Найти в Дзене
Люблю читать, люблю писать

Каравелла: продолжение варианта ОГЭ по русскому языку

В моём фотоархиве уже заканчиваются снимки с парусниками, но для иллюстрации этого варианта нашла подходящую фотографию.
В моём фотоархиве уже заканчиваются снимки с парусниками, но для иллюстрации этого варианта нашла подходящую фотографию.

Начало варианта можно найти здесь:

Для послетекстовых заданий взяла фрагмент повести Владислава Крапивина "Трое с площади Карронад".

Прочитайте текст и выполните задания 6-9

(1)…Однажды Славка с мамой зашёл в районную библиотеку. (2)Там работала Василиса Георгиевна – старушка в больших, как иллюминаторы крейсера, очках. (3)Мама и Василиса Георгиевна разговаривали, а второклассник Славка разглядывал книги. (4)Ходил он от стеллажа к стеллажу. (5)И вдруг увидел полочку с надписью: «Тому, кто хочет стать военным». (6)А на полке среди разных учебников и уставов стояла красная книжечка со звёздочкой и якорьком. «Справочник вахтенного офицера»!

(7)Зачем она здесь, за тысячи миль от моря?

(8)Славка начал листать. (9)Многое было совсем непонятно и скучно: чертежи, схемы, какие-то правила. (10)Но потом… (11)Потом пошли морские узлы, курсы и галсы парусных судов, корабельные огни! (12)А главное – флаги Международного свода сигналов! (13)О такой таблице Славка целый год мечтал!

(14)Он хотел поскорее попросить книгу у Василисы Георгиевны. (15)Хотел… и не попросил. (16)Испугался: «А вдруг скажет: нельзя, ты здесь не записан». (17)Или решит, что Славка слишком маленький для такой книжки. (18)А если и даст, то не насовсем же.

(19)Что случилось со Славкой? (20)Может быть, «морская болезнь» совсем помутила ему мозги? (21)Он оглянулся. (22)Никого рядом не было. (23)Он тихо расстегнул ранец…

(24)И началась у Славки странная жизнь: она состояла из радости и страха. (25)Пока он изучал флаги Свода, пока разбирался в морских узлах, про всё забывал. (26)Но когда закрывал «Справочник», сразу вспоминал, какое ужасное совершил дело. (27)Он прятал книгу то под подушку, то за шкаф, то внутрь дивана. (28)Так часто и старательно её перепрятывал, что мама увидела и спросила: «Откуда у тебя «Справочник»?»

(29)Славка, наверно, стал краснее, чем корочка книги, и сказал, что дал почитать один мальчик. (30)Мама удивилась. (31)Она знала, что приятелей у Славки в школе нет. (32)В классе его дразнили непонятным, но обидным словом «Изюмчик» и считали слабачком, потому что он боялся давать сдачи приставалам.

(33)– Странно, – сказала мама.

(34)Она полистала «Справочник» и увидела библиотечный штамп.

(35)– Почему здесь печать?

(36)Славка пробормотал, что, наверно, мальчик взял почитать книгу в библиотеке.

(37)– Что-то не нравится мне твоё заиканье, – сказала мама. – (38)Ты правду говоришь?

(39)Славка прошептал, что правду.

(40)– А ну-ка дай честное морское слово, – потребовала мама.

(41)Это был коварный приём. (42)Что Славка мог ответить? (43)Дать такое слово? (44)Но не самый же последний человек он на свете! (45)Тогда признаться? (46)Легко сказать… (47)И Славка заревел. (48)Тут же всё и выяснилось.

(49)Ух как ему влетело! (50)Конечно, мама его не лупила, как тётя Зина Юрку, но ругала с такой силой, что волосы дыбом и дым из ушей. (51)Славка просто булькал от слёз и умолял маму, чтобы она поскорее отнесла «Справочник» в библиотеку. (52)Но мама не отнесла. (53)Она отправила туда Славку и объявила, что не будет ему прощенья и пощады, пока он не расскажет всё Василисе Георгиевне и не вернёт ей книгу собственноручно.

(54)Что делать? (55)Славка побрёл. (56)С полчаса он всхлипывал перед дверью библиотеки. (57)Наконец Василиса Георгиевна зачем-то вышла и увидела его. (58)Давясь от стыда, Славка признался в своём чёрном деле. (59)И разумеется, опять пустил слезу.

(60)Маленькая, седая, очень добрая на вид Василиса Георгиевна не пожалела Славку. (61)Она разговаривала с ним сурово. (62)Потому что, если человек в восемь лет украдкой тащит домой казённые книги, добром этот человек не кончит! (63)Что сказал бы Валерик Семибратов, Славкин папа, если бы он был жив? (64)Валерик Семибратов ходил в эту библиотеку девять лет подряд и ни разу не то что не украл, а даже не порвал ни одной книжки. (65)А сын? (66)Стыд и срам! (67)Бедная Славкина мама… (68)Пусть Славка поставит на место «Справочник» и уходит, потому что больше им разговаривать не о чем… (69)А если он захочет когда-нибудь в жизни ещё раз украсть книгу или что-то другое, пусть вспомнит этот кошмарный день.

(70)Но когда Славка прошептал «до свиданья» и поплёлся к двери, Василиса Георгиевна спросила чуть помягче:

– А скажи на милость, зачем тебе эта взрослая книга?

(71)Славка остановился и молчал.

(72)– Я тебя спрашиваю, Вячеслав Семибратов. (73)Зачем?

(74)– Интересно… – еле слышно сказал Славка.

(75)– Что интересно?

(76)– Про корабли…

(77)– Ну ладно… (78)Раз тебе так интересно и раз ты признался, можно поступить следующим образом: я отдам тебе «Справочник», а ты принесёшь взамен какую-нибудь другую книгу. (79)Согласен?

(80)Славке было невыносимо стыдно, но отказаться тоже никаких сил не было. (81)Чтобы теперь всё сделалось по-честному, он принёс в библиотеку «Маугли». (82)После «Кораблей и бастионов» это была самая любимая книга. (83)Большая, с цветными вкладками.

(84)– Мама разрешила? – строго спросила Василиса Георгиевна. (85)Славка кивнул.

(86)– А не жалко?

(87)Славка даже засопел от жалости, но сказал:

– У нас есть, маленькая. (88)На английском языке.

(89)– А ты умеешь читать по-английски?

(90)– Немножко… (91)А ещё мама читает…

(92)Через день Василиса Георгиевна вернула книгу маме, потому что «Справочник» всё равно был не нужен: его собирались списывать в макулатуру. (93)Но Славка узнал об этом лишь через полгода.

(По В.Крапивину *)

*Владислав Крапивин — детский писатель, поэт, сценарист, журналист и педагог. Неформальный лидер детского движения на Урале, создавший в Свердловске детский разновозрастной отряд «Каравелла».

6. Анализ содержания текста.
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Славка целый год мечтал о книге «Справочник вахтенного офицера» и поэтому очень обрадовался, когда увидел её на библиотечной полке.

2) Славка попросил «Справочник» у Василисы Георгиевны, но она решила, что мальчик слишком мал для такой взрослой книги.

3) Славка очень боялся, что мама увидит дома библиотечную книгу, поэтому постоянно перепрятывал её.

4) Мама очень рассердилась на сына, когда поняла, что он украл книгу, и велела ему собственноручно вернуть книгу в библиотеку.

5) Василиса Георгиевна простила Славку и разрешила ему оставить «Справочник» у себя взамен на другую книгу.

Ответ: _____________________________

7. Анализ средств выразительности.
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнение.

1) Там работала Василиса Георгиевна – старушка в больших, как иллюминаторы крейсера, очках.

2) Может быть, «морская болезнь» совсем помутила ему мозги?

3) Славка, наверно, стал краснее, чем корочка книги, и сказал, что дал почитать один мальчик.

4) В классе его дразнили непонятным, но обидным словом «Изюмчик» и считали слабачком, потому что он боялся давать сдачи приставалам.

5) Славка просто булькал от слёз и умолял маму, чтобы она поскорее отнесла «Справочник» в библиотеку.

Ответ: _____________________________

8. Лексический анализ.

В предложениях 1-6 найдите слово, употреблённое в значении «круглое или прямоугольное окно в борту корпуса корабля, стене его надстройки или в верхней палубе для доступа света и свежего воздуха во внутренние помещения». Выпишите это слово.

Ответ: _____________________________

9.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая определение понятия «восклицательный знак», данное в Википедии:
«Восклица́тельный знак — знак препинания, выполняющий интонационно-экспрессивную и отделительную функции, который ставится в конце предложения для выражения изумления, сильного чувства, волнения и тому подобного».

9.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста:
«И началась у Славки странная жизнь: она состояла из радости и страха. Пока он изучал флаги Свода, пока разбирался в морских узлах, про всё забывал. Но когда закрывал «Справочник», сразу вспоминал, какое ужасное совершил дело».

9.3. Как вы понимаете значение выражения ПРИЗНАТЬ СВОИ ОШИБКИ?
Напишите сочинение-рассуждение на тему: "Почему важно уметь признавать свои ошибки?"

Мой тематический сборник ОГЭ "Мачты и паруса" с вариантами

  • Мачты
  • Паруса
  • Маяк
  • Компас
  • Шлюпка
  • Остров
  • Штурвал
  • Парусник
  • Яхта
  • Морская миля

можно увидеть на виртуальной полке виртуального книжного магазина

-2