Согласно большинству существующих рейтингов фэнтези стабильно входит в топ-3 самых читаемых жанров. Кто те люди, которым нравится погружаться в фантазии? Этот вопрос корреспондент пресс-службы издательства «Союз писателей» задала Павлу Беляеву, автору романа в жанре темного славянского фэнтези «Крылья нетопыря. Часть 1. Сон разума».
«В моем личном опыте целевая аудитория слегка разошлась с фактической статистикой. Изначально, вступая на путь написания темного славянского фэнтези, я был уверен, что моей аудиторией станут суровые бородатые мужики, увлеченные культурой и историей славяно-руссов, возможно, адепты русских боевых искусств. На деле же ситуация получилась с точностью до наоборот.
Долгое время 75 % моих читателей составляли женщины, но в последнее время статистика стала колебаться в районе 50×50 %. Такой большой перевес в самом начале, думаю, связан в первую очередь с тем, что по какой-то причине в нашей стране читающих женщин на порядок больше, чем читающих мужчин. За примерами далеко ходить не надо: поговорите со своим окружением и, скорее всего, будете весьма удивлены. Либо прозондируйте почву среди книжных блогеров, и вы увидите, насколько среди них меньше мужчин.
Постепенно соотношение моих читателей стало выравниваться до сегодняшних 50 %. Думается, что это связано с общей популярностью жанра фэнтези, который имеет столько разных поджанров, что здесь почти любой сможет найти что-то для себя. С одной стороны, это бесспорный плюс, но он же и бич современной “фантазии”, поскольку отыскать в таком многообразии то, что понравится именно тебе, — та еще задача. Видимо, мужчины, интересующиеся темным фэнтези, тоже стали чаще наталкиваться на мои книги.
На самом деле лично я уже не вижу какого-то конкретного портрета своей целевой аудитории, допустим, мужчины от 30 до 50 или девушки от 20 до 30 — нет. У всех разный уровень образования, начитанности и жизненного опыта. Поэтому я не могу понять, как можно заранее планировать себе аудиторию. А еще твердо убежден, что это нечестно по отношению ко всем остальным, кого я решил не брать в те рамки, которые сам для себя ограничил. Большинство моих персонажей борются со всякого рода рамками, так чего я буду отставать от них?
Если бы я писал нон-фикшен, то да, говорить о какой-то конкретной ЦА имело бы смысл. Начни я вдруг рассказывать о C++ или Pithon, было бы ясно, что это литература для программистов. Или если бы я описывал какие-то лайфхаки по уходу за маленькими детьми, то совершенно очевидно, что моей целевой аудиторией стали бы молодые мамочки. Но я пишу художественную литературу, более того, пишу фэнтези. А фэнтези — это код к юности. И я имею в виду юность человечества. Литература фантазии будит в нас что-то древнее, первобытное, как огонь, который по-прежнему манит даже в XXI веке своей непостижимой и опасной таинственностью. Фэнтези способно пробудить в нас нашего внутреннего ребенка, который есть в каждом, независимо от того, нравится это нам или нет. И этот ребенок по-прежнему мечтает о том, чтобы охотиться в лесах на дикого зверя. Он жаждет петь под лиру или гусли у ночного костра. Этот ребенок все еще где-то очень глубоко верит в любовь — чистую и истинную, ради которой стоит отправиться в опасное путешествие, способное перевернуть всю твою жизнь.
Поэтому я твердо уверен, что фэнтези — это литература для каждого. Просто надо найти свое фэнтези в безбрежном океане чужого.
Но если уж совсем наступить на горло и потребовать немедленно хоть какой-то портрет человека, для которого ежедневно пишутся сотни книг в этом великолепном жанре, то пожалуйста!
Целевая аудитория фэнтези — это люди. Люди с достаточно развитым воображением, чтобы представить себе то, чего не просто никогда не было, но, скорее всего, никогда и не будет. Это люди с достаточно развитой способностью к эмпатии, чтобы сопереживать героям в тех ситуациях, в которые современный человек уже практически не попадает. Это люди с хорошей памятью, чтобы запоминать все эти зачастую труднопроизносимые имена и названия. Но главное, читатели фэнтези — это те из нас, чей разум способен воспринять что-то помимо привычных домов-коробок и бытовой жизни. Это мечтатели и романтики.
И я верю, что это те самые люди, которые способны шагнуть за горизонт».
Вот каким является поклонник фэнтезийного жанра в глазах писателя-фантаста, согласно его личному опыту общения с аудиторией. Вероятно, так и есть. А вы относите себя к любителям этого удивительного жанра?