Есть исторические фильмы, о которых хочется писать много, и есть материал для этого. Есть и другие фильмы. Фильм Праведник Сергея Урсуляка относится к первым, он удался. Мы уже достаточно много говорили о человеческих аспектах этой кинокартины, которые берут за душу и являются его несомненными достоинствами. В этом очерке мы разберём специальные аспекты, назовем их военно-историческими, о которых логично говорить в целях углубленного понимания определенных событий.
В отличие от простых смертных лучше всего знают, как надо показывать войну, кинематографисты. Разумеется, к их вниманию есть исторический материал, на основе которого режиссеры решают, что и как должно быть подано зрителю. Творческие люди могут отказаться от единичного в пользу более общего случая и, наоборот, сделать единичное общим. Также могут применяться киношаблоны, которые, по мнению инсайта, наиболее эффективно воздействуют на восприятие. Если говорить про фильм Праведник, то выбор режиссера здесь склоняется в пользу показа более общего случая, который применим к изображению похода большой группы людей по занятой врагом территории.
Продолжение. Ранее см. Фильм Праведник. Разбор смыслов, сюжетных ходов и фактов в кинокартине. Спасение евреев в 1942г. и очерк "В кино нельзя было показывать всё. Сюжет фильма Праведник в контексте Холокоста"
Одной из незабываемых сцен фильма является героическая гибель еврея-хасида Шломо в лесу, когда он подрывает себя и фашистов гранатой. Сведений о таком героическом поступке при переходе группы Киселева не сохранилось. Однако здесь затронут другой аспект, который режиссером учтен скорее по наитию, чем по какой-то внешней ссылке или цитате. Речь идет о творческом раскрытии мотива решения, согласно которому был совершен вывод большой группы граждан еврейской национальности с оккупированной территории. В фильме нам показан, в первую очередь, гуманитарный аспект проблемы беженцев, когда партизанам пришлось считаться с бегством в лес от смерти, множества гражданских лиц. Однако благих желаний спасти их оказывается недостаточно для перехода от слов к делу - к большому походу.
Обратите внимание! Приказ об уводе гражданских лиц отдается в кино Киселеву командованием лишь под влиянием информации о планах немцев устроить облавы регулярными войсками! в лесах на евреев. Поскольку эта облава регулярными войсками заденет и партизан, то надо срочно уводить отсюда "виновников" облав. В военном отношении здесь допущено очевидное преувеличение, регулярными войсками, пусть даже и согласно нацистской антисемитской идеологии, ловить специально безоружных евреев! Дорогая забава. Но какими бы ни были вражеские силы, облавы в лесах действительно мешали партизанам, и мы вернемся к ним несколько ниже.
Эвакуируя евреев, партизаны в общем то действовали на свой страх и риск. Благородному решению способствовало наличие так называемых Сурожских ворот, 40 км прохода через линию фронта, незанятого немцами. Прямого приказа о спасении гражданских людей с Большой Земли не было. Но подчеркнем важный момент, в шаге от которого остановилась основной автор публикаций по Киселеву, историк Инна Герасимова. Евреи не просто бежали в лес и жили там. Из них формировались активные боевые подразделения. В фильме Моше Таль приходит в отряд с винтовкой, этот эпизод сделан из реального случая с военнопленным Абрамом Ройтблатом. Но более значим здесь для нас рассказ комиссара отряда "Мститель" Ивана Тимчука. Привожу выдержку из него
– “В противовес немецкой агитации было создано еврейское подразделение (лето 1942г.), перед которым поставлена задача – воевать благородно, дисциплинированно, показать образцы дисциплины, показать, что вы являетесь настоящими воинами своего государства….И вот еврейское подразделение показало такую организованность, дисциплинированность и боевую свою подготовленность в нападении на местечко Мядель в конце июля 1942г….Мядельский бой послужил большим подспорьем в нашей партийной работе. После этого ряд командиров партизанских отрядов попросили меня, чтобы я отдал из еврейского национального подразделения людей для укрепления боевого духа…”
Комиссар Тимчук являлся главным двигателем идеи отправки евреев (гражданских) через линию фронта. И его гуманитарные аргументы и опасения немецких облав подкреплялись героизмом евреев-партизан, остающихся бороться с фашистами в лесах вместе с остальными. Разве имели партизаны моральное право подвергать риску жизни родственников, друзей одноплеменников своих соратников, которые воевали подобно воинам Давида? В фильме "Праведник" в образе еврея-хасида показан как раз небольшой "сколок" по этой теме.
История перехода группы Киселева началась с эпизода, который не был характерен для войны, но который имел счастливые последствия для евреев. Из-за нехарактерности этого события создатели фильма несколько отступили от исторической канвы изложения для сцены внезапного нападения немцев на лагерь беженцев в лесу. Само это нападение случилось утром 26 августа 1942г. И мы видим в кино достаточно странную ситуацию, когда большинству беженцев удается убежать от фашистов, хотя те стреляют практически в упор. Но вот как рассказывает об этом бое партизанское разведдонесение на 21 октября 1942г., оно цитируется в книге Герасимовой.
“В конце августа 1942г. в районе Плещеницких лесах было крупное окружение наших отрядов “Мститель” и ”Борьба”. Большинство в составе карателей были литовцы, и нам было известно, что они с нежеланием шли на борьбу с партизанами. Но когда они вошли в лес и внезапно наткнулись на толпу невооруженных евреев, стариков, женщин и детей, то открыли огонь вверх и вниз по земле. И в результате было очевидно, случайно ранено легко лишь 5 человек. Но если бы они хотели истребить эту толпу, они бы не выпустили ни одного человека. (НАРБ. Ф.1450, оп.1, д.887)”
Вот как докладывал об этом бое Николай Киселев 25 декабря 1942г. “Утром в 5 часов (26 авг.) приехало до 60 машин немцев и окружили нас. Отряды (т.е. партизанские "Мститель" и "Борьба" - О.Д.) снялись и ушли. Весь удар пришлось вынести мне (отряду "Победа" охраняющему лагерь евреев - О.Д.) на себе. Пути к намеченным отходам были все отрезаны. Я посылал разведку за разведкой, чтобы отыскать место для выхода из окружения. Но было всё бесполезно. Тогда я принял другое решение – обмануть немцев, не наталкиваться на них до вечера. Выделил вооруженную часть из 15 человек на случай отвлечения на себя удара от основной массы, указал место сбора. Разбил на мелкие группы и рассыпал по кустам. От лагеря отвёл людей я на километр, как застрочили автоматы, забили минометы и пулеметы. Люди все рассыпались. Во время обстрела было 6 человек легко ранено, из них 2 остались в санчасти, а остальные вышли со мной на Большую землю. Через 4 дня к указанному месту сбора явились лишь 218 человек. И по приказу нач.разведки “Мститель” майора Чумакова я вышел с этим количеством.”
По свидетельству Шимона Хевлина, санчастью Киселев назвал просто лес, в котором оставили раненую в ногу бабушку Шимона. Но простим Николаю эту вынужденный шаг, тем более, что бабушка Брайна осталась жива. Зато в этом донесении Киселев указывает, что во время самого его перехода ни погиб ни один еврей. И отсутствие потерь при переходе, во время которого не случилось гибельных столкновений с немцами, является несомненной заслугой и подвигом Николая Киселева. Однако приставка “явились лишь 218 человек” всё-таки указывает на проблему. В письме к Пономаренко комиссар отряда "Победа" Рогов 1 марта 1943г. пишет: “Населения (было) собрано 270 человек.” Куда делись ещё 50 человека, если убитых в лесу 26 августа не было, непонятно. В фильме Аня докладывает Киселеву, что пропало и убито в лесу (26 авг.) 35 человек. Эта цифра взята в сценарии как разница между предполагаемым числом обитателей лагеря и спасенными 218 чел.
Надо учитывать, что вооружены партизаны были плохо для полноценного боя. В отряде Победа по словам Киселева, было собрано 1 автомат и 15 винтовок. Однако утверждение в фильме о том, что для сопровождения евреев было изначально выделено только 5 человек, спорно. Верно, что в той ситуации 26 августа Киселев вооружил 18-летнего беженца Нахмана Шевлина пистолетом, но и “настоящих” русских партизан в походе было не пятеро, а больше десятка, по данным Герасимовой. Также Герасимова пишет, что ещё до похода половина боевого состава отряда Победа (не менее 40 чел.) были евреи по национальности. Однако тот же Шимон Хевлин вспоминал: “Мы только знали, что собрались в лесу евреи и несколько партизан пришли их куда-то вести. Это был Киселев, командир партизанский, и ещё человек 4-5 с ним.” Но речь здесь уже идет о выходе в поход 30 августа. Очевидно, что боевая группа “русского” сопровождения стало потом больше. Однако число партизан непосредственно к началу похода - 30.08 - уменьшилось против числа тех (около 15), кто рассредоточивался в лесу 26 августа. О "приключениях" таких отставших Киселев ничего не сообщает. Возможно, что партизаны не ожидали, что все евреи соберутся снова после разгона лагеря и пришли вшестером к месту сбора.
30 августа начался поход. Пройдя благополучно по оккупированной территории, 24 сентября подросшая за счет присоединившихся в дороге людей в численности группа благополучно прошла Сурожские ворота и разместилась в центре партизанской зоны в д. Пудоть. Перед проверкой Киселев рассредоточил людей по разным деревням, что как выяснилось, их спасло. 25 сентября немцы начали наступление на партизанскую зону. В 6 часов в д.Дрозды ворвались переодетые немцы и полицейские. Шмуэль Альперович находился в атакованной Пудоти, в которой осталась еврейская молодежь: “Наш командир Киселев выскочил наружу и приказал немедленно пересечь ручей, протекавший по деревне и скрыться в чаще ближайшего леса, где находились главные силы русских…. Началось общее бегство, и к нашему удивлению мы увидели, что немцы прорвали наши линии, сожгли мост через ручей и взяли в плен всех, кто находился в Пудоти… Нам была дана команда продвигаться по следам немцев и параллельно им. Они продвигались по главному шоссе, а мы по лесу”.
Через 3 дня эта группа вышла расположение Красной армии. Старики и женщины находились в более отдаленных деревнях, им было легче уйти. Каким-то чудом Киселеву опять удалось собрать всех 218 евреев, включая 25 детей от грудного до 12 лет. 18 партизан (в т.ч. Кудимов, Чудин) остались в окружении, были ли среди них всё-таки евреи, сказать трудно. Дальше отряд был разделен. Свою часть Киселев вывел в середине ноября 1942г. к Торопцу, а политрук Рогов в Осташков. Переход кончился. Отличившихся (русских) партизан (8 чел.) наградили денежными премиями. Почему-то не была премирована будущая жена Киселева Анна Сироткова. В 1948г. Николай Киселев был награжден орденом Отечественной войны - после ряда ходатайств.
Очерк включен в Подборку по военным фильмам и в подборку Партизаны блога Друг Истории
В фильме эпизод с Сурожскими воротами существенно изменен в пользу большего художественного эффекта – перехода людей под огнём через мост. Хотя такой сцены не было буквально, смысл ухода передается художественно верно. В кино нередко прибегают к таким гиперболам, символическим сценам. А иногда работают просто предпочтения режиссеров. Скажем, Николай Киселев бежал из немецкого плена в октябре 1941г. из вагона поезда, открыв люк, а не летом 1941г. по минному полю (здесь Урсуляк "заимствует" эпизод из фильма Иван Денисович). Все эти художественные отступления не меняют общий гуманистический смысл замечательного фильма Праведник. Прошу извинения, если рассказал что-то не совсем точно.
Признателен за лайки и подписку) Душин Олег ©, Друг Истории №165, следите за анонсами публикаций - и на Tелеграмм канал Друг Истории