Сегодня постараюсь ответить на накопившиеся за прошедший период вопросы про копье, его габариты, типы найденных археологами наконечников (см. фото) и многое-многое другое! Если чей-то важный вопрос по недосмотру забыл - пишите, ответим!
От династии Цинь до династии Цин большое копье пережило много стадий: возникновение, развитие, процветание и упадок. Однако в эпоху холодного оружия оно никуда не и никогда исчезало полностью с тех пор, как окончательно вытеснило клевец-гэ. Даже в период Китайской Республики все еще появлялись отряды ополчения с таким рудиментом.
В древние времена считалось, что длина древкового оружия не должна превышать трехкратный рост человека, иначе им будет неудобно управлять. Именно такая норма на века определила максимально возможный размер китайского длиннодревкового оружия в пять метров.
Согласно «Каогун цзи», копья династии Западная Чжоу разделяли на два типа:
- цюмао (酋矛 qiúmáo) пехотинца;
- имао (夷矛 yímáo) колесничего.
Обращаю ваше внимание, что в то время привычное нашим ушуистам копье-цян еще не появилось как вид.
Цюмао было длиной 20 чи (尺 chǐ), это мера длины, равная в наше время 1/3 метра. Вот только точное значение для чи времен династии Западная Чжоу неизвестно. Есть два варианта: 23,2 см и 19,9 см. Тогда длина пехотного копья составит 464 см или 398 см.
Копье имао колесничного бойца было 24 чи, то есть для указанных выше значений получим 556,8 см или 477,6. Довольно серьезные размеры, лично мне приходилось заниматься с цинским копьем длиной три с половиной мета и это было нелегко! Сразу возникает вопрос: как управлялись с этакой дурой немалой штакетиной древнекитайские пехотинцы и колесничие? Ответ, увы, неизвестен! Ну разве что изобретут машину времени и сгоняют посмотреть. Заодно корректное значение для чи узнают... :)
Причем это не самые длинные варианты копий, упоминаемые в различных источника. Например, в годы Южных и Северных Династий (420-589) во время осады одной из крепостей осажденные использовали копья длиной два чжана пять чи (二丈五尺 er zhàng wǔ chǐ). У Южных династий длина одного чи составляло 24,7 см, в итоге получается впечатляющая длина копья в 617,5 см! Использовать такое длинное копье в качестве индивидуального оружия явно очень неудобно. У нас нет описания использования этих копий. Знаем, что были насыпаны земляные укрепления, где и разместили пехоту с такими вот длинномерами.
Важный момент для понимания: формально в русском языке есть общий термин «древко», а вот в Древнем Китае - не так! Когда речь идет о рукоятке определенного оружия, она часто получало специальное наименование. Например, древко у клевца-гэ и алебарды-цзи называется би (柲 bì), древко для боевого топора уже было кэ (柯
kē). Для копья мао древко именовалось цинь (矜 qín).
Хотя казалось бы, невелика разница? И то, и другое, древковое оружие. Но не всё так просто. В большинстве случаев это было связано с материалом древка, технологией его изготовления и обработки под конкретные ТТХ и условия использования оружия. Это, в общем-то, логично. Требования к древку для четырех метрового копья мао будут иными, чем к боевой секире с древком «по брови».
Тут у меня любимый пример, еще один вид древка для длинного оружия - из склеенного бамбука (积竹 jī zhú). Это вид был лучше по характеристикам, но процесс изготовления - гораздо сложнее! Это была довольно сложная, композитная структура, состоящая из нескольких компонентов, каждый из которых обладает различными физическими свойствами.
Процесс производства был разделен на четыре этапа:
- на первом этапе брали прямую и ровную деревянную палочку из твёрдых пород древесины, чтобы сделать сердечник. Это было нужно для обеспечения твердости;
- на втором этапе шло обертывание сердечника снаружи двумя слоями тонких бамбуковых пластин, это делалось уже для для повышения эластичности и упругости древка;
- третий этап заключался в плотном обматывании шелковой нитью, это было по сути армирование древка;
- четвертый этап – покрасить и высушить, тем самым обеспечивая водостойкость древка.
Готовое древко было прочным и в то же время и гибким, и характеристики были лучше, чем у деревянного или простого бамбукового древка.
Как видим, боевое копье - это не просто взять любую палку да насадить на неё острый наконечник!
С наконечниками (枪头 qiāng tóu), кстати, тоже не все так и просто. Они тоже менялись в зависимости от защитных средств противника, техники использования и значительного количества других факторов. И это мы сейчас не обсуждаем охотничьи копья, которые тоже различались в зависимости от дичи. Например, на фото из Музея города Шэньян есть копьё для охоты на тигра. Сможете его определить? :)
В рамках единой системы древко-наконечник сформировалось несложное правило:
Чем длиннее древко - тем легче наконечник.
Для копий центр тяжести должен быть ближе к передней руке. Рычаг копья, особенно четырехметрового, итак слишком длинный! Если вы добавите лишние граммы в виде массивного и мощного наконечника, то управлять таким копьем будет уже совсем проблематично. Тут появляется простор для экспериментов сумрачного китайского гения.
Даже если использовать противовес на торце, а это стало достаточно распространенным техническим решением в китайской оружейке, это не решало проблему.
Для конницы стали использовать хват с удержанием копья посередине, если использовались длинные наконечники как на фото выше.
Читатели интересуются. а когда наконец-то появляется знакомое нам копье-цян?
Ответ такой - во времена Суй (581-618) и Тан (618-907). ВОт только сперва - это не совсем копье в нашем понимании. Согласно «Популярной литературе» (通俗文 tōngsú wén):
тонко заостренное дерево [чтобы] ранить разбойников и низких людей зовётся цян
剡木伤盗曰枪 shàn mù shāng dào yuē qiāng
Ну и со времен Тан цян стало официальным названием копий. Кстати, во времена династии Суй копье носило другое название - «Сила в один чжан» (一丈威 yī zhàng wēi). В то время величина одного чи составляла 29,5 см, поэтому длинное копье длиной в один чжан получается длиной около 295 см. В целом такие габариты продержались практически до конца империи Цин, даже в девяностых годах ХХ века были еще живы специалисты по бою на таких вот длинномерах, и мне к счастью повезло поучиться у них...
Но закат последней империи, последующая трансформация боевых искусств в физкультуру для широких масс населения привело к очередному уменьшению длины копья - ибо короткое древко даёт больше возможностей для развития общей культуры владения своим телом через выполнение всяких сложных манипуляций с копьем. Из циркового ушу и традиционной оперы были заимствованы сложные и зрелищные элементы. Считалось, что такие упражнения с копьем
развивают ловкость и выносливость, благоприятно воздействуют на нервную систему, улучшает осанку и реакцию, общую координацию движений, выносливость и боковое зрение, а также способность угадывать траекторию перемещения.
На сегодня - всё. Если кого забыл - пишите комментарии!
Подписывайтесь на наш канал, ставьте лайки - благодаря этому статью увидят больше читателей! Не забывайте делать перепосты, а мы будем продолжать радовать вас интересными, познавательными и полезными материалами по китайской истории, культуре и боевым искусствам!
Всем - хороших тренировок! С копьями конечно :)
Дм. Моисеев, СПб - 2023