В XVII-XVIII веках эта мода была распространена повсеместно – мужчины, женщины, старики и даже дети были словно помешаны на париках. Причем касалось это не только представителей высших сословий, у которых было в избытке средств, чтобы возводить на собственной голове богато декорированные напудренные вавилоны из чужих волос. Дело только в моде, или имелся и какой-то практический смысл таком своеобразном предмете туалета, как парик?
Конечно, представления о красоте, стиле и моде играют самую большую роль в том, как выглядят люди. Так было, есть и будет. Однако мода на парики несла в себе определённый прагматизм. Какой?
Причины банальны
Известно, что моду на мужские парики ввёл французский король Людовик XIV, знаменитый «король-солнце». Одержимость монарха париками быстро распространилась на его подданных даже несмотря на недовольство церкви, которая считала парики личиной дьявола. Причина, которая разожгла в короле такую любовь к парикам, была банальна – Людовик всего-навсего начал очень рано лысеть и никак не мог с этим смириться. Его любимый «истинно королевский парик» аллонж с длинными волнистыми локонами, щедро усыпанный ароматной пудрой, должен был напоминать львиную гриву, т.к. изначально выполнялся в рыжевато-золотистой цветовой гамме.
Дамы же в условиях затейливой моды Галантного века в париках увидели решение целого ряда проблем – чрезвычайно сложные укладки, украшенные цветами, фруктами, драгоценностями и даже чучелами птиц было гораздо проще делать из чужих волос, чем из своих. Такую причёску снимали с головы на ночь и спокойно спали. Женщины больше не устраивались на сон, сидя в кресле или на стуле, как были вынуждены поступать до появления париков. И тратить по несколько часов в день на причёску тоже больше не приходилось. К тому же парики легко расчёсывать и мыть.
Парик вместо каски
А вот воинский парик из плотно уложенного прочного конского волоса мог спасти здоровье и даже жизнь своему хозяину – на поле боя он успешно отражал даже сабельные удары, а также неплохо защищал от холода зимой.
Кстати, знаменитых королевских мушкетёров парики спасали от горячего пороха, который подпаливал волосы.
Сифилис и вши как двигатели моды
Среди причин, вызвавших такую моду, была и медицинская. Заключалась она в постоянных эпидемиях сифилиса, терзавших Европу. Одним из проявлений сифилиса является выпадение волос на отдельных участках головы, а иногда и полное облысение. Да и лечить деликатную болезнь пытались препаратами на основе ядовитых соединений ртути, что также не способствует здоровью и густоте волос. Сифилиса в то время было много, очень много, так что здесь парики были как нельзя кстати.
Другая причина заключалась во вшах. Наряды были сложные, перенасыщенные множеством деталей и очень дорогие. Много их иметь мало кто мог, поэтому те что были чистили и стирали редко. Да и в целом гигиена хромала, так что галантные господа и изящные дамы были банально завшивлены. Разумеется, в волосах эти твари селились особенно охотно. Парик и в этом случае был спасением – его можно было прокипятить, чего никак не сделаешь с собственными волосами.
***
Парики, ставшие символом абсолютизма, превратились в анахронизм с развитием глобальных изменений в общественно-политической жизни всего мира. Французская и Американская революции оставили в прошлом слишком вычурную моду Галантного века – наряды и прически заметно упростились. Пышные прически у дам и господ ещё были в ходу, но делались уже заметно быстрее и легче, не прибегая к использованию чужих волос.
Правда, в России времён Павла I ещё не допускалось появление при дворе без напудренного парика, но эта обязанность быстро сошла на нет, едва только императора не стало.