Найти тему
1,1K подписчиков

Развиваем эмоциональный интеллект у детей с аутизмом

261 прочитал

Материал Натальи Топурия

Ребенка с аутизмом сложно научить выражать и проживать эмоции не только в силу особенностей организации их нервной системы, но и потому что мы, взрослые, сами не очень хорошо справляемся с этой задачей. Как уж тут учить кого-то другого?

Давайте поговорим про эмоции и что мы знаем о них.

Способность распознавать, понимать и выражать свои эмоции имеет основополагающее значение для функционирования человека. Без этого он не в состоянии регулировать свое поведение и эффективно взаимодействовать с окружающими.

Исследования показывают, что чем лучше человек понимает свои эмоции, тем успешнее он справляется с эмоциональной регуляцией, легче принимает решения и делает выбор, да и в целом, у него повышается чувство благополучия.

Эмоции, которые мы испытываем можно условно поделить на три группы: реактивные, рутинные и рефлексивные.

Реактивные эмоции — это инстинктивные, врожденные реакции, которые возникают в ответ на явную внешнюю угрозу (страх, ярость). Они мгновенно заряжают нас энергией для бегства или ответной атаки.

Рутинные эмоции — это фоновые эмоции, которые питают нашу жизнь, они могут зарождаться медленно, жить долго, а угасать постепенно (счастье, злость, грусть, любовь). Часто, мы называем их не просто эмоциями, а эмоциональным состоянием или чувствами.

Рефлексивные эмоции — результат работы префронтальной коры и наших мыслей (ревность, зависть, горе, тревога, вина).

Реактивные эмоции — результат работы лимбической системы. Они вспыхивают молниеносно и вызывают автоматическую реакцию, регулировать которую, на сознательном уровне, сложно, потому что префронтальная кора не успевает осознать происходящее. Срабатывает автоматизм — сформированная жизненным опытом привычная поведенческая реакция. К сожалению, чаще всего, наше импульсивное поведение не приносит никакой пользы, а только приводит к негативным последствиям. Обычно, именно реактивные эмоции становятся виновниками срыва у детей с аутизмом и СДВГ.

Для того, чтоб выдерживать реактивные эмоции и не реагировать импульсивно, важно уметь останавливаться, увеличивать окно между стимулом и реакцией. Тогда, префронтальная кора успеет включиться и поможет сделать осознанный выбор более полезного поведения (например, вместо того, чтоб, под влиянием ярости, швырять в стену зависнувший телефон — попросить взрослых о помощи).

Это станет возможным, если человек, в первую очередь, научится понимать свои эмоции, узнавать их и идентифицировать.

АВА-центр "Моя Планета"
АВА-центр "Моя Планета"

Как повысить эмоциональную осведомленность?

1. Использовать наглядные пособия, соответствующие уровню понимания человека: колесо чувств, матрица интенсивности и привлекательности внутренних переживаний, визуальные карточки с эмоциями, отраженными в мимике, шкала напряжения, приложения для распознавания чувств.

2. Читать книги и смотреть фильмы или мультфильмы, в которых много внимания уделяется эмоциональным переживаниям героев. Истории интересных персонажей дают представление о сложности эмоций и вариативности способов реагирования. А также, присоединяясь к герою, можно лучше понять как субъективно ощущаются те или иные чувства в теле.

3. Вести дневник эмоций. Это направит внимание на эмоциональные переживания и даст возможность лучше их понять, прочувствовать и обозначить. Кроме того, при помощи записей, выявляются характерные триггеры и автоматические поведенческие реакции, которые и становятся мишенями в работе с психологом (или поведенческим специалистом, если это дневник эмоций ребенка).

4. Не избегать эмоций. Я не устаю повторять, что большинство наших бед — это следствие избегания любого эмоционального дискомфорта. Наша жизнь всегда будет полна событий, которые заставят нас переживать. Невозможно прожить жизнь иначе. Поэтому следует учиться проживать и выдерживать эмоции, какими бы болезненными они не были. Избегание же лишает нас возможности понимать, осознавать и идентифицировать эмоциональные состояния, а значит лишает возможности адекватно и с пользой для себя реагировать.

Развивая эмоциональную осведомленность, мы развиваем эмоциональный интеллект, который во многом определяет качество нашей жизни и удовлетворенность ею. И прежде, чем учить детей, таким сложным и абстрактным понятиям, как эмоции, стоит сначала самим разобраться с ними. С тем, насколько хорошо мы умеем идентифицировать их, проживать, выдерживать и жить в ладу.

#натальятопурия #аватерапия #мояпланета #инклюзивныйцентр #аутизммосква #расмосква #дпцмосква #ЗРРмосква #ЗПРмосква