Мои заметки
Хлеб духовный
В своих заметках я не раз и не два пытался подсказать людям, когда читаете духовные книги, будьте внимательны, рассудительны и осторожны. Не всё и не всегда нам нужно читать, что на первый взгляд полезно. Но идут годы, а у многих воз и ныне там. Где был, я имею ввиду, никаких успехов в духовной жизни. Мало того, кто-то даже жалуется, что сзади оказался, а не впереди. Охотно верю, и сам бывал в таких передрягах. Вот я и решил подробнее объяснить важность и порядок в чтении духовной литературы. Точнее говоря не я, а святитель Игнатий, а я лишь попробую обратить ваше внимание на важные тонкости этого дела, о которых говорит святитель.
Итак что читать и кому читать. Начнем с цитаты: «Старайтесь читать книги святых Отцов, соответствующия Вашему образу жизни, чтоб Вам можно было не только любоваться и наслаждаться чтением отеческих писаний, но чтоб можно было прилагать их к самому делу.» Обратите внимание, любоваться и наслаждаться чтением святых отцов не грех, но без пользы занятие опасное. Скоро поймете почему.
«Христианин, живущий посреди мира, должен читать сочинения великих святителей, писавших для народа, научающих мирским добродетелям христианским, идущим для тех, которые проводят жизнь среди занятий вещественных» Это значит нам, живущим посреди мира, хорошо назидаться учителями вселенскими универсальными, такими как святители Иоанн Златоуст, Василий Великий, Афанасий Великий, сам святитель Игнатий, Феофан Затворник, праведный Иоанн Кронштадский и им подобные. От такого чтения много пользы, и для ума и для сердца.
«Другое чтение для иноков общежительных: они должны читать святых Отцов, написавших наставления для этого рода жизни. И еще другое чтение для безмолвников и отшельников! Изучение добродетелей, несоответствующих образу жизни, делает жизнь безплодною.» Я бы еще добавил, наша «всеядность», то есть чтение всего подряд и всех подряд, (кто назвал свое творчество православным) нас рассеивает, лишает внимания, а главное, не позволяет нам понять последовательность в духовной жизни. Ведь зачастую современные авторы противоречат друг другу. А если лечиться у двух врачей, пусть и хороших, залечат, как говорил лаврский духовник. Но не только в этом опасность.
«…пропадают добродетели: душа не может долго удержать их при себе, должна скоро их оставить, потому что они ей не под силу. Такое, превышающее силы и способности упражнение в возвышенных добродетелях нередко повреждает душу неисцельно, разстраивает ее надолго, иногда на всю жизнь» - предостерегает святитель Игнатий. На всю жизнь! Обратите внимание. И кто виноват? Наша неразборчивость, невнимательность и в итоге безответственность. Прости Господи!
Важно, важно читать доступных и понятных нам наставников, святых. Им и верить. А то знаю некоторых, прочитали книжку одного современного «ревнителя благочестия», сами теперь боятся причащаться, и на других нападают, да еще как, с остервенением, с требовательностью жестокой и беспощадной. И где тут страх Божий, где смирение? Прости нас Господи! Наше неразумие и спасительный духовный хлеб может превратить в яд.