Во многом незрячие ничем не отличаются от каждого из нас. Они учатся, строят карьеру и создают семьи. Несмотря на все трудности, с которыми сталкиваются слепые люди, они находят в себе силы идти дальше и заражают позитивом окружающих. Каково быть человеком, который живет на ощупь, — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Плохая видимость
— Плохое зрение у меня было с детства, но к 12 годам я его потеряла совсем, — рассказала Мария Рудко. — Оно падало постепенно, поэтому это не стало для меня большой неожиданностью или трагедией. Не было никаких страданий, переживаний. Да и родители делали все возможное, чтобы я могла видеть. К сожалению, иногда повлиять на происходящее невозможно и приходится с этим смириться.
Собеседница вспоминает, что читала книги с большой лупой. Об учебе в обычной школе речи быть не могло — глаза быстро уставали, требовались большие перерывы на отдых. Поэтому Мария с первого класса училась в школе для детей с нарушениями зрения, где выучила шрифт Брайля.
— Раньше получалось раскрашивать крупные картинки, делать простые рисунки, — рассказывает М. Рудко. — Получалось различать оттенки, но постепенно все начало сливаться в один цвет, исчезли контуры. Родители старались привить мне интерес к окружающему миру, внимательно следили за моими увлечениями. Так они заметили тягу к клавишным музыкальным инструментам. В детстве мне казалось, что пианино огромное и необъятное, в нем спрятана целая вселенная со своими чарующими звуками.
С музыкой нас связало
В специальной школе, куда пошла учиться маленькая Маша, был филиал детской музыкальной школы. Его педагоги работали с ребятами с нарушениями зрения, поэтому в семье было решено: ребенок будет играть на фортепиано. Мечта девочки сбылась.
К сожалению, существует не так много сфер деятельности, где незрячие могут проявить свой талант. Поэтому следующим этапом в жизни девушки стал музыкальный колледж, куда ей посоветовали поступить учителя. Минчанка уверена: с детства нужно быть внимательным к себе и своим способностям, пробовать новое, чтобы понимать, чем будешь заниматься в сознательном возрасте.
— У меня мама педагог, поэтому я много знала об этой профессии и понимала, что могу справиться, — говорит М. Рудко. — И внутри ощущаю себя больше преподавателем, чем исполнителем. Поэтому поступила на психологию в Курский университет.
Сегодня Мария работает преподавателем музыки в детской музыкальной школе искусств № 19. Несмотря на полную слепоту, она продолжает играть на пианино и учит этому нелегкому ремеслу малышей с нарушениями зрения. Из-за небольшого роста у нашей героини маленькие руки, поэтому сложные произведения играть не получается. К тому же не ко всем пьесам есть нотные тетради, написанные шрифтом Брайля.
К жизни приспособилась
Люди, потерявшие зрение, по-разному описывают мир вокруг. Кто-то говорит про яркие галлюцинации и вспышки искр, кто-то — про темную пещеру. У Марии осталась способность к восприятию света, поэтому она видит его источники как светлые пятна. При этом ни людей, ни предметы не различает.
В быту помогли адаптироваться коррекционные занятия в школе. По городу минчанка передвигается самостоятельно. Обычные маршруты изучены вдоль и поперек, в новых местах приходится спрашивать у прохожих дорогу или уточнять, какой автобус подъехал. Если у учительницы есть планы с кем-то встретиться, она просит назначить место ближе к метро или остановке общественного транспорта.
Незрячим людям ориентироваться в большом городе помогают слух и интуиция. Немаловажную роль играет и безбарьерная среда — тротуарная тактильная плитка для инвалидов. Та, что с рельефом в виде точек, предупреждает о препятствии, а с объемными полосками — говорит о безопасном пути. Чтобы определить направление, человеку достаточно использовать кончик трости.
— Тяжело ориентироваться в больших помещениях, например, концертных залах, — отмечает М. Рудко. — Путаюсь во дворах, на стоянках. В некоторых местах не хватает информаторов, светофоров со звуковым сигналом. Есть приложения, которые озвучивают точки на карте: вход в библиотеку или магазин, название остановки. Но большинство из них не доработаны, не приспособлены для слепого человека. Хорошо, что прогресс не стоит на месте и каждый день появляется что-то новое.
Собаку-поводыря Мария не заводит по нескольким причинам. Во-первых, законодательство не адаптировано для этого. Не в каждый магазин, библиотеку или общественный транспорт можно будет с ней зайти. Во-вторых, в городе нет специального питомника, в котором кинологи подготовят собаку. Также на принятие решения влияет размер питомца: минчанка не хочет содержать большого лабрадора в маленькой квартире, где ему будет тесно.
— Нужно наслаждаться каждым моментом жизни, потому что никто не знает, что будет завтра, — утверждает собеседница. — Важно извлекать уроки из тех ситуаций, в которые мы попадаем, стремиться к лучшему. Когда ухудшается здоровье, необходимо принять этот факт и не отказываться от помощи родных и близких. Не обвинять окружающих в своих проблемах. Если не замыкаться в себе и оставаться доброжелательным к людям, они ответят взаимностью.
Фото Алексея Столярова