Почему архаичная этика помогает системе зла, а новая, современная этика способствует победе сил добра, и так ли это вообще? Давайте посмотрим на этот вопрос повнимательнее.
Какие человеческие практики традиционно принято относить к архаичной этической системе? Как я уже писала в предыдущей статье, это, безусловно, непотизм, кумовство, домогательства, использование служебного положения в личных целях, использование сомнительных коммерческих схем ради обогащения, стремление решать возникающие проблемы манипуляциями, причинением другим людям вреда, то есть насилием.
Так же это, несомненно, снисходительно-пренебрежительное отношение к тем, кого представитель такой этики считает слабее себя, и подобострастное, льстивое заигрывание с теми, кого он считает сильнее. Представители архаичной этики плохо понимают и чувствуют свои собственные личные границы и поэтому неуважительно относятся к границам других людей, позволяя себе хамство, панибратство, фамильярность, грубость и прочие непривлекательные в межличностной коммуникации вещи.
Все это для представителей архаичной этики является нормой, и насилие для них является нормой. Они могут декларировать неприятие откровенного и явного насилия – например, физического и в больших масштабах – но в частной жизни, на личном, бытовом уровне не будут гнушаться психологическим насилием. Всевозможные манипуляции, игры в треугольники Карпмана, газлайтинг и прочее – все это проявления носителя архаичной этики, далекого от осознанности и решения своих психологических проблем.
Люди, для которых насилие – хотя бы на бытовом уровне – является нормой, которые используют насилие как основной способ достижения своих целей и ключевой метод в своих взаимоотношениях с людьми, конечно же, очень удобны и выгодны злу. Эти люди легко перенимают правила зла, их проще убедить в необходимости достижений цели зла и в выборе насильственного метода для этого. Если они позволяют себе обращаться с другими людьми далеко не лучшим способом, они и с собой позволят злу так обращаться, так как воспринимают это как норму. Их будет легко подкупить, легко запугать, ими легко манипулировать и внушать, что черное – это белое.
Что такое новая, современная этика, на мой взгляд? Это, прежде всего, отказ от лицемерия – то есть, принципиальное стремление называть вещи своими именами. Называть злодея злодеем, подлеца – подлецом, срывать тщательно создаваемые ими добродетельные маски. Таким образом, новая этика предотвращает и осуждает все самые популярные способы зла избежать возмездия за свои злодеяния – обвинение жертвы, например, или представление нападения как защиты, или совершение зла ради мифического «будущего блага».
Такая этика, без сомнения, очень опасна для зла и, без сомнения, служит силам добра – она защищает слабых, популяризирует в обществе милосердие и гуманность, свободу и информационную прозрачность. И не склонна при этом вступать в какие-либо сделки со злом или как-то это зло оправдывать, объяснять и защищать.