Найти в Дзене
Друг Истории

В кино нельзя было показывать всё. Сюжет фильма Праведник в контексте Холокоста

Фильм Праведник вызывает массу эмоций и оказывает бесспорно сильное положительное воздействие. И если уж смотреть критически на эту военную киноповесть, то всё равно следует отмечать её удачные находки. Разумеется, в искусстве степень творческого вымысла очень велика. Однако пусть и художественное, добавление к подлинной истории может служить её воссозданию в человеческой памяти.

кадр из фильма
кадр из фильма

В нашем кино ключевой вещественной находкой для сценария о "библейском" исходе евреев из оккупированной советской республики явилась астролябия 15 века. Это один из старейших астрономических инструментов, служащий для измерения горизонтальных углов и определения широт и долгот небесных тел. Почему вдруг астролябия из Толедо, а не другой предмет (часы, портсигар и т.п.) стал семейной реликвией Талей, сказать я не могу. Между прочим, он напоминает нам об изгнании инквизицией всех иудеев из Испании в 1492г. Но это, так сказать, попутный эффект. Через 500 лет могу предположить большее влияние на сценариста квеста “потерянная астролябия” из историй о Хогвартсе и Гарри Поттере, чем воспоминания об инквизиции. Так то оно так, но "детские" впечатления для зрителя не более чем любопытны.

Если отмечать существенное, то основа сценария - книга И.Герасимовой “Марш Жизни. Как спасали долгиновских евреев” даёт нам понять контекст, в котором оживает идея о столь изысканном ценном предмете. В фильме Киселев отбирает астролябию у Моше Таля, чтобы поменять её на необходимый раненому сахар. В далёком 1942 году Киселев сахар менял не на астролябию. Хотя это не меняет сути дела, рассмотрим обстоятельства обмена.

Презентация по истории 7 класс "Научные открытия и изобретения к 15 веку" https://znanio.ru/media/prezentatsiya_po_istorii_7_klass_nauchnye_otkrytiya_i_izobreteniya_k_15_veku-291592 В фильме Киселев возвращает астролябию Мириам Таль после войны, т.е. выполняет обещание, данное Моше.
Презентация по истории 7 класс "Научные открытия и изобретения к 15 веку" https://znanio.ru/media/prezentatsiya_po_istorii_7_klass_nauchnye_otkrytiya_i_izobreteniya_k_15_veku-291592 В фильме Киселев возвращает астролябию Мириам Таль после войны, т.е. выполняет обещание, данное Моше.

Продолжение. Начало см.

Откуда возникла история с ценностями для сценария? 13 января 1943г. Белорусский штаб партизанского движения в лице его нач.разведотдела Наума Коссого беседовал с Николаем Киселевым на тему пропавшего золота и других ценностей в отряде. Киселев показал, что ценности - 75 рублей золотом, 4-5 золотых часов и несколько серебряных портсигаров - остались у начштаба группы Кудымова. Последний же пропал без вести и с ценностями 25 сентября 1942 в событиях, которые в фильме изображены как финальный и драматический переход через мост. Одни золотые часы и портсигар Кудымов успел отдать под расписку комиссару отряда Победа Рогову ( в кино его подали как особиста (как без него!), сыгранного Николаем Бутениным), и тот позже как-то объяснялся с органами о судьбе этих ценностей. Как бы там ни было, изучение вопроса со стороны И.Герасимовой показывает, что у евреев-беженцев к моменту перехода уже ничего особо ценного не было. Но во время перехода на Большую землю к отряду присоединялись другие группы и люди, военные и гражданские. С ними золото и попало, скорее всего, в отряд.

Но на что же партизаны выменяли нужный сахар, если старой астролябии у них никогда не было? Нам об этом рассказывает участник того перехода Илья Родошкович: “Еще была история со мной. У меня начала гноиться рука – началась гангрена, и все стали говорить, что надо отрезать руку до локтя, а то я умру. Один из партизан, Яшка, сказал, что надо найти сахар, его сжечь, и этот отвар влить в рану, тогда рана заживет. А где взять в то время стакан сахара? Даже у крестьян его не было. Киселев специально послал людей, чтобы искали сахар. В одном месте нашли, и за этот стакан сахара нужно было отдать корову. У одного крестьянина стали забирать корову, он начал плакать и сказал, что это не колхозная, а его личная корова, за которую он отдал много денег. Тогда партизаны стали узнавать, кто забрал колхозных коров. Узнали и у одного забрали эту бывшую колхозную корову. Отдали эту корову, взяли сахар. Два раза сжигали сахар и заливали мне кипящий отвар в рану. Я терял сознание от боли, но потом рана затянулась.”

Корова имела большую ценность на селе. На фото нацисты из скотобойной роты уводят животное. СССР. https://albumwar2.com/nazis-steal-cattle-from-civilians-in-the-russian-village/
Корова имела большую ценность на селе. На фото нацисты из скотобойной роты уводят животное. СССР. https://albumwar2.com/nazis-steal-cattle-from-civilians-in-the-russian-village/
Илья Родошкович, 2008г. Тот мальчик, у которого загноилась рана и потребовался сахар, что показано в фильме. https://document.wikireading.ru/hYdgmrB4M0
Илья Родошкович, 2008г. Тот мальчик, у которого загноилась рана и потребовался сахар, что показано в фильме. https://document.wikireading.ru/hYdgmrB4M0

Мы видим из этого рассказа, во-первых, что Киселев достаточно аккуратно относился к вопросу об изъятии продовольствия у крестьян, но письменных расписок, как в фильме мы видим, он всё-таки не писал. Во-вторых, в его отряде не было врача в отличие от показанного в фильме. Шимон Хевлин: “Например, я помню один момент. Мы были уже почти в партизанском районе. Киселев с партизанами и несколько наших человек зашли в один дом. Киселев спрашивает: “Есть хлеб или что-нибудь из еды? Здесь дети, люди падают от голода”. Хозяин отвечает: “Я вам дам для начальства, для партизан, но своей последней едой не буду кормить жидов”. Киселев говорит: “Вы будете кормить жидов”. Зашел в кладовую, где держат продукты, а там висела половина кабана, забрал все и хлеб, а хозяину сказал: “Когда война закончится, мы вернемся и отдадим, заплатим вам”.

Николай Яковлевич Киселев (1913-1974).В фильме Сергея Урсуляка его сыграл Александр Яценко
Николай Яковлевич Киселев (1913-1974).В фильме Сергея Урсуляка его сыграл Александр Яценко

Может показаться странной ситуация по жизни, когда Моше Таль из-за какой-то невозвращенной вещи, пускай старинной и дорогой реликвии, не может простить своего спасителя Киселева спустя многие годы. Мнение о Моше у некоторых зрителей из-за этого сценарного хода складывается "так себе". Мне кажется, что впечатление о неблагодарности Таля обманчиво. В глубине сознания Моше не может простить Киселеву не пропажу вещи, а убийство последним немецкого агента Любы (при попытке бегства). Напомню, что Люба в тот момент вела Моше к сестренке Мириам. В результате потери проводника, по мнению Моше, погибла и Мириам. На счастье, Мириам в кино подобрали крестьяне. У прототипа Моше – Шимона Хевлина младшей сестрёнки вообще-то не было. Однако хорошо известно, что многие советские граждане укрывали у себя евреев, взрослых и детей в годы оккупации с риском для жизни.

Сюжет с Мириам Таль ( Кэти Солвэй) является сквозным, стержнем фильма. Но зачем возил с собой фашист девочку, нам не пояснено. Как лишний повод шантажировать Любу? Не очевидно.
Сюжет с Мириам Таль ( Кэти Солвэй) является сквозным, стержнем фильма. Но зачем возил с собой фашист девочку, нам не пояснено. Как лишний повод шантажировать Любу? Не очевидно.

Кстати, порадуем зрителей не только спасением Мириам, но и ещё одной героини. В лесу была подобрана и спасена бабушка Шимона Хевлина – Брайна. В фильме она (Лариса Крупенина играет Брайну Гольц) не имеет отношение к Моше. Бабушка больше не может идти в лесу от усталости и просит Киселёва её оставить одну. По рассказу же её внука, старушку ранили в ногу немцы в момент нападения на лагерь. Шимон: “Со мной рядом бежали мой отец и бабушка. Потом я увидел, что она упала на землю и из ее ноги фонтаном течет кровь. Мой отец был очень сильным, он поднял 74-летнюю бабушку на плечи и с ней побежал. И так мы бежали, наверное, несколько километров. Потом все снова собрались в лесу. Конечно, нас уже стало меньше – кто-то был убит, кто-то потерялся. Киселев увидел отца с раненой бабушкой и сказал: “Тебе надо ее оставить, потому что старая женщина 75 лет, раненая, будет задерживать движение всего отряда”… На счастье, бабушку Брайну, оставленную в лесу, там же подобрали партизаны. Она стала партизанкой, бабушкой леса. На коне вместе с партизанами она въехала в 1944 в родное Долгиново. Её спаситель – партизанский командир Сафонов стал Праведником мира раньше Киселева - в 90 годы – по совокупности добрых дел – в т.ч. по ходатайству Хевлина и Ф.Соломянского.

Заместитель командира партизанского отряда “Мститель” партизанской бригады “Народные мстители” Геннадий Сафонов (справа), Файвл Соломянский и его дочь Орна. Вилейка, 1993 г. https://document.wikireading.ru/hYdgmrB4M0
Заместитель командира партизанского отряда “Мститель” партизанской бригады “Народные мстители” Геннадий Сафонов (справа), Файвл Соломянский и его дочь Орна. Вилейка, 1993 г. https://document.wikireading.ru/hYdgmrB4M0

В фильме мы видим уставшую старую женщину, которая остается одна в лесу. В жизни было всё гораздо драматичней. Неудивительно, что на экране этот жестокий по необходимости эпизод не смогли показать. Сама ситуация, когда сын оставляет мать, выглядит непереносимой для человеческого сознания.

Семьи Хевлин и Норманн. Деревня Долгиново, 1932–1933 гг. Слева от бабушки Брайны (в центре) сидит маленький Шимон Хевлин (1928 г.р.). https://document.wikireading.ru/hYdgmrB4M0
Семьи Хевлин и Норманн. Деревня Долгиново, 1932–1933 гг. Слева от бабушки Брайны (в центре) сидит маленький Шимон Хевлин (1928 г.р.). https://document.wikireading.ru/hYdgmrB4M0
Моше Таля сыграл в фильме Марк Эйдельштейн
Моше Таля сыграл в фильме Марк Эйдельштейн

Участники перехода проявляют огромную выдержку, и мы видим ещё более тяжелый подлинный эпизод, когда отец готов убить своего ребенка из-за того, что своим плачем девочка может выдать всех немцам. И этот отец - Иосиф Кремер – староста долгиновских евреев. Если говорить о том, что законоучитель в сценарии создан творческим воображением, то надо и добавлять, что Иосиф и есть высокий духовный авторитет во всей еврейской группе.

Вот как рассказал этот эпизод Илья Родошкович. “Девочку (3-4 лет) отец нес в мешке за плечами. Она все время плакала. А ведь шли по ночам, и с ними рядом никто не хотел идти, боялись, что девочка всех выдаст своим плачем. Однажды Иосиф сказал жене, что надо избавиться от ребенка, так как все злятся на них. Одного ребенка, маленького, 7-месячного, отец вынужден был задушить подушкой еще в Долгинове в яме, когда прятались от немцев, и с этой тоже так хотел поступить. Девочка услышала этот разговор родителей и стала проситься: “Татэ, варфныт мир! Их зайн а гутэ!” (“Папа, не бросай меня! Я буду хорошей!”)…. Остановились и родители хотели ее утопить. Все стояли вокруг и плакали, а девочка просила жить. В это время подошел Киселев, все понял, забрал эту девочку на руки и так с ней ходил. У него она не плакала.” За один этот эпизод Киселев достоин  звание Праведника. В фильме он отдает ребенка отцу, поскольку опасность обнаружения фашистами миновала. В жизни же было всё гораздо ужасней. Ребенка родители могли убить из-за потенциальной опасности, а не близости в тот самый момент к отряду немцев. Командир нашел в себе силы успокоить всех и носил девочку на руках, потому что никому не мог её доверить, брал ответственность за неё и всех. В другом реальном эпизоде Киселев отдает своего коня инвалиду на деревянной ноге, правда, коня в кино мы не видим.

По данным израильского института Холокоста, на оккупированной немцами территории Белоруссии в границах на 22.06.1941г. оставалось от 570 до 600 тысяч евреев. Потери убитыми и умершими в лагерях и гетто с 1941 по 1944 годы составили от 556 до 582 тысяч человек. Был зафиксирован всего один случай еврейского коллаборационизма (в Белоруссии), когда еврейские полицейские из гетто Вильнюса расстреляли 406 стариков в белорусских Ошмянах (27.10.1942). Это был чудовищный выбор, немцы требовали сократить население гетто на 1500 человек. Вот показания по этому поводу - “Когда Вайс пришел в первый раз и заговорил о женщинах и детях, я сказал ему, что прежде всего следует отдать стариков. Он ответил: "Старики так или иначе умрут этой зимой, а количество людей в гетто надо сократить сейчас". Еврейская полиция спасла тех, кто должен был остаться в живых. Тех, кому оставалось жить недолго, мы отобрали, и пусть пожилые евреи простят нас... Они стали жертвами ради других евреев и ради нашего будущего.”

Юлия Витрук сыграла Любу в фильме Праведник
Юлия Витрук сыграла Любу в фильме Праведник

Образ предательницы еврейки Любы, выдающей своих же людей фашистам ради родителей, в связи с обсуждением темы еврейского коллаборационизма выглядит в картине "Праведник" очень противоречивым. Конкретных доказательств существования такого персонажа в Белоруссии нет. ( В Германии - Стелла Гольдшлаг указал читатель Кицунэ.) Создатели фильма явно опирались на книгу Герасимовой, когда она пишет о сообщениях партизан о том, что в Минске была создана школа шпионажа и диверсии, в которой обучают евреев против СССР. Якобы для этого Минск привезли 13 тысяч евреев!, в том числе из Германии. Как пишет Герасимова, эти слухи намеренно распускались гестапо, чтобы усилить антисемитизм среди населения и партизан. И несколько евреев было так расстреляно партизанами из-за подозрения в шпионаже.

В анонсах к фильму Праведник сообщается, что  в нём показан и еврейский коллаборационизм. Рискну заметить, что этот коллаборационизм идеологически в основном носил иной характер в отличие от украинского, русского, белорусского, литовского коллаборационизма, когда предатели шли на службу к нацистам в силу тех или иных политических убеждений или в силу отсутствия их по шкурным соображениям. Хотя шкурные соображения могут быть у представителя любой национальности.
В анонсах к фильму Праведник сообщается, что в нём показан и еврейский коллаборационизм. Рискну заметить, что этот коллаборационизм идеологически в основном носил иной характер в отличие от украинского, русского, белорусского, литовского коллаборационизма, когда предатели шли на службу к нацистам в силу тех или иных политических убеждений или в силу отсутствия их по шкурным соображениям. Хотя шкурные соображения могут быть у представителя любой национальности.

Очерк включен в Подборку Военные фильмы блога Друг Истории

Ужасная правда состоит в том, что евреи в Белоруссию из Европы депортировались не для шпионажа, а для уничтожения. Партизаны на первых порах не могли понять чудовищного смысла этих мероприятий немцев. А факт существования организации евреев-коллаборационистов и провокаторов Жагев в Польше в 1940-1943гг., внедряющей агентов в еврейские и польские подпольные организации, еще больше запутывает подоплеку интриги вокруг образа предателя в фильме Праведник.

Продолжение - изображение партизанской деятельности в кино

Признателен за лайки и подписку) Олег Душин ©, Друг Истории №162, следите за анонсами публикаций - и на Tелеграмм канале Друг Истории