В недавно вышедшей аудиокниге «Иннокентий Смоктуновский. Без грима» собраны воспоминания родных и друзей о великом актере (их собрала дочь, Мария Иннокентьевна). Близкие рассказывают, как Иннокентий Михайлович относился к жене и детям, как общался с друзьями-артистами, какое место в его жизни занимала работа. Путь на большую сцену был трудным, однако в конце 1950-х в обществе возник запрос на интеллигентного, тонко чувствующего актера, каким был Смоктуновский; благодаря своему таланту и исключительной преданности работе он стал настоящей звездой. Его роли Гамлета и князя Мышкина – в нашей национальной сокровищнице.
Слушая аудиокнигу, я обращала особое внимание на немногочисленные сведения о работе Смоктуновского на радио (наш канал «Книжный слушатель» пишет об аудиокнигах и аудиоспектаклях). Некоторыми фактами хочу поделиться сегодня, 28 марта, в день рождения Иннокентия Михайловича.
Смоктуновский записал более 50 литературных произведений в студиях Всесоюзного радио, не считая записей для фирмы «Мелодия». Особенно любил декламировать поэзию Пушкина; мы и сейчас можем слушать «Евгения Онегина», «Медного всадника», «Бориса Годунова» в исполнении Иннокентия Михайловича. Он восхищался богатством языка и образов пушкинской поэзии, посетил Михайловское и другие связанные с поэтом места, даже мечтал сыграть его в кино.
К работе на радио актер подходил не менее ответственно чем к выходу на сцену или съемкам в фильмах. Он отмечал, что сыграть разных героев одного произведения только голосом – задача не из простых. Смоктуновский с уважением относился к замечаниям режиссеров; иногда приходилось записывать несколько дублей, чтобы добиться правильного звучания, однако результат стоил затраченных усилий. Режиссер Эмиль Верник вспоминал, что при записи повести «Метель» Пушкина пришлось делать несколько дублей, потом совмещать их со знаменитой музыкой Георгия Свиридова… Когда готовую работу дали послушать композитору, он высоко оценил чтение актера и его глубокое понимание текста.
Собираясь в радиостудию, Смоктуновский брал с собой термос с чаем и домашние тапочки. Запись могла длиться несколько часов и уставшему горлу был необходим теплый чай. Тапочки нужны были не только ради комфорта, но и для того, чтобы не скрипнули половицы и никакой посторонний звук не попал в микрофон.
Вместе с Верником были записаны восемь радиопередач с «Капитанской дочкой», лирические стихи, сказки для детей. Среди других работ на радио актер особо отмечал роман «Обломов» Гончарова и главы из романа «Идиот», записанные с режиссером Людмилой Фокиной, а также повести и рассказы Паустовского с режиссером Мариной Турчинович.
Восхищенные слушатели часто отправляли письма Смоктуновскому и на радио даже была передача «Встреча с Иннокентием Смоктуновским», где он отвечал на вопросы из писем и делился своими размышлениями о литературе, актерской работе у микрофона и в театре.
В воспоминаниях отмечается необыкновенная увлеченность актера творчеством, его работоспособность и самоотдача. Росла и популярность. Случалось, что вечером по радио звучала «Метель» в исполнении Смоктуновского, по телевизору шел художественный фильм о Чайковском, роль которого играл Смоктуновский, а в то же время сам Иннокентий Михайлович выступал в роли Иудушки Головлева в спектакле «Господа Головлевы» на сцене МХАТ.
Другие публикации канала "Книжный слушатель" о радиоспектаклях известных актеров:
Узнаваемый голос Инны Чуриковой звучит во многих радиопостановках