Проповедь протоиерея Димитрия Смирнова в день Державной иконы Божией Матери, утро 15 марта 2000 года. Запись из архива мультимедийного издательства "Деоника".
Поздравляю всех с праздником Державной иконы Божьей Матери. Этот день для России особенный. Император Николай сам вынужден был по просьбе председателя Государственной думы для блага народа, как они думали, отречься от престола, и с тех пор до, можно сказать, сегодняшнего дня наш народ многие страдания за это претерпел, за такую измену. Но Господь не оставил, и в этот же день явилась в селе, тогда ещё Коломенском (это было вне черты Москвы, сейчас это Москва) икона Державной Божьей Матери, где Она изображена в виде императрицы, держащей в руке скипетр и державу. У нас есть эта иконочка в том углу и там на потолке, в том плафоне, она тоже изображена. Тем самым Сама Царица неба и земли как бы дала всем верующим знамение, что отныне Она будет заботиться о тех, кто будет к Ней прибегать, о том небольшом количестве верующих людей, которые остались верны вере православной, Евангелию и Господу нашему Иисусу Христу.
Также поздравляю всех с нашей первой Преждеосвященной литургией, всех причастников с принятием Таин Христовых. Святые Таины должны нам послужить для того, чтобы мы укрепили свои духовные силы, потому что цель Причащения — это приобщение к Богу. Господь так устроил, дал нам этот удивительный дар, который даже ангелы не имеют, для того чтобы мы, грешные люди, могли приобщаться благодати Божьей с целью победы над грехом. Сегодня мы в стихирах воспевали: «Постимся, братья, телесно, постимся и духовно». Поэтому обязательно нам нужен не только телесный пост, но и прежде всего духовный.
Кто не знает, что такое духовный пост, это значит воздержание от грехов. Например, есть у нас очень распространённый грех – мы неправильно используем наш язык. Господь дал нам дар речи и разума. В этом тоже есть запечатлённость Его Божества, потому что Сам Иисус Христос — это есть воплощённое Слово. Нам дан разум и словесность для прославления Бога, а мы, к сожалению, язык свой употребляем во всякий грех: на пустые, праздные разговоры, на осуждение, на сплетни, на то, чтобы какие-то слова нехорошие произносить и так далее. Если мы хотим духовно поститься, мы должны воздерживаться не только от скоромной пищи, но и от всего скоромного, что произносит наш язык. Это, конечно, гораздо труднее, но возможно. Для этого лучше всего научиться вообще молчать, потому что без этого нельзя ни молитве научиться, ничему. Всякий лишний разговор только рассеивает нас, лучше молчать. Если человек нас о чём-то спрашивает, ответить нужно, конечно, а то будет невежливо, но ответить нужно не больше того, что он спрашивает. Мы обычно по всякому пустяку готовы поболтать. Нас спросили на копейку, а мы отвечаем на десять миллионов. Нужно отвечать точно и ровно на поставленный вопрос. Всё лишнее только мешает нашему соединению с Богом, потому что через нашу речь лучше всего выявляется сущность самого человека. Допустим, взять роман какого-нибудь писателя, статью какого-нибудь журналиста или стихи какого-нибудь поэта, который жил очень давно. Казалось бы, человек уже умер, кости его истлели, но слово его осталось. По этим словам вполне можно понять, что это был за человек, а тем более – по речи. В речи нашей вся наша греховная сущность и выражается – и тщеславие, и превозношение, можно до вечера перечислять. Когда мы молчим, мы все эти качества в себе подавляем. Есть два способа борьбы с сорняками – вырвать с корнем, а можно просто досками покрыть, не будет расти, то есть подавить. Здесь, если мы не можем с корнем вырвать многоглаголание из своего сердца, то надо стараться хотя бы подавить. Тогда, если мы будем упражняться в молчании, если мы будем поститься от слов наших, то этим самым мы будем способствовать и победе над многими другими грехами. Например, над той же гордостью, потому что все святые отцы рекомендуют: кто хочет избавиться от тщеславия, тот должен, во-первых, научиться молчать. Никоим образом тщеславие лучше не проявляется как через речь, потому что только через речь лучше всего человек может себя каким-то образом выказывать, превозносить, что-то из себя изображать, рисоваться и выпендриваться. А человеку должно молчать, даже если его распирает, раздирает, то нужно употребить усилие воли, помолиться, чтобы угасить в себе эту потребность и желание. Это будет настоящий пост. Это гораздо важнее, чем не есть или что-то не пить. Примерно в одну тысячу пятьсот девяносто два раза это поважней, ну и трудней, конечно. Что-то не есть – это просто, это для маленьких детей, а мы тут уже все люди взрослые собрались, постящиеся не в первый раз, поэтому нам нужно переходить уже к более сложным вещам. Это не значит, что предыдущее нужно оставить, нет, в пище тоже нужно воздерживаться, но важнее, конечно, духовное. Спаси всех, Господи!
Дорогие братья и сестры! Мультиблог - большой многолетний проект протоиерея Димитрия Смирнова для распространения его слова. Также по благословению отца Димитрия здесь публикуются проповеди и выступления священников, разделяющих его взгляды. Для того чтобы для вас ежедневно выходил качественный материал, работает большая команда людей. Почти для всех это основная работа. Поддержите дело батюшки Димитрия, сделайте посильное пожертвование. Это поможет так же активно функционировать и развиваться нашему блогу.
Мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого миссионерского проекта.
https://www.dimitrysmirnov.ru/blog/donation/