Легендарный морской летчик: о судьбе Василия Ракова
Морскому театру военных действий периода Велико Отечественной войны в публицистике уделяется мало внимания. Отчасти это оправдано – всё-таки главные сражения развернулись именно на суше.
Однако флот всё же внес свою лепту в Великую Победу, прикрывая морские границы Советского Союза, защищая Ленинград и Севастополь, Мурманск и Одессу. Об одно из летчиков-моряков – Василии Ивановиче Ракове – и пойдет речь в данной статье.
Ранние годы героя
Василий Иванович родился в 1909 году в Петербурге, однако детство и юность провел в Тверской области.
Его начальный путь ничем не отличался от других советских мальчишек – 7 классов школы, потому заводское училище и работа на заводе. В 1928 году по плану Василий был призван в ряды Красной Армии, где по распределению попал на флот.
На флоте молодого парня, изъявившего желание учиться, направили в лётную школу, где он волею судьбы попал сначала в бомбардировочное училище, а потом – в специальное, в котором учили лётчиков зарождавшейся в СССР морской авиации.
Быть морским лётчиком всегда было труднее, чем «сухопутным». Морякам необходимо уметь вести машину в самых сложных погодных условиях (на море погода манятся быстро и непредсказуемо). Кроме того, морские лётчики обязаны были уметь бороться с кораблями противника, применяя методы топ-мачтового бомбометания и торпедирования.
Советско-финская война
К началу Зимней войны Раков летал на СБ и принял активное участие в кампании против Финляндии.
Он дослужился до командира эскадрильи, особо отличился в начале войн при бомбардировке одной из авиабаз, а также при бомбардировке порта Турку. За успехи был награжден звездой Героя ССРСР.
Подход Ракова отличало то, что он большое внимание уделял разработке тактики воздушного боя. Его эскадрилья несла сравнительно небольшие потери, так как постоянно применяла нестандартные приемы ведения атаки – с пикирования, со стороны солнца, в ночное время, с низкой высоты под прикрытием складок местности.
Великая Отечественная война
В начале Отечественной Василий Иванович проходил переобучение на самолёты Пе-2, а потому на фронт попал только в 1942 году, с ходу приняв под командование эскадрилью. Начал войну он на Черноморском флоте, однако позже был поведен на Балтику.
В 1943 году Ракова отзывают для подготовки курсантов, и это заканчивается для него понижением в звании. Однажды группа пилотов-курсантов под его командованием в сложных метеоусловиях не смогла вовремя сориентироваться на местности – несколько самолётов разбились, пилоты погибли. Василий Иванович был вновь направлен на фронт.
Потопление крейсера «Ниобе»
В 1944 году в акватории Финского залива появился немецкий крейсер «Ниобе». Это был старый корабль, некогда служивший в голландском флоте и захваченный в 1940 году немцами.
Однако корабль обладал мощной артиллерией, и все еще мог доставить серьёзные неприятности советским войскам Ленинградского фронта. 12-му гвардейскому пикировочно-бомбардировочному полку была поставлена задача уничтожить судно.
В первую атаку 12 июля 1944 года ушли 30 Пе-2 под прикрытием Як-9. Однако добиться качественного попадания не удалось, и советское командование сменило тактику.
В новом налете предполагалось бомбить корабль «волнами» – сначала две группы Пе-2 по 11 самолётов 12-го полка, через некоторое время – 4 A-20, которые должны были сбросить бомбы топ-мачтовым способом. Ведущую группу возглавлял Василий Раков.
Атака оказалась более, чем успешной. Самолёты Ракова добились нескольких прямых попаданий с пикирования бомбами ФАБ-250, и корабль стал тонуть. Досталось также и плавучей батарее. Подоспевшие ленд-лизовские A-20 поставили окончательную точку. За этот бой Раков был награждён второй Звездой Героя СССР.
После войны
После Победы Василий Иванович продолжил службу на флоте, участвовал в разгроме Квантунской армии Японии, дослужился до командира дивизии. Позднее преподавал, занимался теоретическими разработками тактики применения самолётов на современной войне. Умер в 1996 году на 87-м году жизни.