Найти в Дзене

История Дома Городских учреждений на углу Вознесенского проспекта и Садовой улицы.

Приветствую вас, уважаемые ценители петербургской архитектуры! Перед тем, как начать просмотр, прошу вас поставить авансом лайк этому посту и конечно же подписаться на мой канал!

Посвящаю данный пост одному из известнейших зданий Петербурга - Дому Городских учреждений, построенному на углу Вознесенского проспекта и Садовой улицы.

Дом Городских учреждений был построен в 1906-ом году, в самый разгар моды стиля "Модерн". Фасад здания именно модерновый, с использованием множества готических элементов.

-2

Уважаемые подписчики, времена сейчас тяжёлые, в том числе и для меня. Если у вас есть возможность пожертвовать любую удобную для вас сумму, то ниже представлены реквизиты моих карт. Поверьте, важна любая сумма. Очень вас благодарю!

-3

Здание 5-ти этажное с мощной угловой башней, вздымающейся вверх ещё на несколько этажей. Давайте кратко осмотрим убранство фасада.

-4

Ниша на уровне первого этажа скорее всего когда-то была занята ростовой скульптурой. Интересно, какой?

-5

Здесь же, в угловой части между 2-м и 3-м этажами расположен герб Санкт-Петербурга! Тем самым подчёркивая, что здание строилось для государственных нужд.

-6

Фасад 1-го и 2-го этажей по всей его площади оформлен гладкой рустованной штукатуркой. Цоколь выполнен из гранитных плит. Вход в главную парадную.

-7

Зонтики над обоими парадными входами обложены черепицей.

-8

Второй парадный вход.

-9

Въезд во внутренний двор спроектирован со стороны Садовой улицы.

-10

Тумбы с горящими факелами на уровне 2- го этажа, по краям от черепичных зонтиков.

-11

Заглянем во двор чуть позже.

-12

Створки оригинальных ворот прижались к стенам проездной арки.

-13

Самый настоящий модерн. Геометрические фигуры и растительные орнаменты.

-14

Помещения первого этажа предназначены для размещения торговли и контор.

-15

Оригинальные витринные заполнения первого этажа. Почти все помещения первого этажа сегодня пустуют. Хотя место довольно бойкое. Странно!

-16

Всё это дерево было в ходе проведения реставрационных работ приведено в порядок.

-17

Перейдём к осмотру 2-го этажа.

-18

Большие арочные окна второго этажа чередуются с более узкими, формы неправильной арки.

-19

Из фасада, по всей его площади, выделено несколько разноуровневых эркеров.

-20

Часть фасада, начиная с третьего этажа, облицована декоративным кирпичом светлого цвета. Окна на 3-го этажа забраны широкими штукатурными наличниками.

-21

Симпатичные эркеры-фонарики.

-22

Ещё один вид.

-23

Представитель семейства эркеров. Большой и массивный.

-24

Маски антропоморфным существ, охраняющих здание.

-25

Апотропейон ближе.

-26

Стройные ряды окон.

-27

Помимо угловой башни, кровля здания оформлена щипцами. Осмотрим оконный проём под воооон тем дальним щипцом.

-28

Огромный оконный проём. Складывается впечатление, что за ним кроются два отдельных этажа: один полноценный и антресоль.

-29

Барельефные изображения грифонов.

-30

Щипец украшен башенками и гербом Санкт-Петербурга.

-31

Декоративное убранство последнего 5-го этажа.

-32

Простенки заняты круглыми рустованными полуколоннами.

-33

Капители и подоконники окон 5-го этажа оформлены растительными орнаментами.

-34

В народе здание прозвано "домом с совами". Ничего удивительного в этом нет, так как в Петербурге таких зданий достаточно много.

-35

Осмотрим парочку этих зооморфных существ, восседающих на приготовленных для них тумбах.

-36

В советское время совы были утеряны, то есть разрушены, но при проведении реставрационных работ в период с 2007 по 2009 годы были восстановлены.

-37

Архитектурно-скульптурная компания "Пантеон" выступала подрядчиком по договору на воссоздание скульптур сов.

-38

Все 3 совы выполнены по специальной технологии - внутри скульптуры полые, но укреплены металлической сеткой, сделаны из полимербетона (вес каждой совы - 80 кг).

-39

Конструкция сов укреплена металлическими балками.

-40

А ещё в угловой башне смонтированы два часовых циферблата.

-41

Во время фотографирования здания часы показывали правильное время.

-42

Ниши в башне дома были заняты двумя скульптурами. Они назывались „Свобода“ и „Труд“. Опять же, неизвестно когда они были утеряны.

-43

Здание Дома Городских учреждений сверху увенчано фонариком с длинным шпилем.

-44

Совсем скоро мы заглянем в это место.

-45

А пока направляемся осматривать внутренний двор.

-46

Помимо богато украшенного множеством декоративных элементов уличного фасада, вас точно заинтересует и дворовое убранство.

-47

Часть дворового фасада из журнала "Зодчий" 1903-го года.

-48

Неизвестно, какого цвета был дворовый фасад изначально. Сегодня он - песочного цвета, можно сказать, цвета терракоты. В простенках между всеми окнами 1-г ои 2-го этажей расположены пилястры.

-49

Сверху псевдоколонны оканчиваются наконечниками.

-50

Представляете, чуть ниже наконечника, обнаруживается каким-то чудом сохранившаяся черепица.

-51

Дворовый фасад в верхней части населён различными видами зооморфных существ.

-52

Одно из них поддерживает антаблемент.

-53

Когда вы заглянете во внутренний двор, а он открыт 24 часа в сутки, обратите внимание на два симметричных массивных эркера. Между окнами 4-го и 5-го этажей спрятались горгульи

-54

Вон какие "красавцы"!

-55

Одна из них ближе.

-56

Вид в профиль.

-57

Сам двор-колодец имеет привлекательную форму и если у вас на телефоне имеется широкоугольная камера, то вы сделаете много интересных снимков.

-58

Кадр "На дне колодца". Даже печатал такой постер!

-59

Вид на двор-колодец с высоты птичьего полёта.

-60

В составе здания ДГУ имеется ещё один двор, более узкий, но доступ в него закрыт.

-61

Осмотрев здание снаружи, переходим к самой интересной части - изучению истории.

-62

Во время правления императрицы Анны Иоанновны, данная местность ещё была не слишком обжитой. Дорога со стороны будущей Сенной площади вела только к костяному заводу, расположенному у реки Фонтанки и к усадьбе князя Юсупова по соседству.

-63

На следующем плане, датированном 1753-м годом на угловом, обозначенном красной линией участке, между Садовой улицей и Вознесенским проспектом можно рассмотреть три постройки и большой огород.

-64

Вот ведь удача! На Аксонометрическом плане 1765-1773 годов угловой участок, помеченный красным, застроен почти по всей уличной линии одноэтажным зданием.

-65

В конце 18-го века, в частности в 1798-м году, на участке присутствует угловой дом и сарайка на противоположной стороне.

-66

Купец 3-й гильдии Девятов Фёдор Алексеевич в самом начале 19-го века указывается владельцем именно углового участка.

-67

Соседний, помеченный на плане выше, красной линией, принадлежал титулярному советнику Ивану Милову.

-68

Далее история "скучна" и стабильна. Она заключается в том, что как минимум с 1822-го года угловой участок принадлежал семейству дворянина Николая Егоровича Шабишева вплоть до его продажи в 1901 году. Соседний же участок, второй от угла, находился в собственности коллежской ассесорши Баташевой.

-69

Петербургское городское общество в 1826 году приобрело у вдовы коллежского ассесора Баташова дом, вскоре получивший номер 55 по Садовой улице. В 1849-ом году следующей владелицей углового дома представлена вдова коллежского советника Катерина Никитична Шабишева. В семье Шабишевых родилось 10 детей.

-70

В 1854-ом году проживающими в исследуемом доме на углу указаны два брата Шабишевых. Самый старший сын Николай Николаевич служил прапорщиком, а младший сын Арсений Николаевич - гвардейским прапорщиком.

-71

Соседний же участок занимал Первый Департамент Управы Благочиния. Управа благочиния осуществляла надзор за порядком, следила за исполнением законов; к её компетенции относилось также судебное производство по гражданским и тяжебным делам суммой меньше 20 руб. Осуществляла также следственные действия и судебное производство по кражам и мошенничествам на сумму меньше 20 руб. Управа благочиния ежедневно утверждала представленный приставами список арестованных.

-72

В 1901-ом году наследники, по бОльшей части из ветви уже полковника Арсения Николаевича, представлены домовладельцами. Именно они и продадут Городской управе своё владение. Выдержка из справочника 1903-го (за 1902-ой) год справочник "Весь Петербург".

-73

Территория соседнего участка, принадлежавшего Городскому дому (бывшей Управе Благочиния) была довольно плотно застроена.

-74

Главный 4-х этажный каменный дом, с 4-х колонным центральным портиком и 3-х этажными боковыми пристройками. Чертёж 1863-го года.

-75

Здание Управы Благочиния. Жаль на снимке не виден угловой с Вознесенским проспектом дом. На сайте citywalls он описан так: Это было трёхэтажное кирпичное здание с высокой крышей со срезанным углом, выдержанное в классическом стиле. Часть главного фасада по Садовой ул. была выполнена в виде незначительно выступающего ризалита, завершенного фронтоном с полуциркульным окном. Боковые фасады, соединяясь на углу, образовывали неширокий, в три оси фасад с главным входом и лестницей.

-76

В 1901-ом году Шабишевы расстанутся со своим домовладением, то есть продадут его. Оно перейдёт в собственность города.

-77

На объединённых участках было принято решение построить Дом городских учреждений. Императорское Санкт-Петербургское общество архитекторов объявило конкурс на проект здания. Программа конкурса и проекты были опубликованы в журнале «Зодчий» № 24 за 1903 год.

-78

Портрет архитектора Александра Львовича Лишневского, чей проект получил вторую премию.

-79

31 мая 1904 года Городская дума постановила утвердить проект архитектора Лишневского. Строительство объекта завершилось через два года, в 1906-ом.

-80

Фотография Дома для Городских учреждений из журнала "Зодчий" 1906-го года.

-81

Потрясающие изображения. Клише и печать самого Сергея Михайловича Прокудина-Горского.

-82

Революция и следующие за ней перемены никак не изменили назначения здания. По сей день внутри размещаются государственные структуры.

-83

Изучив историю здания, предлагаю осмотреть парадные. Начнём с самой скромной.

-84

ГОТИКА! Сводчатые потолки и лепной декор.

-85

Оригинальными сохранились тамбурная входная группа и рельефы над дверными проёмами.

-86

Везде гербы Петербурга, охраняемые злобными антропоморфами.

-87

Поднимемся наверх.

-88

Находимся мы в одном из двух тех самых массивных эркеров со стороны двора. Большие оконные проёмы с лихвой наполняют пространство дневным светом.

-89

Кованные перильные ограждения.

-90

Жаль, что закрашены, но это лучше, чем быть совсем уничтоженными.

-91

На двутавровой балке лестницы я обнаружил клеймо "Р.Б.М.О.". Расшифровывается аббревиатура как "Русско-Бельгийское Металлургическое Общество". Изделия из стали производили в городе Енакиево Донецкой области.

-92

Очень радуют сохранившиеся оригинальные оконные рамы.

-93

И старые стёкла, "потёкшие", искажающие изображение.

-94

Множество заглушенных и опечатанных дверей ведут... Куда интересно?

-95

Поэтажная визуализация. Раскройте её и осмотрите главное фойе здания.

-96

Пора нам заглянуть в него.

-97

Роскошное готическое убранство при входе.

-98

Бокастые колонны из красного полированного гранита.

-99

Сводчатый потолок, опоясанный мощными тягами и розетками с лилиями.

-100

Вход в здание свободный. Обязательно загляните сюда самостоятельно. Вам очень понравится внутри. Торжество архитектуры.

-101

Капители бокастых круглых гранитных колонн специально выделены их более грубой полировкой.

-102

Капители ближе.

-103

Поднимемся по лестнице на верхние этажи.

-104

Великолепная и очень удобная для подъёма лестница. Всё специально просчитывалось.

-105

Напольная цементная плитка на первой межэтажной площадке.

-106

Вследствие активного пользования лестницей, часть напольной цементной плитки разрушилась.

-107

Вход, оформленный рельефным порталом.

-108

Тут и там обнаруживаются маски чудовищ-апотропеев. Этого охарактеризуем как "весёлого".

-109

А второго как "задумчивого".

-110

Площадка второго этажа. Большое окно, выходящее в первый узкий двор-колодец. Удивительно, что много дневного света.

-111

Изящный флоральный декор в верхней части окна.

-112

Вид на лестничный марш.

-113

Вид сверху вниз на лестницу.

-114

Кратко осмотрев обе парадные, предлагаю вам, дорогие исследователи, запастись терпением и подняться в башенку Дома Городских учреждений.

-115

Такой вот гордый красавчик заставляющий всех проходящих мимо обратить на себя внимание. Фонарик со шпилем видны почти из любой точки Петербурга.

-116

Разрез башенки на чертеже.

-117

Внутри, после проведения реставрационных работ осталось много мусора.

-118

Из чердака справа выходим в просторное помещение и сразу направляемся к винтовой лестнице слева.

-119

Подниматься по ней одно удовольствие.

-120

Поднявшись на следующий уровень, встречаешь мощную деревянную конструкцию лестницы.

-121

Поднимаемся!

-122

Вид снизу вверх на деревянную винтовую лестницу.

-123

Вид сверху вниз!

-124

Выход в фонарик башни.

-125

Отличное место для созерцания Петербурга. Наверняка, в блокадное время здесь располагался наблюдательный пункт МПВО.

-126

Помещение просторное. Человека 3-4 вместится без проблем.

-127

Лезем в купол фонарика.

-128

Вдалеке своим червонным куполом светится Исаакиевский собор.

-129

Вид из слухового окна. Дааа, здесь нужно побывать лично, чтобы оценить всю красоты открывающейся Петербургской панорамы.

-130

Есть такая мечта-задумка: зажечь в тёмное время суток светодиодный свет в этой башенке-фонарике. Дом Городских учреждений сразу станет этаким городским маяком.

-131

Ффффух! Почему-то оказавшийся очень сложным для меня объектом, ДГУ в утреннее зимнее время. Красавчик! Доминанта этого района. Александр Львович Лишневский по-другому и не строил. Очень удачный проект!

-132

Вот и сказке конец ,а кто посмотрел пост, тот молодец.

-133

В общем, дорогие подписчики, очень благодарю Вас за внимание к моему каналу! Если вдруг у вас появится желание или возможность помочь мне финансово, то можете отправить любую удобную для вас сумму на одну из моих карт банков.

-134

До новой встречи!