Найти тему
Мото-теория

Спирт связывает воду. Так ли это? И стоит ли заливать в бак что-то «по совету Петровича»?

Оглавление

А у Петровича совет был такой: «Добавляю в бензобак спирт два раза в год. Это чтоб от воды в топливе избавиться, спирт вяжет воду!». Любопытно. Решил разобраться.

Откуда вода в бензобаке?

В силу естественных причин. Внутренний объем бензобака соединен с атмосферой через дренаж, и атмосферный воздух в бак заходит и выходит, резервуар «дышит». При понижении температуры влага, растворенная в воздухе, выпадает сначала в виде водяного тумана, а затем и в виде капель - конденсата, чаще на стенках бака. Капли воды скатываются вниз, попадая в топливо.

С НПЗ продукция выходит качественной, но вот как потом хранится и переливается – это вопрос. В емкостях для хранения топлива на АЗС тоже присутствует «дыхание резервуара» и конденсация, законы физики общие для всех.

В исключительных случаях вода может попасть при заправке байка под проливным дождем, при негерметичности крышки бензобака и по другим причинам.

Бензин и вода не смешиваются. Максимум, могут образовать эмульсию – взвесь капелек воды в бензине при сильном перемешивании. Поскольку плотность воды больше плотности бензина, она скапливается на дне бензобака.

В чем вред воды в бензобаке?

1. Самый очевидный – коррозия (ржавление). Процесс носит в том числе и электрохимический характер, идет сильнее на границе сред вода-топливо. Продукты коррозии, попадая в топливную систему, забивают фильтры, ухудшают прокачиваемость топлива, могут влиять на качество приготовления топливно-воздушной смеси. Итог – нестабильная работа двигателя.

2. Если в цилиндрах оказывается вода, мотор начинает работать с перебоями;

3. Очевидный факт, мало касающийся мотоциклистов, если, конечно, вы не гоняете по снежным и ледяным трассам. Зимой на морозе вода замерзает в топливной системе, полностью перекрывая движение топлива. Двигатель не запускается.

Самый очевидный метод избавиться от воды – слить ее. На некоторых автомобилях даже сохранились специальные сливные пробки на топливных баках и фильтрах. Но более простым способом кажется использование «химии».

Что такое «влаговытеснитель», он же «осушитель топлива»?

В продаже их достаточное количество «на любой вкус и кошелек». Попробуем разобраться, как это работает.

Идеальный влаговытеснитель выглядит так: он должен полностью «связать» воду и способствовать ее удалению из бензобака. Как вода может удалиться? Только смешаться с топливом, превратиться в пар в камере сгорания и выйти в атмосферу вместе с выхлопными газами. Даже если полного растворения воды в бензине не произошло, зимой «аш-два-о» под действием осушителя не должна замерзать и закупоривать топливную систему, уже имеющиеся кристаллы льда обязаны растворяться. Это не так полезно мотоциклистам, но является основным требованиям к данным препаратам у водителей автомобилей. Еще было бы не плохо, чтобы влаговытеснитель защищал стенки бака и прочие элементы топливной системы от коррозии. И непреложное требование ко всем препаратам – они должны быть химически нейтральны к материалам, из которых сделаны соприкасающиеся с топливом узлы - металлам, пластикам, резине, герметикам.

На практике так и есть. В составе большинства препаратов присутствуют вещества, взаимодействующие с молекулами воды, такие ассоциаты растворяются в топливе. Если же концентрация воды велика, ассоциаты выпадают на дно бензобака, но замерзают уже при гораздо более низкой температуре. ПАВ в составе препаратов препятствуют коррозии.

Какие вещества связывают воду? Их эффективность и недостатки

В качестве связывающих воду веществ чаще всего используют эфиры этиленгликоля и алифатические спирты. Эфиры этиленгликоля, например, этилцеллозольв, прекрасно смешивается со всеми растворителями, в том числе с бензином и водой. Алифатические спирты – более эффективная присадка. Однако, нужно учитывать, что некоторые низкомолекулярные спирты гигроскопичны, т.е. наоборот «притягивают» воду из воздуха. Спирты плохо совместимы со многими пластмассами и резинами, могут ускорять коррозию металлов. При введении в топливо эфиров этиленгликоля и спиртов ухудшаются защитные свойства топлив.

Главная задача влаговытесняющих средств – не допустить образования льда в топливной системе при минусовых температурах. Касаемо большинства мототехники, используемой в теплое время года, это не особо актуально. Обрабатываемый объем топлива, указанный на этикетке препарата, рассчитан так, чтобы состав действовал как «противокристаллизатор», но не приносил вреда, в частности, не изменял свойства топлива. Для полного связывания и растворения воды в бензине осушители должны добавляться в значительно больших количествах. Например, при концентрации воды в топливе в 0,005%, для ее полного растворения нужна концентрация метанола 0,12%, то есть в 24 раза больше, чем воды. И рассчитать точно не получится, поскольку мы не знаем, какое количество влаги в баке. Но при увеличении дозы снадобья на первый план может выйти его неблагоприятное действие на материалы элементов системы питания: коррозия металлов, разбухание и размягчение резиновых деталей, нарушение герметических свойств, неблагоприятное воздействие на пластмассы. Добавление спирта в бензин может потребовать дополнительной регулировки двигателя.

-2

Какие выводы?

Пожалуй, такие:

1. Законы природы не обмануть: вода в топливном баке есть и будет появляться вновь;

2. Самый надежный способ избавиться от воды в бензобаке мотоцикла – убрать ее «физически». Выработать топливо, слить с помощью трубки «самотеком», остатки удалить с помощью большой груши, подсоединив трубку подходящей длины. Затем бак демонтировать и интенсивно вытряхнуть через горловину все, что еще осталось;

3. Про «влаговытеснители» и «осушители». Применять их скорее нецелесообразно, с оговоркой, конечно, если вы не используете мотоцикл зимой. Их задача – не допустить закупоривания топливной системы льдом, предотвратить замерзание воды в бензине в зимней период. Оставим это очень полезное предназначение для автомобилей. В рекомендуемых согласно инструкциях на бутылочках концентрациях эти препараты не обеспечивают полное растворение воды в бензине. При увеличении дозы может пострадать система питания, да и топливо изменит свои свойства;

4. При длительном хранении техники обоснованным является добавление в топливо «Стабилизатора бензина». Стабилизаторы бензина не только препятствуют окислению топлива и смолообразованию, но и защитят бензобак от коррозии;

5. И про совет Петровича «плеснуть чего-то в бак против влаги». Как мы уже говорили, в малых дозах чистый спирт бесполезен, в больших – опасен. Определить оптимальное количество возможным не представляется. Взвешивая факторы «риск/польза» стоит склониться к выводу, что «народные» средства скорее навредят или будут неэффективны, чем действительно помогут. Если же действительно вдруг зачесались руки «нейтрализовать воду в бензобаке», не прибегая к полной замене бензина, все-таки воспользуйтесь уже готовыми «осушителями топлива» от именитых производителей, имеющимися в продаже. Они многокомпонентные, комплексного действия, кроме связывания воды еще защищают от коррозии, испытаны и рекомендованы. Также стоит предостеречь от добавления в топливо растворителей с целью его «осушения», например, ацетона. Влаговытесняющие свойства ацетона не описаны, при этом упоминается его отрицательное действие на детали из резины.

Желаю всем ровных дорог!

Лайки, репосты и комменты приветствуются!

#спирт связывает воду; #осушители бензобака; #вытеснители влаги топливо