моих трофеев.

Не уверен, мусофобия ли, элементарная ли брезгливость, но откапывать исследуемую крысу я уже не стал. К тому же грызуны эти на обеих наших дачах появляются регулярно – не наловишься каждую до вида определять/кончики хвостов на анализ посылать.

Практичнее просто их изводить, не определяя до вида. Но об этом – в следующих сообщениях.

Да, чуть не забыл самое главное: хотя мы двух этих крыс различаем с трудом, сами они друг друга прекрасно распознают и не общаются ни в какой форме: природные гибриды черной и серой крыс не известны!