Найти в Дзене
Новое управление

Последствия отсутствия обратной связи и минусы НЕправильной обратной связи

Оглавление

В прошлой статье мы рассказали, что такое обратная связь. Многие недооценивают важность обратной связи в процессе управления людьми, а ведь именно она является ключевым моментом коммуникации в любой команде. Что же должен делать руководитель и как правильно выстроить взаимодействие с подчиненными? Какие ошибки допускать не стоит, а на что необходимо обратить внимание? Давайте рассмотрим подробнее на примере.

Казалось бы, что сложного в том, чтобы поделиться с сотрудником своим оценочным мнением? Мы же сами уже много раз прошли через эти трудности, преодолевали их, ошибались, учились, и так по кругу. Мы же видим и анализируем, что человек движется не в ту сторону, и можем поделиться стратегией и экспертным мнением. Но, к сожалению, на практике это не всегда работает так, как хотелось бы. Руководитель либо скептически относится к сотруднику и нелестно выражает свою точку зрения, либо слишком осторожен и боится испортить межличностные отношения. И то и то плохо. Цель обратной связи – результат, а таким образом мы либо угнетаем человека, либо даем ему карт-бланш на безответственность и бездействие. Так как же мы можем грамотно подсказать сотруднику верное направление?

Рассмотрим ситуацию. В вашей компании есть правила, которые игнорирует один из подчиненных, например, он постоянно опаздывает на общие собрания.

Что мы имеем? Не закрытые вопросы, отсутствует прописанный план, совещание проходит сумбурно и непродуктивно. Отсутствие этого человека мешает увидеть картину целиком, не хватает данных. Обсуждение бесполезно и приводит к большому количеству недопониманий и возражений. Знакомо?

Как мы можем повлиять? Когда сотрудник становится отстраненным и безынициативным, можно деликатно обратить его внимание на проблему при помощи чувств. Например, - «Мы обсуждали, что каждый понедельник в 10:00 у нас начинается собрание. Это очень важная задача для каждого из нас, благодаря нашему взаимодействию, мы организовываем рабочий процесс на неделю и выделяем основные цели и проблемы. Я расстроен, ведь из-за неслаженной работы наши показатели падают, и мы не имеем возможности продвигаться вперед. У тебя возникают какие-то сложности с подготовкой материала к собранию или не получается распланировать свое время? Давай обсудим варианты разрешения проблемы и не будем допускать таких ситуаций в дальнейшем?»

Концепция. При использовании обратной связи в таком ключе, необходимо учитывать следующее:

- в разговоре приводите факты и статистики. Например, в прошлом месяце доход был на 30% больше, чем в этом. Здесь акцент нужно сделать именно на изменениях из-за поведения подчиненного. Он опаздывал – вы не успели обсудить план – нарушены все дедлайны – результата нет;

- дальше указываем на последствия. Незакрытые задачи – это не только уменьшение прибыли, но и снижение авторитетности компании. Если один месяц может и быть не прибыльным (у всех бывает), то с учетом работы над ошибками и сплоченной командной деятельности, это останется лишь плохим воспоминанием. А вот постоянное повторение ситуации, может привести к потере всех клиентов в целом;

- будьте близки со своими подчиненными. Поделитесь своими чувствами и опасениями. Это очень сближает и мотивирует;

- всегда завершайте свой диалог на позитивной ноте. Обсудите будущее, вместе составьте план, обговорите дедлайны и направьте своего сотрудника в правильную сторону.

Описанная концепция – это модель обратной связи Boff(поведение-результат-чувства-будущее). Содержание такой коммуникации состоит из четырех компонентов:

1. Поведение и действие (руководитель описывает события, которые создали проблему). Здесь мы указываем факты без эмоций. В сухом остатке, у вас должно быть четко сформулированная мысль.

2. Результат. Описываем последствия поведения и указываем на возможные негативные последствия в будущем.

3. Чувства. Делимся эмоциями и переживаниями из-за сложившейся ситуации.

4. Будущее. Обсуждаем дальнейшую стратегию и пытаемся закрыть проблему. Обязательно ставим сроки.

-2

Как делать нельзя?

Ну, допустим, сотрудник опоздал снова. Как обычно управленцы реагируют на подобные выходки? Угнетают своих подчиненных. За примером далеко ходить не надо, такая модель поведения сплошь и рядом. Зачастую можно услышать: «Сколько можно, ты снова опоздал, на тебя нельзя рассчитывать!», «Ты портишь наше собрание, другие сотрудники готовятся к нему несколько часов, а ты даже не удосужился вовремя прийти», и так далее. Итог: запуганный подчиненный, которого такая обратная связь замотивировала лишь скачать ХэдХантер. Он не хочет больше взаимодействовать с начальством, а при малейшем упоминании о собрании, его бросает в холодный пот. И это обоснованно, ему не дали понять, насколько он ВАЖЕН и как это влияет на работу компании.

Как делать нельзя №2?

Если вы замалчиваете вредоносность его опозданий, то мы не удивим вас итогом – все будет только ухудшаться. Статистики падать, доход уменьшаться, клиенты все реже обращаться, команда будет следовать примеру и, вскоре, может совсем отбиться от рук и обесценить собрания. Такого результата не хочет ни один здравомыслящий руководитель, поэтому мы рекомендуем глубже изучить особенности обратной связи. Первую модель общения (BOFF) с сотрудниками мы изучили, но выделяют еще две не менее важные.

Модель SOR (стандарт-наблюдение-результат)

Такой тип обратной связи можно назвать корректирующим. Его применяют, когда подчиненный нарушил правила или совершил ошибку. Модель SORсостоит из трех компонентов:

1. Стандарт. Напоминаем регламент, по которому должна быть выполнена работа.

2. Наблюдение. Делимся конкретными ситуациями, когда сотрудник не соблюдал правила и не следовал стандартам компании.

3. Результат. Объясняем, к чему это нарушение может привести.

Как применять эту модель обратной связи рассмотрим на примере.

Ситуация – сотрудник неправильно вносит контактные данные клиентов в базу.

Решение – напоминаем о стандарте работы: «Анна, у нас есть важное правило – добавлять номер телефона клиента сразу в таблицу Exсel. Это помогает избежать путаницы и сохранить данные».

Делимся наблюдениями: «Я заметил, что вы часто используете обычный блокнот. Из-за этого контактные номера теряются или записываются с ошибкой».

Подводим к результату: «К сожалению, из-за подобных ситуаций, мы не имеем возможности вовремя связаться с клиентами, поэтому они отказываются от наших услуг».

Корректирующая модель обратной связи направлена на профилактику повторения ошибок в будущем. Цель – не унизить сотрудника, а показать, как можно оптимизировать работу более удобным способом.

Как делать нельзя?

Излишняя эмоциональность может сыграть с вами злую шутку. Направляя негативную энергию непосредственно на сотрудника, вы рискуете потерять его и остановить рабочий процесс. Мы не используем критику и не пытаемся перейти на личность человека.

Пример: «Анна, вы снова допустили эту ошибку. Еще раз, и мне придется сократить вашу зарплату», «Мне кажется, что вы неспособны воспринимать мои поручения, раз вы так безответственно подходите к работе», «Я пожалел, что принял вас на эту должность, вы постоянно ошибаетесь и ставите меня в неловкое положение». Все эти высказывания – это вопиющий кошмар. Ни в коем случае нельзя допускать такого поведения, когда вы управляете людьми.

Как делать нельзя №2?

Не указали на ошибку – ждите новые. Молчать нельзя, точно так же, как и переходить на личности. Задача любого руководителя помочь исправить недоразумение и предотвратить подобное в будущем. Если вы не можете грамотно скорректировать действия своих сотрудников, то успеха в вашей профессиональной деятельности будет добиться очень сложно. На вас ориентируются, вам верят, вас слушают. Используйте свою должность в правильном направлении и помогите сотрудникам быть внимательнее и продуктивнее.

Модель Бутерброд (похвала-критика-похвала)

Название интересное, как и сама концепция. Она базируется на принципе «кнута и пряника», но в более легкой форме. Суть в том, что мы чередуем плюсы и минусы сотрудника. Но, в большинстве случаев, такую модель обратной связи используют больше для похвалы, нежели для критики. «Бутерброд» состоит из трех компонентов:

1. Похвала. Положительно оцениваем действия сотрудника, который, в целом, преуспевает, но все же сталкивается с некоторыми трудностями. Мы же хотим экологично намекнуть ему, что он зашел в тупик и помочь выбраться из него?

2. Критика. Описать проблему и сделать акцент на том, что это нормально. Главное, начать предпринимать какие-то действия.

3. Похвала. Заканчиваем разговор на позитивной ноте и даем рекомендации по совершенствованию работы подчиненного.

Как применять эту модель обратной связи рассмотрим на примере.

Ситуация – сотрудник отлично общается с клиентами и приносит хороший доход фирме, но забывает вести отчетность.

Решение – хвалим человека за его вклад в процветание компании: «Николай, вы лучший менеджер этого месяца. Благодаря вам, наши статистики выросли на 15%».

Даем обратную связь: «К сожалению, я не получил от вас еженедельного отчета. Мы хотим, чтобы наша деятельность была максимально прозрачна для налоговой, а без этих документов, я не могу предоставить данные в полном объеме».

Выводим диалог в позитивное русло: «Это не очень критично, но важно для меня. Я уверен, что вы справитесь с этой задачей, а если вам нужна будет помощь – я всегда в вашем распоряжении».

Такая модель обратной связи действует на сознание человека не как претензия, а как призыв к действию.

Как делать нельзя?

Обесценивать хорошего сотрудника, указывая только на недостатки – это антиутопия. Не забывайте поощрять подчиненного, прежде чем вывалите на него груз информации, подготовьте его. Пример: «Владимир, почему отчет снова не готов? Разве так сложно сделать то, что я сказал?» Очевидно, что никому такое отношение не понравится и ваш лучший менеджер, скорее, сбежит от вас и начнет приносить большие деньги вашим конкурентам.

Как делать нельзя №2?

Допустим, Владимир действительно лучший менеджер, но он не будет чувствовать свою ЦЕННОСТЬ, до тех пор, пока руководитель ему не скажет об этом. Конечно, как правило, менеджеры видят результаты своей работы в зарплатных листочках, но нет предела совершенству – зарабатывать и приносить бОльшую прибыль можно! Если мы не будем обращать внимание на мелкие недочеты и не хвалить своих сотрудников – они будут рутинно выполнять свою работу, пропадет мотивация и испортятся взаимоотношения.

Обратная связь – это тонкая грань. В зависимости от ситуации, вам необходимо быстро ориентироваться и применять необходимую модель общения. Иначе, вы рискуете быть либо не услышанным, либо врагом, либо стать бывшим боссом.