Найти в Дзене
Плёнки и винил

Забытый роман-пародия Серебряного века, который опередил своё время

«Приключения Карла Вебера» – роман Б.А. Садовского (написан в 1923, опубликован в 1928-м), который по всем приметам принадлежит к постмодернизму, направлению, которого тогда ещё не было.

Борис Александрович Садовской – писатель рубежа 19-20 веков с трагичной судьбой: в 35 лет его приковал к постели паралич, и уже в 1925 году Владислав Ходасевич, его бывший друг, составил некролог «Памяти Б.А. Садовского», считая, что тот умер (хотя ему оставалось жить ещё 27 лет – он переживёт самого Ходасевича на 13 лет). В 1901-16 годах Садовской считался реакционером и монархистом.
Борис Александрович Садовской – писатель рубежа 19-20 веков с трагичной судьбой: в 35 лет его приковал к постели паралич, и уже в 1925 году Владислав Ходасевич, его бывший друг, составил некролог «Памяти Б.А. Садовского», считая, что тот умер (хотя ему оставалось жить ещё 27 лет – он переживёт самого Ходасевича на 13 лет). В 1901-16 годах Садовской считался реакционером и монархистом.

Его роман «Приключения Карла Вебера» – дань увлечения 18 веком, которое разделяли многие деятели Серебряного века, но его текст насквозь пародийный.

Сюжет строится на «склеивании» литературных клише и стандартных сюжетных формул. Этот приём активно использовался модернистами и стал главным в творчестве постмодернистов
Сюжет строится на «склеивании» литературных клише и стандартных сюжетных формул. Этот приём активно использовался модернистами и стал главным в творчестве постмодернистов

Из пролога мы узнаем, что главный герой Карл Вебер родился в семье медика, воспитывался одним отцом, поскольку его мать умерла. Друг отца Вебера, палач, хочет выдать свою дочь Иду замуж за Карла по тайному сговору.

Однажды юноша неожиданно обнаруживает мертвыми своего отца и палача. «В припадке бурного бешенства» разбивает он зеркало, откуда выкатывается «круглый серебряный медальон с прядью огненно-золотых волос». В нем находится записка: «Сын мой Карл! Доктор Вебер – тебе чужой. Найди отца и будь счастлив. Тебе поможет человек со шрамом на лбу в виде креста. Молись о твоей несчастной матери». Карл уходит из дома на поиски отца. После долгих скитаний он находит сразу двух людей с такими шрамами.

В сюжете смешиваются разные эпохи, реальные исторические деятели с персонажами литературы и мифов: Петр I, Голиаф, Дон Жуан, князь Меншиков, барон Мюнхгаузен...
В сюжете смешиваются разные эпохи, реальные исторические деятели с персонажами литературы и мифов: Петр I, Голиаф, Дон Жуан, князь Меншиков, барон Мюнхгаузен...

В книге всё происходит внезапно, без серьёзных мотивов, и даже смерть героев показывается мимоходом:

«Теперь простимся», – сказал спокойно Конфетти. Я его не понял. Тут из зарослей выскочил белый зверь, бросился на моего друга и уволок его в чащу, кровавыми звездами пятная желтый песок».

Стиль отличается орнаментальностью, неожиданными эпитетами: «немые мыши», «сахарные лужайки», «красный дождь»...

Короче говоря, это роман-шарада. Для тех, кто готов играть в литературные игры вместе с писателем, разгадывать его многочисленные отсылки, источники пародий, кто ценит изящную интеллектуальную иронию, это настоящая находка!