Найти тему
Друг Истории

Фильм Праведник. Разбор смыслов, сюжетных ходов и фактов в кинокартине. Спасение евреев в 1942г.

Фильм "Праведник" произвёл на меня прекрасное впечатление. И если начинать с краткого отзыва, то он является великолепным примером того, как режиссура и сценарная работа накладываются на фактический материал и - возникает искусство кино. Художественная картина находит душевный отклик в сердцах людей.

В этом обзоре я хотел бы поговорить детально о составляющих успешности кино Сергея Урсуляка и источниках его жизненности. Разобрать, что является истиной в смысле соответствия фактам партизанской жизни, использованным в художественном произведении, а что является творческим вымыслом. Начинаем углубленный курс канала Друг Истории по героям, сюжетным линиям и смыслам картины. Рассмотрим, по сути, то, во что превращается история героического вывода-спасения Николаем Киселевым более 200 лиц еврейской национальности - в руках хорошего сценариста.

Афиша фильма. - Здесь сочетание и трогательного, и смешного, и пронзительного, и страшного, - поделился режиссер-постановщик фильма «Праведник» Сергей Урсуляк.
Афиша фильма. - Здесь сочетание и трогательного, и смешного, и пронзительного, и страшного, - поделился режиссер-постановщик фильма «Праведник» Сергей Урсуляк.

Итак, сценарий фильма написан Геннадием Островским, который не мог не опираться на книгу Инны Герасимовой “Марш жизни. Как спасали долгиновских евреев”. Именно из работы этого историка взята вся документальная фактура для кино, хотя источник (один из) успеха авторами особо не рекламируется. Названная книга впервые вышла в Германии, в 2016г. переиздана в Москве. Подчеркнем, что Инна Герасимова является инициатором присвоения Николаю Киселеву в 2005г. почетного звания Праведник мира. В 2002г. Герасимова возглавила Музей истории и культуры евреев Беларуси - с момента его создания и до 2012г. С тех пор она занималась поиском материалов по Николаю Яковлевичу Киселеву (1913-1974) и его подвигу.

обложка книги Инны Павловны Герасимовой
обложка книги Инны Павловны Герасимовой

Инна Герасимова рассказывала: “Прошло более года. И никакой информации. Я уже начала поиски уроженцев деревень Долгиново и Илья через белорусское землячество в Израиле, как вдруг в мае 2003 года в минский музей истории и культуры евреев Беларуси, который я тогда возглавляла, зашел немолодой посетитель — элегантный, подтянутый мужчина, говорящий по–русски с заметным акцентом. Видя его заинтересованность, поинтересовалась, откуда приехал гость. Он ответил, что из США, но до войны жил в небольшой деревне Долгиново километрах в ста от Минска. Я сразу же спросила: знакома ли ему фамилия Киселев? Мой собеседник мгновенно изменился в лице: "Откуда вы знаете эту фамилию?" Не отвечая на его вопрос, я повторила свой, и тогда он сказал: «Я и моя семья обязаны этому человеку своим спасением... “ Этого человека звали Шимон Хевлин. Именно его показания наряду с материалами Герасимовой по другим свидетелям подвига стали основой для присвоения звания Праведника мира Киселеву Израильским институтом катастрофы и героизма национального мемориала Катастрофы (Холокоста).

Шимон Хевлин у памятника погибшим евреям в Долгинове. 2007 г. Многие участники перехода Киселева бежали из долгиновского гетто.  В кино Таля в старости сыграл Довале Гликман https://iknigi.net/avtor-inna-gerasimova/117954-marsh-zhizni-kak-spasali-dolginovskih-evreev-inna-gerasimova/read/page-19.html
Шимон Хевлин у памятника погибшим евреям в Долгинове. 2007 г. Многие участники перехода Киселева бежали из долгиновского гетто. В кино Таля в старости сыграл Довале Гликман https://iknigi.net/avtor-inna-gerasimova/117954-marsh-zhizni-kak-spasali-dolginovskih-evreev-inna-gerasimova/read/page-19.html

Для фильма “Праведник” Шимон Хевлин (1928 г.р.) стал прообразом героя Моше Таля (Марк Эйдельштейн). Вся личная история Шимона в сценарии существенно изменена, Моше стал старше на 3 года, у него появилась младшая сестра, погибли родители, из Долгиново он “переехал” в Минск, взял в руки оружие и т.д. По сути, Моше это собирательный персонаж, от Шимона в нем осталось только решающая роль в присвоении звания Праведника своему спасителю Киселеву. Также Моше вобрал в себя черты старшего брата Шимона – Нахмана (1924-1943), который участвовал в этом же походе на Большую землю с оружием в руках, - Киселев дал ему пистолет. К сожалению, Нахман впоследствии погиб на войне в рядах Красной армии. В сценарии найден очень интересный ход с астролябией 15 века (см.подробнее), реликвией семьи Таль. Астролябия обеспечивает драматичную сквозную нить всему кинорассказу.

Моше Таль с астролябией в фильме. Сам сюжет с астролябией придуман, но ценности действительности были нужны для обмена их на продовольствие в крайней нужде.  Ист. фото https://www.gazetametro.ru/articles/stoit-li-smotret-voennuju-dramu-pravednik-pro-realnyj-podvig-nikolaja-kiseleva-16-02-2023
Моше Таль с астролябией в фильме. Сам сюжет с астролябией придуман, но ценности действительности были нужны для обмена их на продовольствие в крайней нужде. Ист. фото https://www.gazetametro.ru/articles/stoit-li-smotret-voennuju-dramu-pravednik-pro-realnyj-podvig-nikolaja-kiseleva-16-02-2023

К огромному сожалению, инициатор всей истории Праведника - Инна Герасимова, проживающая с 2012г. в Германии, в кино, посвященном её делу, не присутствует, её частично заменяет израильская сотрудница Института Холокоста, последней отдана инициатива по присвоению звания Праведника.

Инна Павловна Герасимова, автор истории о Праведнике. https://bis.nlb.by/ru/documents/139782
Инна Павловна Герасимова, автор истории о Праведнике. https://bis.nlb.by/ru/documents/139782

Линией противостояния Добру в фильме является эсэсовец Шмюкер (Дитмар Кениг), ревностно преследующий евреев и олицетворяющий Зло. Ввод этого персонажа, а также его агента Любы (играет придуманного предателя-провокатора из евреев Юлия Витрук - подробнее см.) придает картине острый динамизм и интригу, необходимые в классическом сценарии. В фильме этот фашист первоначально появляется при погроме в Минском гетто – кровавой бойне 2 марта 1942г. на еврейский праздник Пурим. В этот день каратели после ухода рабочих колонн на работу потребовали собрать в гетто пять тысяч человек, но люди, вынужденные носить желтую звезду Давида на одежде, предупрежденные подпольщиками (на территории Минского гетто существовали 22 подпольные организации) о предстоящем погроме, не пришли. 2-3 марта было расстреляно 5721 евреев в т.ч. 3412 в Минске. Руководил этим погромом командир полиции безопасности и СД в Белоруссии Эрих Штраух (1906-1955). После войны его приговорили к смертной казни, но по причине психической болезни этот эсэсовец, увы, избег наказания.

Минское гетто. Ист. Википедия. В фильме Шмюкер называет главу Минского юденрата Илью Мушкина, арестованного в феврале и повешенного в марте-апреле 1942г., Мышкиным. Его преемник Моше Яффе был застрелен 28 июля 1942 (https://www.yadvashem.org/ru/education/projects/phoenix/holocaust/ghettos/minsk.html)
Минское гетто. Ист. Википедия. В фильме Шмюкер называет главу Минского юденрата Илью Мушкина, арестованного в феврале и повешенного в марте-апреле 1942г., Мышкиным. Его преемник Моше Яффе был застрелен 28 июля 1942 (https://www.yadvashem.org/ru/education/projects/phoenix/holocaust/ghettos/minsk.html)

В фильме же мы видим, что Шмюкер горит “синим пламенем”, посланным Моше Талем. Его прототип Г-Р.Шмюкер (1915-1996), начальник зондеркомманды 7с (действующей в Смоленске и Белоруссии в составе айнзацтгруппы B) в июне-октября 1942, увы, войну пережил, отсидев 5 лет в советском лагере. Вообще финальная сцена перехода людей через мост в картине имеет большое символическое значение, хотя в истории выхода группы Киселева к Сурожским воротам такого моста не было. Кадры на мосту символизируют общий порыв-уход людей из фашистской неволи, оккупированной земли, на советскую сторону. Что же конкретно случилось на так называемых Сурожских воротах, рассмотрим в другом очерке, а пока займемся первым партизанским кадром на экране из 1942 года.

Освобождение отрядом Киселева "Победа" группы евреев на складах в 1942г. выглядит в фильме очень реалистично. Выход из заключения действительно произошел летом 1942 (скорее всего, в начале августе) при нападении на ж.д. станцию Княгинино Мядельского района.  Воспоминания комиссара отряда Мститель Тимчука: “Рабочие-евреи, работавшие там на погрузке и разгрузке грузов, вместе с партизанами подожгли немецкие склады, забрали многое из продовольствия и пришли в партизанские отряды “Мститель” и “Борьба” в количестве 64 человек.”  Но в другом месте, раскрывая тему, Тимчук пишет нечто, что сильно расходится с трактовкой в кино: “Он (Яков Фридман) пошел на станцию Княгинино. Там находился еврейский каторжный лагерь. Было в нём 75 человек евреев, работающих на погрузке и разгрузке. Он пошел в этот лагерь. Три дня жил в этом лагере, с каждым переговорил, как выйти, вооружил этих людей, ночью напал с людьми на немцев, подожгли немецкие склады, забрали то, что можно было забрать из продовольствия и особенно из курева, и всех привел к нам в лагерь. Это были очень ценные люди.”

Хотя этот эпизод  с освобождением евреев-грузчиков имеет прямую документальную основу, в фильме он носит собирательный характер. Только внимательное прочтение книги Герасимовой позволяет отчасти понять, как было здесь на самом деле,
Хотя этот эпизод с освобождением евреев-грузчиков имеет прямую документальную основу, в фильме он носит собирательный характер. Только внимательное прочтение книги Герасимовой позволяет отчасти понять, как было здесь на самом деле,

Но причем здесь отряд “Победа”, которым в фильме командует политрук Киселев? Дело в том, что 16 июня 1942г. командование отрядов Мститель, Борьба и др. поручило политруку собрать по лесам семьи (прячущихся евреев), а также бежавших военнопленных, выделить боевую группу и создать отряд. Для этой цели было выделено 5 человек (Н.И.Рогов, Н.Я. Киселев, В.П.Батиков, В.И.Городищев, Э.Ш.Майзель). Отряд назывался Победа. В число заслуг отряда его комиссар Николай Рогов относит и вывод еврейского населения со станции Княгинино. Вполне возможно поэтому, что бывший военнопленный Яков Фридман (1919 г.р.) действовал тогда вместе с Киселевым. Кадр фильма, показывающий, что евреи идут вслед за отрядом Киселева после освобождения и просятся к нему, - является вымыслом в данной конкретной ситуации. Однако, в принципе, бежавшим в леса евреям было очень сложно, они пересекались с партизанами, нередко были досадной помехой в глазах последних. Одной из причин партизанского "марша" Киселева на Большую землю с 30 августа 1942г. было и это. Надо было вывести гражданских людей из-под ударов немцев, голода и предстоящего холода

Киселев (Александр Яценко) оглядывается на идущих следом евреев, которых освободили в Княгинино. Если быть точным, то такой кадр с Киселевым имеет историческое основание быть сделанным "до 16.06.1942", хотя группу  евреев при сожжении складов в Княгинино  освободили в начале августа 1942г.
Киселев (Александр Яценко) оглядывается на идущих следом евреев, которых освободили в Княгинино. Если быть точным, то такой кадр с Киселевым имеет историческое основание быть сделанным "до 16.06.1942", хотя группу евреев при сожжении складов в Княгинино освободили в начале августа 1942г.

При ознакомлении с материалами, опубликованными в книге И.Герасимовой, я соглашусь с тем, что партизанским руководством отряд “Победа” рассматривался скорее как вспомогательный, хотя в нем была создана как раз боевая группа человек 40-60. Тридцать человек из них стояли на охране мирных жителей в лесу. Остальные, как явствует из пояснений Киселева, выполняли боевые задания партизанского штаба и добывали продовольствие, в том числе вооруженным путем. В кино не стали вдаваться в эти подробности и сделали отряд "Победа" боевым, к которому случайно "пристали" евреи. Но в документах 1945 года отряд “Победа” даже называют семейным отрядом, поскольку Киселев объединил вокруг него 270 человек -  в основном это были евреи.

То, что Победа создавалась изначально для сбора евреев, подтверждается включением в отряд с самого начала переводчицы Эммы Майзель (1913 г.р.), бежавшей в мае 1942г.  из минского гетто. Дело в том, что Западная Белоруссия была присоединена к СССР в 1939г. и многие евреи не говорили по-русски, а только на идиш и по-польски. В фильме в т.ч. по этому поводу партизаны делят всех евреев на местных, белорусских, и "заграничных". Нельзя сказать, что этот киноприем выглядит очень логичным, хотя фашисты в Белоруссию и депортировали евреев из Европы. Ради одного такого "депортированного" русскоязычного кишиневского скрипача, побывавшего в Вене и весьма симпатичного (Рональд Пелин в роли Йони Гершмана), а также семьи "фольксдойче" (все собирательные персонажи), вряд ли подобное учетное деление в лесу стоило устраивать. В основном этот эпизод работает на расширенное восприятие проблемы современным зрителем, а не отражает местные реалии, когда все евреи в том походе были практически из Белоруссии - Долгиново, Минска и др. Могли быть, между прочим, и евреи-беженцы из Польши, ушедшие в СССР в 1939-1941гг.  К числу местных евреев относят при перекличке выходцев из местечко Долгиново, которое входило в состав Польши до 1939г.

В фильме переводчицей с идиш делают почему-то партизанку Анну (Любовь Константинова), хотя ею была Эмма Майзель. Действительно, партизанка, уроженка Минска Анна Сироткова (1922 г.р.) участвовала в походе на Большую Землю. После войны она вышла замуж за Киселева, нам в кино показали только их взаимную симпатию. 

Николай Киселев и его жена Анна после войны
Николай Киселев и его жена Анна после войны
Киселев и Анна в фильме
Киселев и Анна в фильме

Еврейскую свадьбу во время перехода, очень украшающую его, мы видим у партизана Ферзя (собирательный персонаж, Евгений Ткачук) и Товы Липницки (Мария Золотухина). Также Культурно-Просветительский смысл в фильме несет и обращение Киселева к еврейскому законоучителю с целью разрешения верующим не соблюдать все правила Тора во время похода, поскольку последний связан со смертельной опасностью. Насколько можно понять, Киселев в далёком 1942 году рассчитывал на организационную и моральную помощь своего партизана Иосифа Кремера, кустаря из Долгиново, который руководил семейным лагерем евреев в лесу до перехода на Большую Землю. Каких-то особых воспоминаний о священниках в отряде в книге Герасимовой я не нашёл. Да и показанная очень художественно обрядовая часть с прекрасной еврейской песней на идиш Lomir ale ineynem больше соответствует условиям турпохода, а не жестокой войны. Однако у кино свои законы.

С Иосифом Кремером на законоучительном эпизоде, придающем картине очень полезный для современного восприятия элемент эпопеи, обращенный к глубинам сознания, мы не прощаемся. С ним связан важный драматический момент, который показан в фильме, и о котором мы поговорим в следующем очерке.

Ферзь и Това в фильме. Самый начальный мотив своеобразных ухаживаний Ферзя отражен в книге Герасимовой. Творческая фантазия сценариста доделала образ партизана, имеющего "ходку", его преображение через любовь и свадьбу. Нам показано - как должно было быть и могло бы, - то есть выполняется нравственная задача искусства. Диалог Товы и Ферзя: "Почему ты на меня так смотришь?...- Ребенок должен быть похож на мужа" имеет вечную ценность.
Ферзь и Това в фильме. Самый начальный мотив своеобразных ухаживаний Ферзя отражен в книге Герасимовой. Творческая фантазия сценариста доделала образ партизана, имеющего "ходку", его преображение через любовь и свадьбу. Нам показано - как должно было быть и могло бы, - то есть выполняется нравственная задача искусства. Диалог Товы и Ферзя: "Почему ты на меня так смотришь?...- Ребенок должен быть похож на мужа" имеет вечную ценность.

Продолжение см.

Материал включен в Подборку по военным фильмам (здесь) и в подборку Партизаны (здесь). Смотрите обзоры по историческим фильмам в блоге Друг Истории

Военные фильмы | Друг Истории | Дзен

Признателен за поддержку! Чтобы поддержать автора, ставьте пожалуйста лайки и подписывайтесь на канал исторической аналитики.

Душин Олег, журнал №160, Друг Истории, анонсы публикаций можно видеть на Tелеграмм канале Друг Истории.