Этот проходной, малоизвестный фильм, на самом деле, весьма интересен. Во-первых, в нём задействованы звёзды: Георгий Бурков, Лидия Смирнова, Лидия Федосеева-Шукшина, Борис Новиков, Ирина Скобцева. Во-вторых, музыку написал Александр Зацепин. В-третьих, автор сценария - Валентин Черных, тот что и «Москва слезам не верит» (1979) В-четвёртых, …и это – самое главное!
Посмотрев комедию «Красиво жить не запретишь» (1982), можно быстро понять, чем была советская мода и по какой причине она не достигала (почти не достигала) потребителя. Кроме того, в завуалированной форме здесь показаны детали биографии знакового модельера той эпохи – Вячеслава Зайцева. Актёра (Виктора Фокина) подобрали весьма точно.
Повторюсь – это не то, что нынче называют «байопик», но художественный вымысел с элементами реального трудового пути. Работа в провинции, у себя на родине (для Зайцева – это Иваново, а тут некий город с градообразующей швейной фабрикой, а съёмки происходили в Ельце), ...повышенный интерес к фольк-стилю и красному цвету, эксперименты и смелые решения, борьба за качество.
Да, в одном из эпизодов мелькает интервью Вячеслава Зайцева для телевидения, где тот говорил о волшебстве народного костюма и направлениях развития моды, о проблемах, возникающих у мастеров. Итак, художник-модельер Сергей Бодров любит красоту, женскую моду, отлично знает все процессы швейного дела, талантлив и авантюрен. Он хочет, чтобы изделия его фабрики имели успех, а не лишь выпускались, ради перевыполнения плана.
Диалог Бодрова с директором фабрики (Лидия Смирнова), чётко обозначает проблему: почему в СССР мода была в экспортно-выставочном, репрезентативном формате, а не на уровне производства. Дизайнер одежды предлагает начальнице эффектные решения, а она отказывает, упирая на невозможность быстро перестроить все процессы, тогда как государство требует не «красоту», а выполнение плана.
То есть! Модельер выдумывал нечто великолепное, а фабрики не желали это брать в разработку, ибо план (и премия!) оказывались ценнее. Получался замкнутый круг: швейники годами строчили какие-нибудь халатики из «весёлого ситчика», получали квартальные вознаграждения, а потом …бежали в ГУМ или к фарцовщику, дабы купить нечто актуальное и привлекательное.
Фильм, к слову, типичное для СССР «производственное» действо - показаны реальные швейные цеха, обсуждается закупка оборудования и тканей, делается ставка не на личные переживания героев, а на общественные. Тогда выпускали много таких сюжетов: молодой новатор борется с ретроградами и перестраховщиками. Вместе с тем, речь идёт о моде и дамском очаровании.
Можно увидеть толпу, людей, их одежду. Камера отслеживает и фиксирует лица и вещи. Как одевался советский человек? Хорошо. В магазинах ничего не было, но у всех всё было. Далее мы попадаем в настоящие министерские кабинеты и на дефиле московского дома мод, куда Бодров приезжает утрясать свои проблемы. В одной из сцен была высказана главная причина отсутствия модных вещей на прилавках.
Точнее, невеста героя на сетования дамы-функционера о том, что пуговицы будут лишь через месяц, предлагает лёгкое решение: платим ребятам, они нам штампуют. Всё! И звучит мысль: «А что тут сложного? Они нам делают, мы им платим». Но это противозаконно. Итак. Плановая гос. экономика в области легпрома и существующие методы хозяйствования не могут создавать массовую моду. Только - для выставок.
Zina KorZina (c)
- О моде в советских фильмах:
1. Кстати, почему в «Самой обаятельной» упоминается именно Пьер Карден?
3. «Девушка без адреса» и дефиле по-советски.