Найти в Дзене

Как, обладая хорошей памятью, можно навредить своему мышлению

☑️ Сегодня большой популярностью пользуются тренинги, на которых участники, развивая память, думают, что станут умнее. Совсем не обязательно. 👉 Оказывается, хорошая память может даже сдержать развитие мышления. А ученики, имеющие прекрасную память, не обязательно станут "отличниками или ударниками". Я не просто так посвятила несколько статей А. Слюсарчуку - человеку с феноменальной памятью (но с пониженным уровнем развития нравственных качеств), чтобы как раз на его примере показать, как хорошо развитая память может мешать развитию мышления. Известно немало других людей, обладавших нестандартно высоким для обычного человека уровнем развития памяти: Вернёмся к А. Слюсарчуку, который с отличием окончил Московский мединститут, куда поступил в 12 лет по благословению Главы Минздрава СССР Е.И.Чазова. Закономерен вопрос одной из комментаторов к статье о Слюсарчуке: "...а как медик он не прославился? Окончил же медицинский ВУЗ блестяще, без помощи кого то, сам же учился?" Да, у

☑️ Сегодня большой популярностью пользуются тренинги, на которых участники, развивая память, думают, что станут умнее. Совсем не обязательно.

👉 Оказывается, хорошая память может даже сдержать развитие мышления. А ученики, имеющие прекрасную память, не обязательно станут "отличниками или ударниками".

 Память или мышление? Что важнее?
Память или мышление? Что важнее?

Я не просто так посвятила несколько статей А. Слюсарчуку - человеку с феноменальной памятью (но с пониженным уровнем развития нравственных качеств), чтобы как раз на его примере показать, как хорошо развитая память может мешать развитию мышления.

Известно немало других людей, обладавших нестандартно высоким для обычного человека уровнем развития памяти:

  • журналист и мнемонист С.В.Шерешевский;
  • Юрий Горный, удивлявший всех быстрыми вычислениями математических выражений;
  • С.Гарибян, прозванный "человеком-суперпамятью".

Вернёмся к А. Слюсарчуку, который с отличием окончил Московский мединститут, куда поступил в 12 лет по благословению Главы Минздрава СССР Е.И.Чазова.

Закономерен вопрос одной из комментаторов к статье о Слюсарчуке:

"...а как медик он не прославился? Окончил же медицинский ВУЗ блестяще, без помощи кого то, сам же учился?"

Да, учился он сам. Но учился поверхностно: феноменальная память позволяла ему на отлично сдавать все экзамены, не углубляясь в осознание и понимание сути предметов. Понимал ли он содержание изученных дисциплин должным образом - это большой вопрос /не буду утверждать, что он не получил совершенно никаких знаний. Любимые предметы, интересные темы - там он мог подключать и мышление. А память с мышлением связаны напрямую/.

Получается, что такой природный дар сыграл со Слюсарчуком плохую шутку: не позволил ему стать профессионалом того дела, для которого получал образование.

Разве не в том же самом заблуждении - что хорошая память поможет отлично учиться - пребывают и сегодня все поклонники "зубрёжки" в школе.

Они стараются зазубрить (запомнить на память) все правила, формулы, определения понятий, думая, что именно так они качественно освоят предмет.

☑️ Но нет, для получения хороших знаний ПОНИМАНИЕ важнее ЗАПОМИНАНИЯ.

☑️ Нужно основательно обдумать изучаемый материал, понять его суть, увязать логически с тем, что было "пройдено" на предыдущих уроках, суметь своими словами сформулировать основную мысль изучаемого. И только после этого можно "зазубрить" какие-то основные правила и формулы данного урока.

Иногда и сегодня встречается, что учителя и родители ограничиваются успехами ребёнка в пересказе услышанного на уроках, в чтении стихотворений (да так, чтобы "от зубов отскакивало"), не вдаваясь, а понимает ли он материал?

Преподаватели ВУЗов именно потому и "грешат" на начальную и среднюю школу, что, научив детей запоминать, их не научили думать: понимать прочитанное, выделять главную мысль, делать выводы.

Непонимание текстового материала проявляется в неправильном решении задач в старших классах, в непонимании естественнонаучных и гуманитарных предметов.

Кстати, многим любителям зубрёжки в школе, порой довольно долго удаётся "выезжать" на своей хорошей памяти и числиться среди передовиков в классе.

Но, постепенно, с увеличением количества дисциплин, с усложнением требований, объёма памяти может не хватить, и ребёнок резко скатывается к плохим оценкам.

Поэтому, нужно с самых ранних этапов обучения ребёнка (уже с дошкольного возраста), учить его правильно: вначале понимать, а затем уже - запоминать.

===============

☑️ Лирическое отступление о памяти и понимании.

Внук пришел из детского сада и рассказывает про планеты: Уран, Нептун, Сатурн и т.д. При этом, приводит их массы, плотность, состав, ещё какие-то данные. Я удивляюсь (про себя) - для чего дошкольников знакомили с такими тонкостями?

А когда я спросила: "А где эти планеты? Их увидеть можно?" Внук ответил: "Где-то в небе, в Космосе. Наверно, выше Луны, раз их не видно."😃 (На Луну и звёзды он смотрел не раз).

Запомнить - запомнил, а что понял - постепенно выясним. 😉

================

А память развивать всё-таки нужно. Очень полезно.😉

А Вы не "зубрили" уроки, когда учились в школе? Или с первого класса всё "понимали"?

#память #мышление #обучение #ребёнок #дети #родители #зубрёжка #школа #образование #семья

-2