Найти в Дзене

Повседневное зло

Как мы с вами хорошо знаем, сами злодеи злодеями себя не считают, и даже если знают и понимают, что совершают с точки зрения общепринятой этики нечто предосудительное, всегда находят для своих злодейств оправдания и причины, или даже обвиняют в своих поступках кого-то другого, включая жертву. И чем меньше сопротивления встречают злодеи на своем пути, чем меньше их тычут носом в их злодеяния, чем успешнее они избегают возмездия, тем больше зла они делают – оно постепенно просто входит в привычку.

Большое, заметное зло, которое подпадает под регулирование законодательством и общественными институтами, встречает на своем пути, как правило, довольно значительное сопротивление. Ему стараются всячески препятствовать и не допускать его повторения, что понятно и оправданно – если такому злу потворствовать, то и людей на планете скоро не останется. Но чем меньше зло с точки зрения общественной нормы, чем меньший ущерб оно причиняет, тем меньше ему и противятся, меньше с ним борются.

Поэтому зло, которое мы привыкли считать маленьким, незначительным, не приносящим большого ущерба, легко входит в привычку и становится практически повседневным. Чем меньше такое зло замечать и порицать, тем больше оно закрепляется в обществе, приобретая статус нормы. Получается, что зло есть, люди от него страдают, но этим людям никто не сочувствует, а злодеев никто не порицает.

Pinterest
Pinterest

Повседневное вторжение в личные границы. Повседневные обесценивания. Повседневные насмешки. Повседневное унижение. Повседневные придирки. Повседневное использование чужого труда. Повседневное присвоение чужих заслуг. Повседневное пренебрежение. Повседневное отвержение. Все это простые повседневные вещи, которые практикуют и позволяют себе миллионы людей во всем мире, совершенно не считая это чем-то плохим. Более того – и общество очень часто все эти вещи чем-то плохим не считает, не осуждает, никак не наказывает и не осуждает агрессора.

Проблема в том, что все это повседневное зло не просто каждый день приносит людям вред, не будучи наказанным и порицаемым. Из него, как грибы из спор, постоянно растет то самое огромное зло, в конечном итоге подпадающее все-таки под уголовный кодекс. Травмированные этим злом дети, не в силах справиться со своими травмами, вырастают и становятся преступниками, а обессиленные жертвы издевательств начинают искать в доме предмет потяжелее. То, что над этими преступниками издевались, конечно, никак их преступления не оправдывает. Но кто знает, стали ли бы они преступниками, если бы общество не допускало подобных издевательств над ними?

Развращенное повседневным разрешаемым злом общество охотно поддержит и куда большее зло, даст отмашку на совершаемые преступления на самом высоком уровне. Ведь если обществу позволяется не сдерживать себя, то можно ли ждать от него, что оно будет кого-то сдерживать? Отсутствие ежедневной этической дисциплины, постоянного самоконтроля, четкого понимания, что такое добро и что зло, смещает ракурс допустимого, снижает этическую норму, делает позволительным и оправданным то, что позволительным и оправданным в человеческом мире быть не может. Так повседневное зло становится удобной «подушкой» и «питательной смесью» для большого зла.